О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Международный журнал "Аэрокосмический курьер", №1, 2001 г.


Юрий Коптев
Гагарин первым проложил дорогу в космос
Отмечены основные этапы, с которых начиналась эра пилотируемой космонавтики. В результате был заложен научно-технический фундамент для создания и практического использования советских и российских орбитальных станций серий "Салют" и "Мир". За 15 лет на орбитальном комплексе "Мир" проведены фундаментальные исследования в областях космической технологии, геофизики, медицины и биологии, а также природных ресурсов Земли и экологии. Особое внимание уделялось изучению планет и малых тел Солнечной системы, биотехнологий, техническим экспериментам, внеатмосферной астрономии, комплексному использованию средств самого "Мира", а также космической энергетике и двигателестроению. Полученные результаты нашли широкое применение в различных отраслях науки, техники и экономики. Некоторые технологии, отработанные на борту станции и не реализуемые в земных условиях, во многом определяют основные направления развития промышленности в XXI в.
В настоящее время продолжается работа по развертыванию Международной космической станции. Российский опыт создания и эксплуатации пилотируемых орбитальных станций оказался востребованным мировым сообществом. Кроме того, складывающийся баланс интересов делает участие в строительстве МКС многих стран, включая Россию, взаимовыгодным.

Валентина Терешкова
Одно прекрасное мгновение
Перед стартом Юрий Гагарин сказал: "Вся моя жизнь кажется мне одним прекрасным мгновением". Тогда он не знал, какой короткой, но небывало яркой, насыщенной по своему нравственному воздействию на его друзей и соратников, на всех людей окажется его жизнь. Полет Ю. Гагарина положил начало новому видению людьми окружающего их мира - Земли, космоса, и переосмыслению своего места во Вселенной.

Петр Климук
Имя Юрия Гагарина ко многому обязывает
История Российского государственного научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов начинается с 1960 г., когда по инициативе Главного конструктора по ракетно-космической технике С.П. Королева в составе ВВС была создана специальная организация для подготовки человека к первому полету в космос, которая получила название Центра подготовки космонавтов (ЦПК) в Звездном городке, недалеко от Москвы. По мере усложнения задач, стоящих перед пилотируемой космонавтикой, производилось переоснащение научно-экспериментальной и учебно-лабораторной базы Центра, изменялись его структура и статус:
- в 1969 г. ЦПК был преобразован в Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов (НИИЦПК) им. Ю.А. Гагарина;
- в 1995 г. в целях повышения эффективности использования научно-технического потенциала Российской Федерации в области пилотируемых космических полетов и подготовки космонавтов для обеспечения выполнения Федеральной космической программы и международных обязательств России на базе НИИЦПК и. Ю.А. Гагарина и отдельного испытательного тренировочного авиационного полка им. В.С. Серегина был создан РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина. С деятельностью Центра неразрывно связано развитие и совершенствование отечественной системы подготовки космонавтов. Задачи российской системы подготовки космонавтов по мере развития космической техники, изменения условий космической деятельности и приобретения практического опыта уточнялись и пересматривались. Реализация этих задач позволила разработать уникальные технологии, которые могут быть представлены в качестве конкурентоспособной аэрокосмической продукции с российского рынка.
На рубеже тысячелетий интеграционные процессы привели к реализации нового крупного космического проекта - Международной космической станции (МКС). Для подготовки по российскому сегменту очередных экипажей станции, экипажей "Спейс Шаттлов" и экипажей замены транспортного корабля-спасателя "Союз" в ЦПК дополнительно к уже имеющейся создается уникальная тренажная база, которая в окончательной конфигурации должна включать в себя комплексные тренажеры всех элементов российского сегмента станции. Кроме того, для проведения многосегментных тренировок, т.е. тренировок, на которых экипаж выполняет операции, требующие задействования одновременно нескольких сегментов, комплексные тренажеры российского сегмента должны быть функционально связаны с тренажерами американского сегмента.

Борис Черток
Это был прорыв человечества в космос
Рассказ о том, что предшествовало историческому событию - первому полету человека в космос - и о том, почему наша страна после тяжелейшей войны, экономически отстававшая от США, первой осуществила прорыв в космос.

Олег Газенко, Анатолий Григорьев, Дмитрий Малашенков
От полета Юрия Гагарина до пилотируемой марсианской экспедиции
Начиная с первого полета человека в космос, шаг за шагом увеличивалась продолжительность космических экспедиций, расширялся объем проводимых в космосе работ.
Суммарный "налет" всех российских (советских), а также иностранных космонавтов, работавших на российских (советских) орбитальных объектах, составил за это время 44 года 239 суток 2 часа. Выполненные медико-биологические исследования показали, что человек может достаточно хорошо приспосабливаться к жизни в условиях космоса и эффективно работать, по крайней мере, в течение года. В настоящее время не выявлено существенных изменений в организме, которые могли бы препятствовать дальнейшему наращиванию длительности космических полетов при условии дальнейшего развития и совершенствования системы медицинского обеспечения космических полетов, разработанной специалистами Института медико-биологических проблем в сотрудничестве с рядом других организаций.
Разработанная эффективная система медицинского обеспечения космических полетов позволила сохранить здоровье и работоспособность космонавтов в течение многомесячных космических полетов на российской орбитальной станции (ОС) "Мир".
Другим важным направлением будущих работ могут быть медико-биологические исследования на специализированных спутниках и космических платформах. В полете врача-космонавта Валерия Полякова получены важные исходные данные для разработки проекта пилотируемого полета к Марсу. Основное внимание в настоящее время сосредоточено на разработке концепций и проектов, связанных с пилотируемой экспедицией на Марс, а также с длительным пребыванием космонавтов на околоземных постоянно действующих орбитальных космических станциях.

Михаил Одинцов
Первому всегда труднее
Бескрылый огненный взлет.
Высота 327 км.
Скорость 29 000 км/ч.
Невесомость.
Все впервые!
В связи с первым полетом Юрия Гагарина в космос в мире появилась новая профессия - космонавт. Замечательное сочетание личных и гражданских качеств выделило Юрия Алексеевича Гагарина из других космонавтов - и он стал первым.

Павел Попович
Отряд стал называться гагаринским
Рассказ о формировании первого отряда космонавтов, о традициях и взаимоотношениях внутри отряда, о выборе кандидатуры того, кто первым полетит в космос. Сложно нести в возрасте 27 лет бремя всемирной славы , но Юрий Гагарин с честью прошел это.

Борис Волынов
Он по праву стартовал первым
Воспоминания о Юрии Гагарине, его отличительных чертах человека с веселым нравом, добрым сердцем, трудолюбием, целеустремленностью, цельностью характера, готовностью во всем помочь своим товарищам.

Николай Копылов
Каким он парнем был!
Воспоминаниями о встречах с Юрием Гагариным делится бывший заместитель начальника политического отдела Центра подготовки космонавтов, ныне лектор музея ЦПК им. Ю.А. Гагарина.

Владимир Сенкевич, Иван Мещеряков, Борис Кантемиров
10 лет Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского - по заветам С.П. Королева и Ю.А. Гагарина
Российская академия космонавтики им. К.Э. Циолковского, создана в марте 1991 г. с целью сохранения и дальнейшего развития нового направления космической деятельности человека в сложный период перестройки. Она сосредоточила в своем составе все ведущие силы страны по этой отрасли знаний.
В целях привлечения членов академии к решению задач промышленных и научных организаций созданы и успешно работают региональные отделения академии и научные центры. В интересах пропаганды новых достижений в науке и технике издаются труды и сборники. Члены академии прилагают много усилий для просвещения широких слоев населения, и, прежде всего, молодежи. Они выступают с популярными лекциями, публикуют статьи в периодической печати, руководят и помогают работе кружков научно-технического творчества в области космонавтики.

Александр Серебров
Всероссийский конкурс "Космос" - поддержка талантливой молодежи страны
Всероссийское молодежное аэрокосмическое общество "Союз" при поддержке Комитета общественных и межрегиональных связей Правительства г. Москвы, Правительства Московской области, Министерства образования РФ, Российского аэрокосмического агентства, Ракетно-космической корпорации "Энергия" им. С.П. Королева, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева провело XXIX Всероссийский конкурс "Космос". С 22 по 26 января 2001 г. на базе Института подготовки кадров "Машприбор" г. Королева Московской области состоялся финал конкурса.
В настоящее время конкурс "Космос" - это единственное мероприятие такого масштаба, проводимое для одаренных детей и подростков, увлекающихся космонавтикой. В этот раз он был приурочен к юбилею полета Юрия Гагарина в космос.

Георгий Лысенко
Юрий Гагарин принадлежит всем
Воспоминания главного редактора журнала "Аэрокосмический курьер" о том, как восприняли первый полет в космос Юрия Гагарина люди у нас в стране и за рубежом.

Валерий Михайлов
Стратегия развития гражданской авиации России
Анализ состояния воздушного транспорта России, как одного из важнейших компонентов транспортной системы страны, показывает, что имеющиеся трудности в определенной степени обусловлены ослаблением роли государства в регулировании и развитии гражданской авиационной деятельности. В связи с этим в середине декабря 2000 г. в Правительстве Российской Федерации была рассмотрена стратегия развития гражданской авиации России, в которой определяется роль государства в развитии авиапромышленного комплекса на ближайшие 10 лет и границы его вмешательства в процессы регулирования гражданской авиационной деятельности без нарушения принципов рыночной экономики. Реализация предусмотренных мер позволит обеспечить работу и развитие промышленных предприятий России, обновить парк воздушных судов, привлечь инвестиции в гражданскую авиацию и авиапромышленный комплекс, улучшить качество и безопасность работы авиатранспортной системы страны.

Георгий Полтавченко
Всегда и во всем исходить из защиты интересов государства
Ответы Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко на вопросы главного редактора журнала "Аэрокосмический курьер" Георгия Лысенко

Михаил Погосян
Мощный потенциал корпорации "Сухой"
Сегодня Авиационная военно-промышленная корпорация "Сухой" является общепризнанным лидером авиационной промышленности России. В нее входят разработчик и серийные заводы, производящие самолеты марки "Су": АООТ "ОКБ Сухого" (Москва), Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО), Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО) и Новосибирское авиационное производственное объединение (НАПО). В ее составе и Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева (ТАНТК) - разработчик самолетов-амфибий.
В настоящее время корпорация "Сухой" является не только одним из центров консолидации авиационной промышленности России, но и входит в число ведущих субъектов мирового рынка военной авиационной техники, который предлагает целую гамму высокотехнологичных продуктов и услуг. Перечислены основные направления внешнеэкономической деятельности корпорации.

Анатолий Канащенков, Юрий Гуськов
Радары "Фазотрона" укрепляют боевую мощь ВВС Индии
Ярким примером плодотворного сотрудничества корпорации с индийскими партнерами является совместная программа модернизации парка истребителей МиГ-21бис, состоящих на вооружении индийских ВВС. За последние два года завершены все опытно-конструкторские работы в области создания новых БРЛС для самолетов этого типа и успешно проведены их летные испытания.
МиГ-21бис Upgrade уже получил путевку в жизнь, поэтому можно сказать и о перспективах дальнейшего сотрудничества с Индией в плане внедрения перспективных радаров разработки "Фазотрон-НИИР" на боевых авиационных комплексах индийских ВВС и авиации ВМС.
Идеология модернизации МиГ-21бис оправдала себя, что открыло путь для дальнейшей совместной работы, в ходе которой "Корпорация "Фазотрон-НИИР" уже начала поставки радаров и другого оборудования для серийной модернизации истребителей на заводах концерна HAL в Индии. Самолет МиГ-21бис, модернизированный по формату МиГ-21-93, становится его реальным конкурентом.
Специалистами "Фазотрона-НИИР" совместно с РСК "МиГ" разработаны принципы модернизации авионики МиГ-29, базирующиеся на решениях, которые заложены в варианте самолета МиГ-29СМТ-2. Ядром СУВ такого летательного аппарата является многофункциональный радар "Жук-М". Истребители-бомбардировщики "Бахадур" ВВС Индии могут быть оснащены РЛС "Копье" в контейнерном варианте, что позволит оснастить эти самолеты новыми УР для самообороны и значительно повысить точность бомбометания путем совместной работы БРЛС и ТВ-прицела "Кайра".
"Фазотрон-НИИР" предлагает модернизировать морские вертолеты Ка-28 путем замены штатных БРЛС "Осьминог" на современный радар "Альба-Ф".
В настоящее время в Индии проводятся тендеры, корпорация участвует в них, и надеется на победу, в том числе в тендере, проводимом авиацией ВМС Индии. Сотрудничество с индийской промышленностью может развиваться также в направлении разработки радаров для сухопутных зенитных ракетно-артиллерийских комплексов. Перспективным представляется и сотрудничество в области освоения высокоэффективных технологических процессов, поскольку в состав корпорации "Фазотрон-НИИР" входят не только научно-исследовательские институты и КБ, но также и производственные предприятия различного профиля. Процесс расширения фирмы продолжается, и недавно в ее состав вошел завод, производящий важнейший для любого радиолокатора электронно-вакуумный прибор - лампу бегущей волны.
В частности, создано семейство метеорадаров типа "Гукол", которые полностью соответствуют стандарту ARINC и могут применяться на гражданских воздушных судах различных классов - как на дальнемагистральных лайнерах, так и легких учебно-тренировочных самолетах. БРЛС "Гукол" имеет режим картографирования местности и обеспечивает заход на посадку в сложных метеоусловиях, информируя пилота о препятствиях по курсу снижения. На индийском рынке БРЛС "Гукол", обладающие оптимальным сочетанием эффективности и стоимости, могут найти широкий спрос.

Павел Провинцев
Интеграция России в мировое технологическое пространство
Проблема сохранения и приумножения научно-технического и промышленного потенциала России, определения собственной ниши на международном рынке наукоемкой продукции решается сегодня в условиях глобализации мировой экономики и расширения кооперации между различными компаниями и странами. Безусловно, это касается в первую очередь авиационно-космической отрасли, где интеграция уже привела к созданию крупнейших транснациональных корпораций, уверенно завоевывающих мировой рынок.
Россия, как авиационно-космическая держава, обладающая значительными технологическими заделами, богатыми традициями и подготовленными кадрами, не может оставаться в стороне от этих интеграционных процессов. Кардинальное решение вопроса о вхождении во взаимовыгодную международную кооперацию невозможно без принятия соответствующих политических решений и поддержки со стороны государства. При этом необходимо проводить реструктуризацию и интеграцию отечественной авиационно-космической отрасли, внедрять современные системы управления качеством, информатизации производственных процессов. Требуется обновить основные фонды наших предприятий. Одним из существенных факторов, сдерживающих объединение предприятий в крупные интегрированные структуры, является несовершенство российского законодательства.
Эти и ряд других актуальных вопросов - предмет всестороннего обсуждения на Втором международном форуме "Высокие технологии оборонного комплекса".

Владимир Кривошеев
Успех в воздухе куется на земле
В настоящее время основной парк воздушных судов (ВС) гражданской авиации (ГА) России находится на завершающем этапе эксплуатации. Это требует повышенного внимания к вопросам поддержания летной годности (ЛГ) ВС со стороны их разработчиков, эксплуатантов и авиационных властей страны. Поэтому для авиапредприятий России является актуальной проблема внедрения новых форм и методов технического обслуживания и ремонта авиационной техники (ТОиР АТ). Система ТОиР воздушных судов российского производства должна быть гармонизирована с правилами и стандартами Объединенных авиационных администраций (JAA).
Из-за несоответствия российских ВС требованиям ICAO по шуму и эмиссии силовых установок, составу бортового оборудования в настоящее время обострилась проблема их пригодности для полетов на Американский континент, в Западную Европу и в ряд других регионов мира. Это проблема не только авиакомпаний, но и авиационных властей производителя и эксплуатанта АТ. Решение проблемы такого масштаба требуют системного подхода, консолидации всех сил и средств не только бюджетных, но и коммерческих организаций, занимающихся вопросами ТОиР авиатехники.
В связи с этим целесообразно сообщить о возможностях ЗАО Научно-производственный центр "Авиатехсервис-Юнион". Одним из основных направлений деятельности НПЦ "Авиатехсервис-Юнион" является разработка и внедрение прогрессивных систем, методов, технологий ТоиР авиатехники, прежде всего методов эксплуатации по состоянию, а также по внедрению в гражданской авиации и других областях хозяйствования научных достижений и ресурсосберегающих технологий.
Среди разработок НПЦ программно-информационный комплекс "ИКАР", представляющий собой информационно-управляющую систему производственно-хозяйственной и планово-финансовой деятельности в области эксплуатации и ремонта АТ отраслевого уровня.
В 2000 г. в целях повышения качества ТОиР воздушных судов при участии НПЦ "Авиатехсервис-Юнион" создано ЗАО "Светлояр-Авиа" по разработке, производству, сертификации и сервисному обслуживанию целой серии аэродромных машин, механизмов и оборудования. Активизация таких коммерческих организаций, как НПЦ "Авиатехсервис-Юнион", и координация их деятельности авиационными властями отвечают современным подходам, широко применяемым в мировом авиационном сообществе, и будут способствовать решению актуальных для ГА России проблем.

Борис Демченко
Воздушные ворота "Северной Пальмиры"
Авиапредприятие "Пулково" на сегодняшний день является одним из крупнейших в авиационной отрасли России. Одна из его особенностей - совмещение функций авиакомпании и аэропорта. Пулковские воздушные трассы простираются от Атлантики до Тихого океана и охватывают более 80 городов мира. Авиапредприятие "Пулково" выполняет регулярные рейсы в 16 стран Европы и Азии, 40 городов России и СНГ, а также чартерные полеты еще в 13 стран.
В 2000 г. авиапредприятие "Пулково" сделало важный шаг на пути своего развития, став 5 июня членом Международной ассоциации воздушного транспорта - ИАТА.

Марек Педерсен
Авиакомпания SAS - в первую очередь забота о пассажире
Скандинавская авиакомпания SAS успешно работает на российском рынке с 1956 г. В настоящее время компания переживает процесс бурного развития. Прошедший год был весьма успешным как для компании в целом, так и для ее московского представительства. Прогноз на 2001г. также весьма оптимистичен.
На маршрутах SAS используются около 200 современных самолетов, в том числе Боинг-737/600,700,800. Ее самолетный парк постоянно обновляется, обеспечивая высокую безопасность полетов. В этом году планируется ввести в эксплуатацию аэробус А-330/340 и самолет для коротких дистанций DASH/Q400. Большое место в стратегии SAS уделяется изучению требований и пожеланий пассажиров. В этом году планируется ввести еще один класс обслуживания для дальних полетов - улучшенный экономический (economy plus). Авиакомпания входит в самый крупный из 5 существующих мировых авиационных альянсов - "Звездный альянс" (Star Alliance), объединяющий 15 ведущих международных авиакомпаний. Система таких альянсов позволяет пассажиру более гибко составлять транспортную схему поездок и набирать очки в системе Евробонус. Предметом особой заботы авиакомпании являются корпоративные клиенты. Для них разработаны программы, позволяющие пассажирам совершать деловые поездки с наименьшими усилиями и затратами. Разработана и уже применяется пластиковая карта (corporаtе pass), дающая клиенту возможность заказать место на интересующий его рейс через Интернет. При этом автоматически бронируется место, производится оплата со счета клиента и начисляются очки Евробонуса. В дальнейшем карточка позволяет сесть в самолет без обычной регистрации и получения посадочного талона. Программа компании SAS для часто летающих пассажиров признана одной из лучших в мире.

Сергей Цикалюк
Полис ВСК помогает преодолеть земное притяжение
Интервью Генерального директора ОАО "Военно-страховая компания".

Валентина Дрокина
Российской сборной по высшему пилотажу еще есть над чем работать
Самым значительным событием 2000 года в авиаспорте стал ХХ чемпионат мира по высшему пилотажу, проходивший в г. Мюре, Франция, с 7 по 20 августа. В нем участвовали 59 летчиков из 14 стран (7 мужских и 13 женских команд) Европы, Северной и Южной Америки, Австралии. Российские летчики на этом чемпионате завоевали 7 золотых, 11 серебряных и 5 бронзовых медалей.
В 2001 г. вновь состоится чемпионат мира и одновременно будут проведены в Испании Всемирные воздушные игры. Наши спортсмены извлекли уроки из чемпионата во Франции и серьезно готовятся к борьбе.

Юрий Семенов
Россия не должна оказаться на обочине мирового научно-технического прогресса
2 ноября 2000 г. произведена пристыковка к Международной космической станции (МКС) корабля "Союз ТМ-31", управляемого экипажем первой основной экспедиции (МКС-1). С этого момента начата постоянная эксплуатация станции, российский сегмент которой создается при головной роли Ракетно-космической корпорации "Энергия" им. С.П. Королева. В связи с этим событием на вопросы редакции журнала ответил президент корпорации - Генеральный конструктор Юрий Павлович Семенов....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка