Известия
21 июля 2010, 09:57
Самолеты во сне и наяву
Россия представила на авиасалоне "Фарнборо" новый авиационный проект
Несколько лет назад американцы выбрали "Фарнборо" стартовой площадкой для первой мировой премьеры истребителя пятого поколения F-22 Raptor. Два года назад компания "Сухой" привезла сюда макет салона своего нового пассажирского авиалайнера Sukhoi Super Jet-100. А в этом году "Сухой" участвует в летной программе аэрошоу со своим лайнером. Впрочем, в этот раз все внимание приковано не только к нему. Россия пытается удивить авиационный мир масштабной презентацией одного из самых амбициозных проектов последнего времени - пассажирским среднемагистральным авиа лайнером МС-21.
- Здесь очень много интересного, - признался "Известиям" замминистра обороны Владимир Поповкин, отвечающий за вооружения. - Для себя я уже решил, что необходимо вносить коррективы в гос программу вооружений. В части разработки и закупки новых комплексов управления и применения авиационного вооружения, а также вертолетной техники. Нам срочно надо купить до одной тысячи вертолетов Ми-26 и Ми-171. Это решение было продиктовано в том числе и завершившимися учениями "Восток-2010".
Ускоренная закупка ждет и другую новинку отечественного авиапрома - истребитель пятого поколения Т-50. По словам Поповкина, установочную партию из 10 машин ВВС получат уже в 2015 году. На этих истребителях военные будут учиться летать и применять оружие.
После 2016 года в части пойдут уже полностью "доработанные" машины - с новым двигателем. Всего планируется закупить не менее 60 истребителей. Вообще, как сообщил Поповкин, принято решение об увеличении объема финансирования госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы в полтора раза по сравнению с изначально запланированной суммой (новый объем госпрограммы составит около 20 трлн рублей против первоначальных 13 трлн).
Что касается МС-21, то этот проект призван бросить вызов Airbus и Boeing с их А320 и Boeing 737. Впервые в отечественной практике самолет будет делаться полностью по западным стандартам с учетом мировых тенденций и реального спроса на рынке. По данным маркетинговых исследований, наибольший объем перевозок в России приходится как раз на маршруты малой и средней дальности - до 4000 км. На них сегодня летают российские Ту-154 и Ту-204, европейский Airbus A320 и американский Boeing 737. Это 40% всего объема воздушных перевозок в стране. За эту "долю", собственно, и собираются побороться российские конструкторы. Поэтому подход к презентации авиалайнера на "Фарнборо" - сродни планам по завоеванию мирового господства: отдельный ангар-павильон, внутри 20-метровые элементы конструкции будущего самолета - пассажирский салон, кабина пилотов, кухня и туалет.
- Для авиакомпаний самолет - это прежде всего средство зарабатывать деньги, - рассуждает глава корпорации "Иркут" Олег Демченко. - Проблемы существующих отечественных самолетов связаны с тем, что они создавались в первую очередь как летательные аппараты. В этом качестве они не уступают, а зачастую и превосходят западные лайнеры. Однако проектировались российские самолеты в тот период, когда экономические требования отечественных и западных компаний существенно различались.
Именно поэтому сегодня российские лайнеры уступают западным по главному для авиакомпаний качеству: экономической эффективности эксплуатации. Мы видим свою задачу в снижении операционных расходов на эксплуатацию.
Просчитанное снижение непосредственных расходов для МС-21 составит 12-15%.
Добиться этого хотят за счет меньшего расхода топлива. У МС-21 этот показатель будет как минимум на 20% ниже, чем у самолетов его класса.
По словам Демченко, МС-21 отличается и более совершенной аэродинамикой, отработанной специалистами инженерного центра корпорации "Иркут" и учеными ЦАГИ. В частности, на МС-21 должны применяться крыло большого удлинения и новые, сверхкритические профили крыла. В отличие от конкурентов МС-21 будет еще и легче. Добиться этого удастся за счет рекордного для России применения композитных материалов в конструкции самолета (их доля составит 40%).
Программа МС-21 предусматривает создание семейства ближнесреднемагистральных пассажирских самолетов, имеющих широкие эксплуатационные возможности и ориентированных на российский и мировой рынок гражданских воздушных судов. Семейство включает три самолета: МС-21-200 (150 мест), МС-21-300 (181 место), МС-21-400
(212 мест). Для каждой модификации МС-21 предусмотрены версии с обычной (3500 км) и увеличенной (5000 км) дальностью. В дальнейшем могут появиться и дальнемагистральные версии (до 7000 км).
Новые возможности для авиакомпаний создает выбранный конструкторами "Иркута" диаметр фюзеляжа. Он на 10-20 см больше, чем у существующих машин. Казалось бы, немного. Однако для авиаперевозчиков это создает новые возможности. Например, за счет более широкого прохода, в котором два пассажира смогут разойтись друг с другом. В результате на 30% сокращается время посадки/ высадки пассажиров. В пересчете на время это несколько минут, но минуты и для пассажиров, и для перевозчиков складываются в часы, а в конечном счете первые "экономят" нервы, вторые - сотни тысяч долларов.
Смогут ли конкуренты модернизировать свои самолеты, чтобы свести на нет преимущества МС-21? Специалисты "Иркута" уверены: лишь частично. Чтобы усовершенствовать аэродинамику, установить "черное"
(композитное) крыло и новые системы, расширить фюзеляж, нужно проектировать принципиально новый самолет, а это станет реальным для основных конкурентов лишь после 2020 года. Так что у России есть реальный шанс вырваться в лидеры.
Как говорит Демченко, в проекте учтены даже, казалось бы, неочевидные вещи - при полете на большой высоте в салоне МС-21 будет поддерживаться давление воздуха, соответствующее высоте 1830 метров. Для сравнения, давление в салонах Боинга-737 и Эрбас А320 соответствует высоте 2400 м.
Все это, конечно, оценят пассажиры, страдающие сердечными заболеваниями. Кроме того, пассажиры МС-21 получат возможность выходить в интернет, использовать мобильные телефоны, видеть картинку с ТВ-камер, расположенных в носовой части самолета, играть в компьютерные игры. В общем, фактически мировой стандарт комфорта.
Как говорят конструкторы, МС-21 инновационен по многим параметрам. И, кроме того, создает еще один важный прецедент в отечественном авиастроении - он организован на базе партнерства государства и промышленности. Правительство финансирует проект в рамках Федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиации".
Более того, этот проект должен стимулировать появление волны инноваций в смежных отраслях. Например, в Ульяновске будет построено специальное производство композитных материалов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции