О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Безопасность полетов - общее дело

В рамках Научно-практического семинара "Летная эксплуатация воздушных судов", прошедшего 26 марта в Москве, была представлена деятельность Некоммерческого партнерства "Безопасность полетов". О деятельности партнерства рассказал его президент, член Правления Всемирного фонда авиационной безопасности Валерий Шелковников.

Идея создания Фонда авиационной безопасности (FSF) впервые возникла в США и связана с фамилией финансиста Рокфеллера. После трагической гибели его сестры в катастрофе С-47, американский миллионер принял участие в работе комиссии, расследовавшей обстоятельства и причины этого происшествия. Вскоре при его участии и была создана первая в мире независимая организация в области обеспечения безопасности полетов.

В СССР Фонд был зарегистрирован 23 марта 1989 года, однако только в 1991 году, после принятия Закона об общественных организациях, Фондом был получен соответствующий статус. Лишь 2 года назад, из-за изменения в российском законодательстве, Фонд был переименован в Некоммерческое партнерство "Безопасность полетов".

Спектр деятельности Партнерства весьма широк, и охватывает практически все вопросы, связанные с обеспечением безопасности полетов. Одним из ключевых направлений деятельности является внедрение отечественного и зарубежного опыта в области безопасности полетов. Сотрудники Партнерства с периодичностью раз в два месяца выпускают дайджест по материалам FSF, а также передает сведения о безопасности полетов в России.

Важным аспектом деятельности Партнерства является организация и проведение крупных международных форумов по ключевым проблемам безопасности полетов. В 2002 году крупнейшим событием должна стать Международная конференция "CNS/ATM в России в 21-м веке", которая состоится в Магадане 24 - 25 июля 2002 года. Предыдущий семинар прошел в Тюмени.

Одним из направлений работы Партнерства является проведение независимого аудита авиакомпаний на предмет освидетельствования уровня безопасности в компании. Известно, что хорошие показатели по безопасности полетов вовсе не всегда гарантируют действительно безопасность. В связи с этим рассмотрение деятельности предприятия специалистами высочайшего класса позволяет обнаружить недостатки и недочеты в деятельности как персонала авиакомпании, так и иных надзирающих органов. Такой аудит несомненно повышает рейтинг авиакомпании. В качестве примера Валерий Шелковников привел бразильскую авиакомпанию Varig, которая до проведения аудита считалась небезопасной. В течении 1,5 лет проверок специалистам FSF удалось избавить ее от этого ярлыка.

Очевидно, что работа по повышению безопасности полетов требует всемерного поощрения. Поэтому Партнерство на протяжении уже 12 лет награждает за мужество, героизм и находчивость авиаторов, людей, работающих в различных организациях и ведомствах. В 2002 году церемония награждения специальными наградами состоится 18 апреля. Необходимо отметить, что свою премию учредил и в текущем году впервые вручит Генеральный конструктор ОКБ им. Сухого Михаил Симонов. Так будут отмечены наиболее выдающиеся достижения конструкторов в обеспечении безопасности полетов. Помимо этого, Партнерство предоставляет материалы о наиболее выдающихся людях, предотвративших тяжелые происшествия, или внесших значительный вклад в обеспечение безопасности полетов, в FSF.

Среди других направлений деятельности Партнерства Валерий Шелковников назвал содействие финансированию и внедрению научных и конструкторских разработок в области безопасности полетов, содействие решению правовых аспектов в области безопасности полетов.

Во время своего доклада Валерий Шелковников подробно остановился на ряде вопросов, связанных с предотвращением авиационных происшествий. В 50-х годах прошлого столетия американский ученный Дан Петерсон разработал свод правил, направленных на предотвращение техногенных катастроф в целом, и в частности - авиационных происшествий. Основные постулаты гласят, что вопросами безопасности в любой организации должно заниматься наивысшее должностное лицо, не перепоручая эту заботу своим подчиненным. Только это позволит на действительно высоком уровне решать все возникающие вопросы. Другой постулат гласит, что крайне важно расследовать серьезные инциденты столь же тщательно, как расследуются катастрофы. Применительно к российской практике, необходимо проводить расследования на уровне Государственной комиссии. С учетом того, что при таких происшествиях живы свидетели, практическая ценность расследования может оказаться гораздо выше.

В России же сегодня наблюдается целый ряд "провалов" в работе по расследованию происшествий и, что еще более важно, в системе доведения сведений работы комиссий и рекомендаций до летного и технического состава. Увы, сегодня мало внимания уделяется систематизации накопленных материалов по безопасности полетов. Не отслеживаются цепочки событий и часто повторяющиеся происшествия. В работе комиссий не принимают участие зарубежные эксперты, что зачастую снижает доверие к выводам комиссии.

Еще одним мероприятием, направленным на повышение безопасности полетов, могло бы стать внедрение системы добровольных сообщений. В качестве примера Валерий Шелковников назвал сообщение одного из штурманов ГА России, который сообщил о близких частотах маяков в Тюменском регионе. Такая, казалось бы, мелочь могла привести к серьезным ошибкам в навигации и катастрофическим последствиям.

В заключении своего выступления Валерий Шелковников отметил, что работникам гражданской авиации нельзя расслабляться и самоуспокаиваться, потому что даже самые высокие статистические показатели вовсе не гарантируют безопасность полетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка