Маркер
24 июня 2010, 09:49
Авиабилеты в России стоят слишком дорого, но дискаунтеру это только на руку
Менее года понадобилось дискаунтеру "Авианова", чтобы опередить Sky Express - своего главного конкурента, работающего на рынке уже почти пять лет
В России стюардесс дискаунтеров учат подавать икру
В России создать классический авиадискаунтер гораздо сложнее, чем на Западе - у наших перевозчиков меньше возможностей сокращать расходы. Например, в Европе, где работает пионер экономичных перевозок Ryanair, значительно больше аэропортов, из которых можно выбрать пусть и расположенный дальше от города, но с меньшими сборами. Российское законодательство не позволяет экономить даже на подготовке бортпроводников: кандидаты сначала проходят однодневный тест, а затем три с половиной месяца обучаются по международной программе. "Мы вынуждены обучать бортпроводников в соответствии со стандартами традиционных авиакомпаний - как правильно наливать вино, открывать шампанское, подавать икру, как в первом классе, что дискаунтеру не нужно", - рассказывает Пайн. В Америке, Великобритании и Австралии обучение длится всего 3-4 недели.
И все же Пайн настроен оптимистично: "Уверен, что работа на внутреннем рынке будет очень успешна. Наши первые результаты и цифры это подтверждают". По его мнению, у российского авиарынка есть два неоспоримых преимущества: высокие темы роста и запредельный уровень тарифов.
Сокращение времени между посадкой и взлетом
Обычно дискаунтеры достигают разницы в себестоимости перевозки 30% по сравнению с традиционными авиакомпаниями, отмечает Пайн. Такая экономия позволяет устанавливать тарифы, сопоставимые с железнодорожными. Флот "Авиановы" состоит из Airbus А320 в максимальной конфигурации - 180 пассажиров. Для сравнения, вместимость А320 "Аэрофлота" - 140 пассажиров. Это позволяет существенно экономить - на том же количестве топлива дискаунтер перевозит почти на 30% больше пассажиров, чем традиционные авиакомпании. При этом места в самолете используются по максимуму. У большинства российских перевозчиков коэффициент загрузки кресел на внутренних рейсах не превышает 70%, тогда как у Sky Express и "Авиановы" этот показатель вплотную приближается к 80%.
Сегодня пять самолетов "Авиановы" выполняют рейсы по 17 направлениям и каждый из них проводит в воздухе по 13 часов в сутки. Из-за плотного графика возрастает риск задержек: у российских дискаунтеров доля пассажиров, чьи рейсы вылетели с опозданием, на порядок выше. По данным Росавиации, в январе-апреле нынешнего года число пассажиров в задержанных рейсах на 1 тыс. перевезенных пассажиров у Sky Express превысило 36, у "Авиановы" - 15. У "Аэрофлота" аналогичный показатель - немногим более 1 чем у традиционных перевозчиков. Возможно, именно этим был обусловлен мартовский переход "Авиановы" из московского аэропорта "Внуково", откуда выполняются правительственные рейсы, в "Шереметьево". По стандартам авиакомпании время разворота (с момента посадки до готовности выполнить следующий рейс) воздушного судна не должно превышать получаса - в "Шереметьево" поставили рекорд, обслужив самолет "Авиановы" за 23 минуты.
Ставка на электронные продажи
Другое преимущество дискаунтера - низкие расходы на продажу билетов. "Когда я приехал в Россию, продажи "Аэрофлота" через интернет составляли 3,8%. Сейчас мы продаем через интернет более 80% билетов", - отмечает Эндрю Пайн. Традиционно авиаперевозчики продают билеты через собственные офисы, для чего необходимы штат сотрудников, обучение, помещения, а также через агентские сети, получающие вознаграждение за каждый проданный билет. В результате затраты на дистрибуцию могут составлять до 25% стоимости билета. "По сравнению с традиционными перевозчиками у нас менее дорогой офис, небольшая общая численность сотрудников - 300 человек, из них 160 бортпроводников и 70 пилотов команда менеджеров, более экономная политика даже управляющий летает в экономклассе в плане перелетов сотрудников - эти маленькие вещи приводят к большой экономии", - говорит Пайн.
Россияне пока неохотно платят за дополнительные услуги
Целевой клиент "Авиановы" - пассажир железных дорог. Поэтому Эндрю Пайн не считает другие авиакомпании конкурентами, утверждая, что при разработке бизнес-плана не ориентировался даже на опыт Sky Express.
Цены на перелет, сопоставимые с железнодорожными, - отличительная особенность дискаунтеров. Пассажир оплачивает только непосредственно перевозку, а все дополнительные услуги - багаж, питание на борту, страховка от невылета или задержки и пр. - получает при необходимости за дополнительную плату. Дополнительные услуги у зарубежных дискаунтеров составляют значительную часть выручки. В "Авианове" не раскрывают своих данных, отмечая, что пока эта цифра не очень велика, поскольку наши пассажиры не привыкли к данной модели. У Sky Express, работающей на рынке значительно дольше, на допуслуги приходится около 10% выручки. Наиболее популярный сервис - дополнительная страховка (жизни, багажа и от задержки рейса), закрепление конкретного места, дополнительные багаж и питание....
Авторские права на данный материал принадлежат «Маркер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 22, 2025
Аэрофлот добавит рейсы на отдельных дальневосточных направлениях в пиковые периоды летней программы полетов
Май 19, 2025
Соревнования по авиаралли и авиагонкам пройдут в Торбеево
Май 16, 2025
"АвиаПорт" запускает корпоративный сайт Агентства
Май 23, 2025
Сертификацию авиатехники для региональных перевозок обсудили в Росавиации