О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ГЛОНАСС позволяет тушить пожары вслепую

Оснащение самолетов МЧС навигаторами ГЛОНАСС - это ход в ногу со временем, полагает эксперт ER.RU

Министерство чрезвычайных ситуаций РФ продолжает борьбу с лесными пожарами. Причем сейчас уже можно говорить о том, что со стихией воюют всем миром. По словам директора департамента международной деятельности МЧС РФ Юрия Бражникова, в распоряжение спасателей, кроме собственных средств, поступили 2 украинских самолета Ан-32, которые тушат пожары в Воронежской области. Два вертолета из Армении приняли участие в пожарных работах в Липецкой и Рязанских областях. Еще по одному вертолету прислали Белоруссия и Казахстан. Италия отправила на помощь свой самолет-амфибию вместе с пожарной командой, а в минувшую пятницу в Россию прибыл целый десант профессионалов из элитного подразделения пожарной охраны Болгарии. Свою помощь также предложила Германия, Франция и Польша.

Как заявил в комментарии ER.RU член думского комитета по международным делам Руслан Кондратов, "отрадно, что руководство многих государств откликнулось и предложило руку помощи нашей стране в борьбе с природной стихией. И сегодня, когда большинство территории центральной части России охвачено огнем, мы не остались один на один с этой бедой".

Одним из главных средств тушения огня остается авиация: дело в том, что далеко не всегда люди, используя даже самую современную защиту, могут добраться до очагов возгорания, а самолеты и вертолеты это сделать вполне могут. Единственное, что им может помешать это густой дым, который серьезно затрудняет поиск цели. Однако, благодаря новейшим технологиям, с этой проблемой удалось справиться. Как заявил на прошлой неделе глава МЧС Сергей Шойгу, для борьбы с ненастьем впервые применяется специальное навигационное оборудование на основе российской системы ГЛОНАСС, что позволяет пожарным самолета Бе-200 точечно тушить очаги пламени даже при нулевой видимости.

Таким образом, многочисленные природные пожары стали поводом для того, чтобы в экстремальных условиях опробовать отечественную навигационную систему. До этого она применялась лишь в качестве экспериментов: в некоторых городах этим оборудованием были оснащены машины скорой помощи, служебные автомобили чиновников, автобусы, троллейбусы и прочее. Рамки использования уникальных технологий ограничивались лишь слежением за государственным транспортом.

"Самолеты вслепую могут утюжить определенные участки в соответствии с программами. Это абсолютно новые возможности, которые не были доступны при традиционных авиационных способах", - рассказал ER.RU исполнительный директор Ассоциация разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе ГЛОНАСС Владимир Климов, добавив, что в перспективе это направление будет развиваться: усилится взаимоинтеграция программного обеспечения наземных и бортовых навигационных программ, что повысит синхронность работы всех средств тушения.

Кроме того, по словам Климова, тенденция оснащения всех самолетов, включая гражданскую авиацию, самым современным спутниковым оборудование - это общемировая практика.

"Самолеты оснащаются навигационным оборудованием в соответствии с требованием международной ассоциации гражданской авиации. Существуют системы сопровождения самолета на различных этапах полета, системы автоматического захода на посадку и т.д. Поэтому это всеобщая мировая тенденция. А самолеты МЧС более всего соответствуют всем современным требованиям, так что это не какое-то ноу-хау ведомства, а ход в ногу со временем и в соответствии с современными требованиями к самолетам", - объяснил эксперт.

Причем в перспективе, благодаря наращиванию мирового сотрудничества в этой области, навигационное оборудование будет становиться все точнее и точнее. "Все мировые тенденции, так или иначе, ведут к интеграции, объединению усилий. Речь идет о создании глобальной навигационной спутниковой системы, состоящей из GPS, ГЛОНАСС, европейской "Галилео", китайской "Компас". Все международное сотрудничество в этой сфере работает в направлении извлечения выгоды от увеличения количества орбитальных навигационных спутниковых группировок", - рассуждает исполнительный директор Ассоциации.

При этом он считает маловероятным полное вытеснение с российского рынка персонального навигационного оборудования на основе GPS. Начиная с определенного времени, когда ГЛОНАСС заработает на полную мощность, будут выпускаться приемники, которые способны работать в обеих системах. По словам Климова, аналогичным образом действуют и США: "Американцы написали в своей последней директиве, которая вышла буквально недавно, что, кроме GPS, необходимо применять для нужд хозяйствующих субъектов США и другие системы навигации. Прозвучало такое предложение впервые. ГЛОНАСС сейчас, как реально действующая система, единственный конкурент GPS".

Сомневается эксперт и в том, что намерение "АвтоВАЗа" и "КамАЗа" оснащать все свои автомобили в базовой комплектации приемниками ГЛОНАСС серьезно отразится на цене отечественных машин.

"Отечественные компании над этой проблемой работают уже порядка 5 лет и это заявление родилось не на пустом месте. Уже есть опытные образцы изделий, где уже ставится такое оборудование в тестовом режиме. Учитывая, что сейчас у нас активно рекламируются чипсеты и модули по цене 15-20 долларов, то я думаю, это не скажется существенно на итоговой цене изделия. Любой автолюбитель, по крайней мере, не откажется от довольно дешевой функции автонавигации, ведь это удобная и практичная штука", - считает Климов.

Кроме того, по его словам, в перспективе, с развитием ГЛОНАСС, продающиеся отдельно автонавигаторы подешевеют в среднем до 3-4 тысяч рублей.

Напомним, ГЛОНАСС - это российская навигационная спутниковая система, которая разрабатывается с 1970-х годов. Для министерства обороны впервые она заработала в 1993 году, тогда в составе ее группировки было лишь 12 спутников. В 2005 году было принято решение использовать систему и для гражданских нужд.

Для покрытия территории всего Земного шара ГЛОНАССу нужно 24 спутника, восемнадцати орбитальных аппаратов достаточно для покрытия территории России. Сейчас на высоте почти 20 тысяч километров вокруг земли вращаются 23 спутника ГЛОНАСС, 2 из них резервные. В сентябре 2010 года планируется вывести на орбиту еще 3 спутника, и система сможет полноценно функционировать....
Авторские права на данный материал принадлежат «Единый российский портал». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка