Опубликовано: 04.04.2002, 12:14
 

Бездетнову - 68!


7 апреля заслуженному летчику-испытателю, Герою Советского Союза Николаю Павловичу Бездетнову исполняется 68 лет.

Краткая биография:
Образование высшее: окончил МАИ в 1969г.,
военное: Энгельское училище летчиков - в 1956г.
специальное: Школа летчиков испытателей - в 1961г.
В Вооруженных силах с 1952г. по 1961г.
В МАП с 22.04.1961г.
Выполнил около 10000 полетов с общим налетом 3200 часов, в том числе на испытания - 2100 часов.
Летал на вертолетах: Ми-2, Ми-4, Ми-8, Ка-15, Ка-18, Ка-22, Ка-25, Ка-26, Ка-27, Ка-32 и Ка-50.


Родился Бездетнов в семье школьного учителя математики в уральском поселке недалеко от демидовских заводов. Как и многие сельские ребята серьезно увлекался охотой. Соединение математического склада ума, наблюдательности охотника и уральского характера предопределило жизненный выбор Николая. Он пошел по стопам старшего брата Алексея и поступил в летное училище. После окончания училища летал на самолетах Ил-28, Як-18, Ли-2 и Ил-12. "Только вошел во вкус, как командир полка предложил полетать на новой технике, оказалось, что это вертолеты. Я никогда потом не жалел, говорит Бездетнов, что связал свою судьбу с вертолетами, так как всегда стремился к непознанному".

В 1961г. вызов из Москвы и начало учебы в школе летчиков-испытателей. Дальнейшую судьбу Николая определила встреча с Камовым Н.И. Будущему летчику-испытателю повезло, в КБ разработали новый вертолет Ка-15. Вместе с другими ему предстояло научить летать не просто новый, а корабельный вертолет и это оказалось сверх трудной задачей.

Биография летчика-испытателя всегда переплетается с работой КБ и биография летчика-испытателя Бездетнова - не исключение. После Ка-15 был новый противолодочный комплекс Ка-25. Потом для замены дневного противолодочного Ка-25 потребовался всепогодный вертолет и Бездетнов "пересел" на Ка-27. Наконец, кульминация, Николаю Павловичу первому доверили поднять в воздух новый боевой вертолет КБ - Ка-50, открывшего новую страницу нашего боевого вертолетостроения. Дорога в небо "Черной акулы" не была "усеяна розами". Нужно было решать сложнейшие задачки. Однажды, во время испытаний на земле, лопасти вертолета попали во флаттер. Мгновенно выросли колебания, Николай Павлович успел лишь выключить двигатели и предотвратить пожар. "Единичка" была спасена. Через несколько дней испытания были продолжены, но уже без Бездетнова, ему врачи запретили летать...

Все говорят о Бездетнове как о талантливом испытателе, каких мало, его называют "думающим" летчиком. Николай Павлович исключительно скромный человек. Он не любит рассказывать о себе, поэтому любая беседа переходит на вертолеты, о них он может говорить бесконечно.

Бездетнов считает, что возможности соосной схемы еще полностью не исчерпаны. Николай Павлович большой энтузиаст, истинно и горячо влюбленный в соосные вертолеты. Ими он живет, о них думает, стремиться их постоянно совершенствовать. Бездетнов не только талантливый испытатель, великолепный практик, но и грамотный теоретик. Его статьи в авиационных журналах, выступления и просто беседы приносят огромную пользу летчикам и авиационным специалистам.

Николай Павлович и сегодня в вертолетном строю. Основное внимание в своей работе с молодыми вертолетчиками уделяет безопасности полетов. В своем желании, чтобы машина была как можно надежнее, Бездетнов Н.П. очень критично подходит к своей работе. "Даже самый гениальный конструктор не застрахован от ошибок, поэтому летчик-испытатель, обязан их заблаговременно обнаружить и сохранить при этом дорогостоящую технику, свой экипаж и себя. Истинная доблесть и профессионализм каждого летчика-испытателя состоит в этой простой формуле "вернуться домой".

Отличительная черта нашего известного летчика-испытателя - стремление дойти до самой сути явлений, разложить все по полочкам, сформулировать простые и понятные правила - постулаты Бездетнова.

Очень жаль, что мы быстро забываем умных, талантливых, уникальных профессионалов, которые действительно могут принести немало полезного не только нашей авиации, но и всему вертолетному миру.

Успехов Вам Николай Павлович и здоровья.

 
Ссылки по теме:
Материал «Бездетнову - 68!» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Ка-50, Ка-27, Ка-32Т, Авиационный Комплекс имени С.В. Ильюшина, АВИАКОМПАНИЯ "АРКТИКА", Ми-2, Ка-26, Самолетостроение (в процессе тестирования)