О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Татарстан приоткрыл небо

Международный аэропорт "Казань" отстает по объему пассажиропотока от ближайших конкурентов в Поволжье. В последние годы авиакомпаний прибавилось, и аэропорт рассчитывает увеличить перевозки более чем в полтора раза

Международный аэропорт "Казань" (МАК) отстает по объему пассажиропотока от ближайших конкурентов в Поволжье. Там долгое время безраздельно властвовала авиакомпания "Татарстан". В последние годы компаний прибавилось, и аэропорт рассчитывает увеличить перевозки более чем в полтора раза

Казанский аэропорт обслужил в 2009 г. 675 700 пассажиров (данные годового отчета) - примерно вдвое меньше, чем самарский и уфимский аэропорты. По данным Транспортной клиринговой палаты, за прошлый год международный самарский аэропорт "Курумоч" отчитался об 1,26 млн перевезенных пассажиров, башкирская "Уфа" - об 1,18 млн, оба вошли в рейтинг 12 крупнейших отечественных аэропортов-миллионников - 10-е и 11-е место соответственно. Казанский аэропорт тоже собирается попасть в пул: генеральный директор МАК Алексей Старостин планирует перевезти 1 млн человек уже в этом году.

Поволжские аэропорты работают в регионах высокой деловой активности, что обычно ведет к росту пассажиропотока, говорит аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков. "Если судить по показателям валового регионального продукта за 2009 г. (у Татарстана - 878,8 млрд руб., у Самарской области - 540,4 млрд руб., у Башкирии - 709,6 млрд руб. - "Ведомости"), МАК должен быть лидером среди них, а происходит наоборот, удивляется он.

"У МАК был низкий старт в 2000-х гг. - 300 000 пассажиров в год, тогда как Самара и Уфа начинали с 700 000 пассажиров. Но если те звали к себе перевозчиков, то Казань - наоборот", - говорит генеральный директор татарстанской авиакомпании "Тулпар" Азат Хаким.

По данным Минтранса, в 2004 г. в казанском аэропорту работало 10 российских и иностранных авиакомпаний, с этого года их, по словам генерального директора МАК Алексея Старостина, 24, однако в расписании значится пока только 16. Из "Курумоча" же летают 28 авиаперевозчиков, а "Уфа" и вовсе поставила рекорд - там 40 авиакомпаний.

В Казани приоритет долго оставался у "домашней" авиакомпании "Татарстан". Один из профильных республиканских чиновников не скрывает: МАК проводил "закрытую политику", отсюда и отставание от конкурентов в пассажироперевозках. Однако генеральный директор компании AVT (крупнейший продавец авиабилетов, ее партнерами являются более 100 авиакомпаний страны и мира) Азамат Сабиров считает, что в 2000-х гг. правительство РТ "ставило интересы АК "Татарстан" выше интересов аэропорта". Обе компании государственные, минземимущество РТ - единственный их акционер.

"Пользуясь административным ресурсом, АК "Татарстан" препятствовала приходу других перевозчиков, а если ты один на линии, то можешь устанавливать любые цены", - говорит Сабиров. По его словам, в начале "нулевых" цены на авиабилеты у "Татарстана" были на 10-15% выше, чем у остальных перевозчиков, а на московском направлении - вдвое, до 7000 руб.

"Приход каждого нового перевозчика сбивает цены на 10-15%", - говорит Сабиров. Сейчас из Казани в Москву летает пять авиакомпаний, и картина изменилась, продолжает он. По данным AVT, на 15 августа цена билета на рейс "Трансаэро" из Казани в Москву была 3150 руб., из "Курумоча" та же "Трансаэро" везет за 4157 руб., а S7 из Уфы в Москву - за 4244 руб. При этом время в полете одинаковое - 1 ч. 30 мин. В Санкт-Петербурга из каждого аэропорта летают по две авиакомпании, поэтому разница заметнее. Дешевле всего лететь рейсом "Ак барс аэро" - 5525 руб., АК "Татарстан" берет 6300 руб. (данные на 17 и 18 августа соответственно). А вот на южном направлении "Татарстан" пока единственный перевозчик, в результате самый дешевый билет из Казани до Сочи стоит 7100 руб.; для сравнения: "ЮТэйр" перевозит из Тюмени в Краснодар и обратно за 9590 руб., рассказывает Сабиров. И это при том, что время полета у "ЮТэйр" на этом маршруте в полтора больше, чем у "Татарстана" (3 часа 20 минут против 2 часов 10 минут).

Московское направление обеспечивает до 40% выручки перевозчика, объясняет представитель "Татарстана". Кроме того, пассажиропоток на этих рейсах традиционно растет. К примеру, по итогам января - апреля он подскочил на 38,3%, говорится в релизе МАК. Не удивительно, что борьба за него жесткая. Сейчас здесь работает пять авиакомпаний ("Татарстан", "ЮТэйр", "Сибирь", "Трансаэро", "Авианова"). А с 1 сентября начнет регулярные полеты "Аэрофлот - российские авиалинии" на А319, говорится в официальном сообщении авиакомпании. "Приход "Аэрофлота" откроет татарстанцам небо над Европой", - считает Хаким.

Старостин собирается "оптимизировать аэропорт как удобный пункта пересадки для транзитных пассажиров". "Сейчас пассажиры прямого транзита составляют крайне малую часть, по итогам 2009 г. - не больше 2% от общего количества пассажиров, но аэропорт уже ведет работу по стыковке рейсов авиакомпаний", - сказал он. По его словам, в ближайших планах открыть регулярные рейсы в Хельсинки, Бишкек, а также полеты в Испанию, Грецию, Болгарию и Таиланд. А в перспективе на пять лет - "привлечь авиакомпании дальнего зарубежья" для открытия новых рейсов по направлениям: Лондон, Ганновер, Хельсинки, Вена, Осло, Варшава. Также, добавляет Старостин, аэропорт занимается организацией новых рейсов и увеличением частотности уже существующих по России и СНГ.

Последняя новость - у МАК появился инвестор: болгарская "Химипорт" вложит в развитие аэропорта $50 млн.

МАК старался ежегодно зарабатывать прибыль не менее 2 млн руб., ее явно не хватало. "В последние четыре года правительство РТ оказывало аэропорту существенную поддержку - около 500 млн руб.", - рассказал чиновник республиканского правительства.

"Курумоч" получил по итогам 2009 г. чистую прибыль в 58,17 млн руб. при выручке в 789,9 млн руб, "Уфа" - 2,3 млн руб. при выручке 1,6 млрд руб., "Казань" - 2,1 млн при выручке 516,1 млн руб....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости - Поволжье». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка