Маркер
4 августа 2010, 17:38
Российские аэропорты стали более открытыми для конкуренции
Усилия Минтранса по разделению авиаперевозочного и аэропортового бизнеса принесли свои плоды: в последнее время авиакомпаниям стало проще получить выгодные слоты в небазовых аэропортах
Еще недавно пробиться в некоторые региональные аэропорты не мог даже "Аэрофлот"
Наиболее серьезный прогресс в развитии конкуренции проявил красноярский аэропорт Емельяново. Раньше он входил в состав "Красноярских авиалиний" и, даже несмотря на вмешательство Федеральной антимонопольной службы, не давал слоты другим перевозчикам. В апреле 2006 г. три рейса в неделю согласовали лишь "Аэрофлоту". Сегодня, после того как аэропорт стал отдельной компанией, в Москву из него выполняют рейсы шесть авиакомпаний, при этом самые выгодные утренние слоты поделены между тремя перевозчиками.
Представители авиакомпаний подтверждают, что в последнее время договариваться с аэропортами действительно стало значительно проще. Во многом это связано с политикой Минтранса по разделению аэропортового и перевозочного бизнесов.
"ЮТЭйр" - король региональных аэропортов
Сейчас утренние рейсы сосредоточены у единственной авиакомпании, как правило, в небольших региональных аэропортах. Пассажиропоток здесь невелик, и поэтому перевозчики сами не заинтересованы выходить на эти линии. Среди таких аэропортов - Усть-Кут, Тамбов, Пенза, Липецк и др.
Наибольшее число выгодных утренних рейсов из региональных аэропортов - у "ЮТЭйр" и его дочерней компании "ЮТЭйр-экспресс". В восьми аэропортах эти перевозчики стали абсолютными монополистами по утренним рейсам. Еще в пяти - Тюмень, Сургут, Сыктывкар, Самара, Нарьян-Мар - их доля составляет более 50%.
Крупнейшая российская авиакомпания "Аэрофлот" доминирует только в базовом аэропорте Шереметьево. Половина утренних рейсов приходится на авиакомпанию лишь в Астрахани, по четверти - в Барнауле и Омске. Входящие в группу "Нордавиа" и "Донавиа" имеют преимущество в Архангельске, Мурманске и Ростове-на-Дону. Шесть авиакомпаний, присоединяемых к "Аэрофлоту", занимают монопольное положение еще в семи городах.
Монополизм дорого обходится пассажирам
Несмотря на позитивную тенденцию к борьбе с монополизмом, остаются случаи, когда перевозчики завышают цены на перелет из "своего" аэропорта по сравнению с аналогичными "немонопольными" маршрутами. Так, минимальный тариф из Ростова-на-Дону в Москву у "Аэрофлота" составляет 5100 руб., при этом тариф на аналогичное расстояние из Волгограда - от 2250 руб.
Самые "открытые" аэропорты России
Аэропорт | Максимальная доля рейсов у одного перевозчика (%) | Количество перевозчиков с максимальной долей |
---|---|---|
Москва (Домодедово) | 16 | 3 |
Пермь (Большое Савино) | 20 | 5 |
Москва (Внуково) | 22 | 3 |
Барнаул | 25 | 4 |
Омск (Центральный) | 25 | 4 |
Сочи | 25 | 4 |
Челябинск (Баландино) | 29 | 2 |
Мурманск | 33 | 2 |
Бегишево | 33 | 3 |
Улан-Удэ (Мухино) | 33 | 3 |
Учитывались аэропорты с количеством утренних рейсов более двух...
Авторские права на данный материал принадлежат «Маркер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 22, 2025
Цифровые испытания: как Китай смог организовать ускоренную сертификацию авиационных беспилотников
Апрель 28, 2025
Легендарный Як-40Д "Черная молния" снова в строю
Апрель 28, 2025
ОДК представляет передовые промышленные двигатели на выставке "ИННОПРОМ"
Апрель 28, 2025
Белорусские и российские летчики провели тренировку парада к 9 мая