Российская газета
26 июля 2010, 16:30
Гражданская авиация пошла в атаку
Впервые Россия смогла продать за границу своих гражданских авиалайнеров на сумму в несколько миллиардов долларов. Правда, эти самолеты еще предстоит построить, а МС-21 еще и спроектировать
Выставочная площадка в пригороде британской столицы считается одной из самых престижных в авиационном мире. Невзирая ни на какие кризисы, нынешний салон стал едва ли не рекордным по числу участников, посетителей, показанных новинок и заключенных контрактах.
От Соединенных Штатов прилетал Боинг-787, именуемый "Лайнером мечты". Это первый трансатлантический полет новейшего и во многом революционного пассажирского самолета, вполне оправдывающего свое название. Европу представлял крупнейший в мире пассажирский аэробус А-380. И американцы, и европейцы в первые же дни салона заявили о новых контрактах на продажу этих самолетов. Сумма сделок оценивается в десятки миллиардов долларов. Но это больше для рекламного эффекта. Поставки лайнеров заказчикам постоянно задерживаются, соответственно, суммы выплат размазываются по годам, а то и по десятилетиям. Тем не менее, давно стало ясно, что основные деньги на авиационном рынке крутятся не в военном, а в гражданском сегменте.
Наша страна традиционно уделяла основное внимание продаже боевых самолетов. Может быть, потому, что в гражданском секторе нам просто нечего было предложить. "Фарнборо-2010" показал, что ситуация изменилась. Россия буквально атаковала рынок гражданских самолетов. Причем мы пошли по общемировому пути, и стали продавать самолеты, находящиеся еще в стадии проектирования или, в лучшем случае, в стадии летных испытаний.
Пионером здесь стал "СухойСуперДжет-100". Первые заказы на этот самолет появились еще тогда, когда лайнер существовал лишь в цифровых чертежах на компьютерах его проектировщиков. На салоне в Фарнборо было подписано очередное соглашение на сумму в 900 миллионов долларов по продаже тридцати "СуперДжетов" одной из лизинговых компаний. Всего же отечественные и иностранные заказчики, как уверяют в "Гражданских Самолетах Сухого", изъявили желание купить в общей сложности около ста пятидесяти лайнеров "СухойСуперДжет-100".
Настоящей сенсацией салона стал контракт, заключенный корпорацией "Иркут", на поставку пятидесяти перспективных самолетов МС-21 в Малайзию. Это самый крупный в истории современной России разовый заказ на пассажирские самолеты. Сумма контракта - около трех миллиардов долларов.
Контрактом предусмотрена поставка с 2016-го года 25 самолетов МС-21-200 и двадцати пяти МС-21-300. Стороны также зафиксировали свое намерение развивать индустриальное и технологическое сотрудничество в рамках реализации подписанного контракта.
Присутствовавший на церемонии подписания контракта Министр обороны Малайзии Ахмад Захид Хамиди заявил: "Как свидетельствует наш многолетний опыт сотрудничества, корпорация "Иркут" - это надежный партнер. Малайзия полностью удовлетворена ходом программы поставок истребителя Су-30МКМ. Самолет показывает себя исключительно хорошо". Министр обороны также выразил удовлетворение развитием сотрудничества в сфере высоких технологий.
Со своей стороны, президент Корпорации "Иркут" Олег Демченко выразил глубокое удовлетворение тем, что именно малайзийская компания стала стартовым заказчиком самолета МС-21.
Президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров заявил в Фарнборо: "МС-21 - приоритетный проект ОАК в гражданской авиации, которому оказывает всемерную поддержку Правительство России". Алексей Федоров также подчеркнул, что ОАК и корпорация "Иркут" будут активно развивать взаимовыгодное партнерство с малайзийскими компаниями, которые демонстрируют впечатляющие успехи в области высоких технологий.
Программа МС-21 предусматривает создание семейства ближне-среднемагистральных пассажирских самолётов, имеющих широкие эксплуатационные возможности и ориентированных на российский и мировой рынок гражданских воздушных судов. Первый полет самолета МС-21 планируется на 2014 год. Сертификацию по российским нормам предполагается завершить в 2015 году, по международным - в 2016-м, и сразу начать поставки самолета заказчикам.
Российский МС-21 создается в широкой международной кооперации. В частности, двигатели на нем будут PW1400, которые компания Пратт-Уитни специально разработала для этого самолета.
В Фарнборо прошли переговоры, касающиеся и этого двигателя и еще ряда других, которые могут быть установлены на перспективных российских самолетах и вертолетах.
Интересный контракт заключил "Рособоронэкспорт" с итальянской компанией "Авио" на продолжение инновационных исследований двойного назначения высоконагруженных турбин авиадвигателей. В программе задействованы ведущие российские предприятия и научные центры. А сам контракт свидетельствует о растущем расширении сфер деятельности "Рособоронэкспорта". Помимо традиционного экспорта-импорта вооружений эта госпредприятие все больше внимания уделяет продвижению на российский рынок самых современных технологий.
Еще один контракт, связанный с экспортом российских летательных аппаратов, представители "Рособоронэкспорта" заключили в период работы авиасалона, но очень далеко от Фарнборо. В столице Перу Лиме было подписано в Лиме соглашение о поставках перуанской армии шести многоцелевых вертолетов Ми-171Ш и двух боевых Ми-35П.
Уникальность этого контракта в том, что он был озвучен, полностью согласован и подписан в течение полутора месяцев. Срок поистине рекордный для отечественных торговцев оружием и военной техникой. Директор "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин назвал его "в прямом смысле молниеносным" и выразил надежду, что военно-техническое сотрудничество с Перу уже в ближайшее время значительно расширится. Если учесть, что обычно подобные контракты "утрясаются" годами, то можно сказать, в деятельности предприятия, возглавляемого Анатолием Исайкиным, произошли позитивные и прямо-таки революционные перемены.
Вертолетная техника, полученная из России, как сообщили в минобороны Перу, будет дислоцирована на юго-востоке страны для наиболее эффективного использования ее в борьбе с торговцами наркотиками. Одновременно с перуанским контрактом, но уже в Фарнборо, было объявлено о передаче четырех вертолетов Ка-32Ф11ВС одной из российских лизинговых компаний.
Буквально в последний день салона торговцы российской военной техникой словно спохватились и заявили, что своих позиций на рынке не теряют. "Рособоронэкпорт" объявил о том, что в ближайшем будущем будет реализовано два контракта на поставку во Вьетнам тяжелых истребителей Су-30МК2, а Бразилия рассматривает вопрос о дополнительной закупке боевых вертолетов Ми-35М. Ранее военные этой страны уже приобрели 12 вертолетов этого типа и, судя по всему, он им понравился своими летными и тактико-техническими характеристиками....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции