О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Основы политики российской федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года

(Подписано президентом РФ 03.02.2001г.)

I. Общие положения

1. Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года (далее именуются - Основы) определяют главные цели, основные принципы и приоритетные направления деятельности Российской Федерации в области изучения, освоения и использования воздушного пространства (далее именуется - авиационная деятельность).
2. Основы конкретизируют и развивают положения Военной доктрины Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерациии Основ (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года в области развития авиации. Их правовой базой являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также принятые Россией международные обязательства в данной области деятельности.3. Общее руководство разработкой и реализацией Основ осуществляет Президент Российской Федерации.

II. Государственные интересы Российской Федерации в области авиации и авиационная деятельность
4. Государственные интересы Российской Федерации в области авиации определяют: размеры территории страны; недостаточное развитие наземных транспортных коммуникаций, особенно в районах Севера, Дальнего Востока, Сибири; значение авиации для решения оборонных и социально-экономических задач, развития науки, техники и новейших технологий.
5. Государственные интересы Российской Федерации в области авиации формируются с учетом ведущих мировых тенденций в сфере изучения, освоения и использования воздушного пространства, основными из которых являются: возрастание роли и значения авиации в решении различными странами мира и военно-политическими блоками широкого спектра жизненно-важных для них задач в политической, военно-стратегической, экономической, социальной, научной, культурной и других сферах; усиление влияния военной авиации на соотношение сил в мире, на сохранение стратегической стабильности, на ход и исход войн и вооруженных конфликтов; углубление интеграционных процессов и международного разделения труда на мировом рынке авиационных товаров и услуг в области авиации; обострение конкурентной борьбы между развитыми странами мира в целях завоевания сегментов этого рынка.
6. Государственные интересы Российской Федерации в области авиации предусматривают: обеспечение гарантированного доступа Российской Федерации к мировому воздушному пространству; создание условий для поддержания научного, технического, промышленного и кадрового потенциала, обеспечивающего авиационную деятельность; развитие потенциала военной авиации и поддержание его на уровне, достаточном для обеспечения обороны страны и безопасности государства; формирование развитой сети внутренних и международных воздушных сообщений и обеспечение ее эффективного функционирования в соответствии с возможностями воздушного транспорта и спросом на воздушные перевозки; обеспечение выгодных для России условий ее участия в международном разделении труда на мировом рынке авиационных товаров и услуг в области авиации.
7. Актуальность защиты государственных интересов Российской Федерации в области авиации возрастает вследствие существенных изменений геополитической ситуации в мире и возникновении новых угроз национальной безопасности Российской Федерации в сфере авиационной деятельности, связанных прежде всего со сложным экономическим положением России, ослаблением координации и контроля авиационной деятельности со стороны государства, отстаиванием качественных и количественных показателей российских авиационных техники и вооружения от ведущих стран мира.
8. Для реализации и защиты своих государственных интересов Российская Федерация должна обладать соответствующим авиационным потенциалом.
Наличие и рациональное использование мощного авиационного потенциала является для Российской Федерации объективной необходимостью, одним из важнейших условий обеспечения ее безопасности, социально-экономического и культурного развития.
Опираясь на этот потенциал, Российская Федерация может ускорить становление своей экономики, укрепить оборонную мощь, обеспечить эффективное развитие науки, техники, социальной сферы.
Основу авиационного потенциала Российской Федерации составляют: государственная авиация; гражданская авиация; экспериментальная авиация; авиационная инфраструктура; авиационная промышленность; единая система организации воздушного движения, федеральная система разведки и контроля воздушного пространства и другие информационные системы, обеспечивающие авиационную деятельность; образовательные учреждения и организации, осуществляющие подготовку специалистов в области авиации; профессионально подготовленные кадры.
Основой государственной авиации является военная авиация, включающая авиацию Вооруженных Сил Российской Федерации и авиацию федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

III. Главные цели, основные принципы и приоритетные направления авиационной деятельности
9. Главные цели авиационной деятельности: реализация и защита государственных интересов Российской Федерации в области авиации, сохранение за Россией статуса мировой авиационной державы; эффективное использование и укрепление авиационного потенциала Российской Федерации в интересах повышения экономической и оборонной мощи страны, развития науки и техники; усиление позиции Российской Федерации на мировом рынке авиационных товаров и услуг в области авиации.
10. Основные принципы авиационной деятельности: соблюдение государственных интересов Российской Федерации при осуществлении авиационной деятельности; координация и контроль авиационной деятельности со стороны государства на основе единой государственной политики; сбалансированное развитие авиационных техники и инфраструктуры военного и гражданского назначения; эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия, идентификации и классификации угроз воздушного нападения на Российскую Федерацию, адекватность реагирования на эти угрозы с применением как военных, так и невоенных мер; достаточность необходимых для защиты государственных интересов Российской Федерации в области авиации сил, средств и ресурсов, обеспечение их готовности к применению по предназначению; недопущение критической зависимости авиационной деятельности от иностранных государств; соблюдение условий международной безопасности, соответствие авиационной деятельности законодательству Российской Федерации и принятым ею международным обязательствам.
11. Приоритетные направления авиационной деятельности: усиление координации и контроля авиационной деятельности со стороны государства, в том числе выработка и реализация системы мер, содействующих развитию авиации; поддержание и развитие военной авиации для эффективного решения задач в области обороны страны и безопасности государства; сбалансированное развитие авиационного потенциала Российской Федерации в целях комплексного решения задач в области обороны страны и безопасности государства, социально-экономического и культурного развития Российской Федерации на основе единой государственной политики; совершенствование структуры авиации, реструктуризация предприятий авиационной промышленности и объектов авиационной инфраструктуры Российской Федерации в соответствии со стоящими перед ними задачами, а также потребностями и экономическими возможностями государства; повышение эффективности воздушного транспорта, в том числе путем совершенствования государственного регулирования в сфере сертификации и лицензирования авиационной деятельности; усиление позиции Российской Федерации в международной авиатранспортной системе посредством повышения конкурентоспособности отечественных авиационных предприятий; содействие качественному обновлению парка воздушных судов гражданской авиации, стимулирование спроса на внутренние и международные перевозки с использованием отечественных авиационной техники и авиакомпаний; объединение усилий и обеспечение скоординированной технической политики государств - участников Содружества Независимых Государств при осуществлении авиационной деятельности; усиление интеграции России с другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств, а также удержание традиционного рынка авиатранспортных услуг и авиационной техники на основе сохранения и развития единой для этих государств системы авиационных правил, единой системы сертификации воздушных судов (в том числе двойного назначения) и их производства, международных аэропортов и их оборудования, а также единой системы расследования авиационных происшествий в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации; модернизация, ремонт и продление ресурса находящихся на вооружении авиационных комплексов, доведение к 2005 году доли исправных авиационной техники и вооружения до уровня не менее 70 процентов; развитие и ремонт объектов авиационной инфраструктуры, в первую очередь аэродромов государственной авиации; поэтапное увеличение среднегодового налета экипажей военной авиации до необходимой нормы; завершение реструктуризации и техническое перевооружение авиационной промышленности; развитие авиационной науки, совершенствование промышленной и экспериментально-испытательной базы авиации; сохранение и развитие системы подготовки авиационного персонала, обеспечение его социальной защищенности; совершенствование нормативно-правовой базы авиационной деятельности.

IV. Основные меры по реализации приоритетных направлений авиационной деятельности
12. Основными мерами в области совершенствования системы государственного регулирования и контроля авиационной деятельности являются: обеспечение эффективного государственного контроля за реализацией единой политики Российской Федерации в области авиационной деятельности, включая координацию деятельности организаций, осуществляющих международное сотрудничество в области авиации, прежде всего экспортирующих авиационные технику и вооружение; совершенствование систем сертификации и лицензирования в области авиационной деятельности; реализация протекционистской политики в отношении отечественных авиационных техники и вооружения с учетом принятых Российской Федерацией международных обязательств; создание экономических условий для долгосрочного развития авиации; обеспечение достаточного финансирования жизненно важных для обеспечения государственной безопасности направлений развития авиации; финансирование государственной авиации в объемах, соответствующих возлагаемым на нее задачам; осуществление гарантированного бюджетного финансирования, государственного оборонного заказа на авиационные технику и вооружение; активизация фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, разработка базовых критических технологий в целях создания научно-технического задела для разработки перспективных образцов авиационных техники и вооружения; поддержка реструктуризации, конверсии и диверсификации научно-технического и производственного комплексов авиационной промышленности; рациональное распределение выделяемых государственных ресурсов в интересах решения текущих и долговременных проблем сохранения и развития авиации; обеспечение поддержки российских авиационных компаний и производителей авиационной техники в конкурентной борьбе на мировом и внутреннем авиационных рынках; приведение характеристик разрабатываемой авиационной техники к международным стандартам в части, касающейся обеспечения безопасности полетов, эксплуатации и воздействия на окружающую среду; совершенствование системы подготовки авиационного персонала, повышение его социальной защищенности и поднятие престижа авиационных профессий.
13. Основными мерами в области развития государственной авиации являются: восстановление боеспособности авиационных группировок за счет повышения уровня боевой и специальной подготовки авиационного персонала, исправности авиационной техники, продления ресурса и модернизации авиационной техники, оснащения военной авиации новыми образцами высокоточного авиационного оружия, придания ей многоцелевых свойств и расширения условий ее применения; завершение приоритетных опытно-конструкторских работ по созданию авиационных комплексов ближайшей перспективы (к 2005 году), не уступающих по своим боевым возможностям лучшим мировым аналогам, создание научно-технического задела для авиационных техники и вооружения шестого поколения и начало их полномасштабной разработки после 2010 года; начало активного переоснащения авиационных группировок новыми авиационными комплексами с 2005 года; создание единой автоматизированной системы управления, связи и радиотехнического обеспечения полетов государственной авиации; наращивание возможностей оперативного маневра авиационных группировок; реорганизация системы заказов в интересах проведения единой технической политики в области государственной авиации, максимальной унификации авиационной техники и средств ее обслуживания и ремонта.
14. Основными мерами в области развития научно-технического и производственного комплексов, экспериментальной авиации являются: оптимизация структуры научно-технического, экспериментального и производственного комплексов, в том числе в целях устранения дублирования; обеспечение приоритетной поддержки со стороны государства разработки базовых критических технологий в целях их опережающего развития, сертификации и испытаний; поддержание существующего парка экспериментальной авиационной техники, ее модернизация, создание новых экспериментальных образцов, проведение летных исследований и испытаний по основным приоритетным направлениям развития авиации; стимулирование исследований в области технологии двойного назначения в интересах решения как военных, так и гражданских задач; завершения реструктуризации авиационной промышленности, в том числе создание крупных широкопрофильных корпоративных структур, объединяющих конструкторское бюро и серийные заводы, включая корпорации первого уровня - производителей конечной продукции и корпорации второго уровня - производителей компонентов этой продукции (двигателей, вооружения, авионики); контроль за прямым участием иностранных компаний в акционерном капитале предприятий российской авиационной промышленности; создание действенной системы управления государственными пакетами акций предприятий авиационной промышленности; финансовое оздоровление предприятий авиастроительного комплекса одновременно с их реструктуризацией; приоритетная поддержка проектов реструктуризации предприятий авиационной промышленности, которые предусматривают мероприятия по повышению рыночной стоимости их активов; поддержка мобилизационных мощностей предприятий авиационной промышленности.
15. Основными мерами в области развития гражданской авиации являются: формирование развитого внутреннего класса отечественной авиационной техники всех классов, создание системы ее послепродажного обслуживания, соответствующей мировому уровню; повышение эффективности воздушного транспорта путем совершенствования систем сертификации и лицензирования, стимулирования спроса на услуги в области авиации; стимулирование маркетинга и исследований в области конъюнктуры авиатранспортного рынка; обеспечение условий для оптимизации количества авиационных компаний и их укрупнения, для создания авиационных компаний федерального, регионального и местного уровня; завершение приватизации и акционирования объединенных авиационных предприятий с одновременным разделением их на независимые хозяйствующие субъекты - авиационные компании и аэропорты; развитие системы лизинга отечественной авиационной техники; повышение качества обслуживания потребителей услуг в области авиации до международного уровня, информационная интеграция сферы услуг в области авиации, обеспечение конкурентоспособности воздушных перевозок и услуг, предоставляемых аэропортами, на рынке воздушных перевозок; обеспечение реализации международных стандартов в системе воздушного транспорта; ввод в действие единой отечественной системы бронирования и продаж в области воздушных перевозок, конкурентоспособной по отношению к зарубежным аналогам; совершенствование системы сбора и обработки отраслевой статистической информации на основе современных информационных технологий, обеспечение достоверности отраслевой статистики; повышение качества и эффективности отечественной авиационной техники (прежде всего с точки зрения ее транспортной эффективности, надежности, ремонтопригодности и комфорта для пассажиров), сертификация в соответствии с международными нормами отечественных судов нового поколения.
16. Основными мерами в области развития авиационной инфраструктуры являются: поэтапное создание в России унифицированной аэродромной сети, отвечающей единым требованиям и способной обеспечить потребности государственной и гражданской авиации в мирное и военное время; оптимизация сети аэропортов в России, в том числе международных, в части, касающейся их количества и расположения, с учетов геополитических интересов государства и экономической целесообразности; повышение эффективности деятельности аэропортов, создание условий для обновления основных фондов аэропортов и внедрения современных технологий; повышение конкурентоспособности аэропортов на рынке международных транзитных перевозок; регулирование и ограничение конкуренции аэропортов на рынке международных транзитных перевозок; регулирование и ограничение конкуренции аэропортов как субъектов естественной монополии в рамках одного аэроузла; приведение уровня технического оснащения аэродромной сети в соответствие с характеристиками эксплуатируемой и перспективной авиационной техники; ремонт и реконструкция аэродромов государственной авиации; сохранение части высвобождающихся при сокращении группировки военной авиации аэродромов в качестве резервных, в том числе на основе их аренды заинтересованными организациями.
17. Основными мерами в области совершенствования технической эксплуатации и ремонта авиационных техники и вооружения является: перевод авиационных техники и вооружения на преимущественное обслуживание и ремонт по техническому состоянию; повышение качества технического обслуживания и ремонта авиационных техники и вооружения на основе совершенствования систем сертификации предприятий, осуществляющих эти работы, и лицензирования их деятельности; реструктуризация авиаремонтной сети страны, обеспечение рациональной загрузки производственных мощностей серийных заводов и специализированных авиаремонтных предприятий; совершенствование системы формирования заказов и поставок запасных частей; унификация средств наземного обслуживания авиационной техники гражданского и военного назначения.
19. Основными мерами в области совершенствования материально-технического обеспечения являются: внедрение преимущественно территориального принципа материально-технического обеспечения как государственной, так и гражданской авиации; создание в основных районах дислокации военной авиации универсальных многофункциональных авиационных баз; создание в мирное время на аэродромах военной авиации и на части аэродромов гражданской авиации необходимого резерва сил и средств для обеспечения применения усиленных авиационных группировок.
20. Основными мерами в области повышения безопасности авиационной деятельности являются: совершенствование системы государственного регулирования и надзора в области обеспечения безопасности полетов; совершенствование информационно-аналитического обеспечения безопасности полетов, включая сбор и комплексную обработку информации в интересах выявления опасных факторов и предотвращения авиационных происшествий; повышение надежности и эффективности функционирования авиационной техники, средств обеспечения и обслуживания полетов, ужесточение требований к их сертификации; развитие средств защиты от несанкционированного вмешательства в авиационную деятельность, средств поиска и спасения; внедрение в отечественную систему обеспечения авиационной безопасности норм, правил и процедур Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
21. Основными мерами в области совершенствования подготовки и социальной защиты авиационного персонала являются: проведение подготовки всех специалистов в области военной авиации для различных ведомств в системе учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации; приведение учебных программ в области авиации к единым общегосударственным стандартам; повышение действенности контроля качества образования, подготовки и переподготовки авиационного персонала; осуществление подготовки специалистов в области гражданской авиации на основе прямых договоров, заключаемых научно-исследовательскими, производственными, эксплуатационными организациями с учебными заведениями; совершенствование подготовки кадров в системе Российской оборонной спортивно-технической организации, в том числе развитие специальных аэроклубов, школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, в целях улучшения качества отбора будущих летчиков военной и гражданской авиации; совершенствование системы оплаты труда авиационного персонала с учетом современных социально-экономических условий, сложности и напряженности его профессиональной деятельности; решение социальных проблем специалистов в области государственной авиации.
22. Основными мерами по расширению внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества в области авиации являются: регулирование деятельности в области международного военно-технического сотрудничества с учетом обеспечения государственной безопасности, экономических и военных интересов Российской Федерации; развитие взаимовыгодной кооперации с зарубежными странами при разработке, производстве и эксплуатации авиационной техники; обеспечение государственной поддержки экспорта авиационных техники и технологий; обеспечение соответствия сертификационных процедур в Российской Федерации международным процедурам; создание благоприятного налогового и таможенного режима для ввоза авиационными предприятиями импортных изделий, предназначенных для комплектации новых образцов отечественной авиационной техники, а также таких видов авиационной техники, которые не имеют аналогов и не производятся в Российской Федерации; сохранение в ближайшие пять-семь лет защитных мер в отношении импорта зарубежной авиационной техники с учетом принятых Российской Федерацией международных обязательств, пересмотр при необходимости льгот по освобождению от таможенных платежей отечественных импортеров авиационной техники; поддержка интеграции и кооперации отечественных разработчиков и производителей авиационной техники с зарубежными фирмами и компаниями, а также вхождения основных отечественных авиационных компаний в международные объединения авиаперевозчиков.
23. Основными мерами в области нормативно-правового обеспечения авиационной деятельности являются: законодательное регулирование ключевых проблем авиационной деятельности, прежде всего в области государственной безопасности, в том числе в целях защиты государственных интересов, регулирования использования воздушного пространства, обеспечения безопасности полетов и экологической безопасности, развития международного научно-технического сотрудничества и экспорта авиационной техники и вооружения, усиления социальной защиты авиационного персонала; разработка и принятие федеральных законов, определяющих основы внутренней и внешней политики государства в области авиационной деятельности, а также совершенствование механизма правового и экономического регулирования авиационной деятельности; разработка и утверждение нормативных документов (федеральных авиационных правил, государственных стандартов), регламентирующих авиационную деятельность....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка