Экономические известия
8 августа 2010, 18:36
Россия грозит оборвать Нитку
Российские моторостроители выбросили "Мотор Сич" из совместного проекта по производству вертолетных двигателей. А ВМФ РФ готов израсходовать миллиарды долларов на строительство полигона для морской авиации вместо украинской Нитки
Идеологи максимального сближения Украины с Россией ожидали первых результатов от кооперации именно в авиастроении. Но после того, как условный "медовый месяц" в отношениях двух стран закончился, министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко предписал государственным предприятиям самостоятельно продолжить сборку вертолетных двигателей, которые до сих пор производили совместно с запорожской компанией "Мотор Сич".
"У россиян это называется теперь замещением импорта. Они действуют приблизительно так - мы в ваших технологиях разобрались, спасибо, мы дальше сами",- прокомментировал для "i" ситуацию руководитель "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев. Он назвал вдохновителя такой политики россиян - это вице-премьер Сергей Иванов. По словам господина Богуслаева, отказ от сотрудничества в нарушение соглашений между российской и украинской компаниями обойдется запорожским моторостроителям в $40 млн. недополученной прибыли в год и 1,5 тыс. рабочих мест. По словам руководителя "Мотор Сич", он предупреждает зарубежных инвесторов о готовности российских партнеров рвать отношения в процессе производства.
В то же время господин Богуслаев не планирует обращаться к руководству правительства и страны за защитой. Развивать вертолетное направление запорожцы планируют самостоятельно. "Чтобы наладить самостоятельное производство двигателей для вертолетов, россиянам понадобится лет пять-семь. А мы за это время уйдем дальше",- отметил Вячеслав Богуслаев. В то же время сотрудничество украинской компании с россиянами в самолетостроении и создании двигателей для ракет пока проходит без эксцессов, утверждает руководитель "Мотор Сич". "Отказаться от нас в самолетостроении для России слишком дорого - от $45 млн до $85 млн только по одному типу двигателей",- сказал "i" Вячеслав Богуслаев.
По мнению депутата Верховной Рады Алексея Логвиненко (БЮТ), в российском военно-промышленном комплексе осознают преимущества от сотрудничества с Украиной в создании вертолетов и самолетов. "Мне приходилось лично говорить на эту тему с российскими должностными лицами, и с их слов ясно, что они заинтересованы. Но это далеко не всегда видно в решениях их правительства, часто решающую роль играют политические интересы, а нередко и групповые",- сказал "i" господин Логвиненко.
На ВПК в России денег не жалели никогда. Вот и сейчас командование Военно-морского флота в очередной раз заявило о намерении построить полигон для морской авиации. Он должен заменить украинский полигон НИТКА (Наземный испытательный тренажер корабельной авиации), который Россия арендовала с начала 90-х гг. Эксперт Сергей Згурец напомнил, что ранее одобренный российским руководством план предполагал завершить в этом году строительство аналогичного полигона. Среди возможных мест его расположения ранее назывались Подмосковье и Краснодарский край. "Для этого были выделены деньги, но полигона для российской палубной авиации нет, а где деньги - знают, наверное, в российском правительстве",- сказал "i" господин Згурец.
Теперь командующий ВМФ России Владимир Высоцкий назвал другие даты: в 2012 г. на полигоне в Ейске начнутся полеты, а его строительство будет закончено еще через восемь лет. Это прозвучало диссонансом со словами министра обороны РФ в июне. Тогда, во время встречи со своим украинским коллегой Михаилом Ежелем, господин Сердюков заявил, что российские морские летчики могут вернуться на полигон в западном Крыму. Полеты палубной авиации РФ там прекратились в 2008 г. "Россияне нерегулярно платили за использование нашего полигона, да и политическая напряженность между руководством двух стран сыграла свою роль. Но уже при министре Юрии Еханурове украинская сторона заявила о намерении продолжить сотрудничество, после того как российский долг будет выплачен",- отметил господин Згурец.
Украинская сторона осознает, что владеет уникальным комплексом, и желает увеличения платы за его использование. До сих пор россияне обязывались оплачивать пользование полигоном поставками запчастей для самолетов Су, находящихся на вооружении украинских военно-воздушных сил,- на $500 тыс. в год. Новое заявление о планах строительства собственного полигона в России свидетельствует - стороны пока не договорились об условиях возвращения россиян на Нитку. По мнению заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Дмитрия Выдрина, намерение российского ВМФ вернуться к плану строительства собственного полигона не стоит воспринимать как недоверие к украинским партнерам. "Это - рыночные отношения. Они стремятся сбить цену, а для этого демонстрируют Украине, что могут обойтись без нас",- сказал "i" господин Выдрин....
Авторские права на данный материал принадлежат «Экономические известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции