Опубликовано: 03.02.2003, 12:58
 

Что такое авиационный лизинг?

Этой статьей мы начинаем серию публикаций, посвященных авиационному лизингу, его роли в мировой торговле авиационной техникой, становлению авиационного лизинга в России, анализу состояния и возможностей ведущих отечественных лизинговых компаний, их планов


В нашей первой публикации затронуты лишь самые общие вопросы, связанные с лизингом вообще и с авиационным лизингом в частности - законодательная база, особенности, отличающие лизинг от других видов аренды и кредитования, принципы формирования лизинговых платежей и т.п. Для тех, кто уже профессионально занимается лизингом, материал этой статьи, возможно, не даст никакой новой информации. Мы на это и не претендуем, но считаем, что прежде чем переходить к частностям, полезно все же изложить общие положения.

Лизинг - англоязычный термин (от to lease - брать/сдавать в аренду), приобретший в России официальный статус с выходом в 1995 г. второй части Гражданского кодекса РФ, а затем Закона РФ "О лизинге", сперва в редакции 1998 г., а затем - на основе Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон "О лизинге", принятого в 2002 г. На сегодняшний день действует Закон "О лизинге" в редакции от 29.01.2002 г. N 10-ФЗ, учитывающий эти изменения и дополнения.

Любопытно проследить метаморфозы термина "лизинг" от принятия ГК РФ до принятия закона 2002 г.

В ГК РФ термин "лизинг" определяется в достаточно узком смысле - как частный случай аренды - финансовая аренда, когда арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество (предмет лизинга) и предоставить его за плату арендатору (лизингополучателю) во временное владение и пользование. От "обычной" аренды лизинг, таким образом, отличался тем, что в аренду сдается не уже имеющееся в собственности арендодателя имущество, а только специально приобретаемое им вновь в рамках данного договора для данного арендатора. При этом арендатор получает арендуемое имущество непосредственно от продавца и имеет все права покупателя, а арендодатель не только представляет для этого необходимые финансовые средства (иначе это был бы просто кредит), но и остается, как и при других видах аренды, собственником приобретенного имущества. Как правило, срок финансового лизинга соизмерим со сроком амортизации предмета лизинга или превышает его.

В Законе "О лизинге" 1998 г. законодатели придали термину "лизинг" расширительное значение, фактически заменив им общий термин "аренда" из ГК РФ и введя для "обычной" аренды понятие "оперативного лизинга", при котором лизингодатель заранее приобретает сдаваемое в лизинг (аренду) имущество в собственность "на свой страх и риск", может сдавать его в лизинг неоднократно и на короткий срок, а лизингополучатель не имеет права требовать перехода собственности имущества по окончании срока лизинга. Последнее предусмотрено в Законе от 1998 г. только для "финансового лизинга".

В 2002 г. при внесении "изменений и дополнений" понятие "оперативного лизинга", как и понятие "краткосрочного" лизинга из Закона "О лизинге" было изъято. В действующей редакции Закона вновь, как в ГК РФ, осталась только "финансовая аренда (лизинг)" почти с дословным повторением для ее определения положений ГК РФ. Таким образом, по новой редакции уже неправомочно считать лизингом (со всеми вытекающими отсюда последствиями в части бухгалтерского учета, налогообложения и т.п.) передачу в аренду имущества, ранее, до заключения договора уже принадлежавшего арендодателю, и, тем более, неоднократную передачу в аренду такого имущества. Это ограничение можно, правда, обойти, например, продав возвращенное предыдущим лизингополучателем имущество дочерней фирме, а затем реализуя его лизинг новому получателю. Но налоговые сложности при этом все равно возникнут.

В то же время в редакции 2002 г. имеется отсутствующее в ГК положение о возможности "перехода предмета лизинга в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения", но уже не как обязательное при финансовом лизинге (как это было в Законе 1998 г.), а "на условиях, предусмотренных соглашением сторон".

В редакции 2002 г., кроме того, сохранилось и положение закона от 1998 г., позволяющее реализовать так называемый "возвратный" лизинг, когда собственник продает свое имущество лизинга лизингодателю, а затем берет это имущество у него в лизинг (при этом происходит "совмещение функций продавца и лизингополучателя в одном лице").

Итак, что же такое лизинг в трактовке Закона в редакции 2002 г.? В этом законодательном акте лизинг определяется как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.

Под договором лизинга при этом подразумевается договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем, но опять-таки - в рамках именно данного договора лизинга, а не заранее.

Предмет лизинга, переданный во временное пользование и владение лизингополучателю, остается собственностью лизингодателя вплоть до момента перехода собственности к лизингополучателю по согласованию сторон, обычно в конце срока лизинга, хотя возможен и досрочный "выкуп" предмета лизинга путем внесения согласованной оставшейся суммы платежей.

Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

При авиационном лизинге предметом лизинга может быть воздушное судно (лизингополучатель - эксплуатирующая авиакомпания или иной возможный собственник), сменный двигатель, а также комплектующие изделия, агрегаты, приобретаемые производителем авиатехники в лизинг у поставщиков на срок до продажи готовой продукции.

В сделке лизинга, по определению, участвуют три стороны:

  • лизингодатель;
  • лизингополучатель;
  • продавец.

    Для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизинга заключают обязательные и сопутствующие договоры.

    К обязательным договорам относятся сам договор лизинга и договор купли-продажи, заключаемый продавцом с лизингодателем при участии лизингополучателя.

    При этом лизингополучатель вправе предъявлять непосредственно продавцу требования по качеству и комплектности предмета лизинга, срокам его поставки и другие требования, установленные законодательством РФ и договором купли-продажи.

    В договоре лизинга указывается имущество, являющееся его предметом, определяются права и обязанности лизингодателя (лизинговой компании) и лизингополучателя, в том числе по размеру лизинговых платежей, по возврату предмета лизинга или переходу собственности на него по окончании срока лизинга. Такой переход оформляется отдельным договором купли-продажи между лизингодателем и лизингополучателем.

    К сопутствующим договорам относятся договор о привлечении средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и другие.

    Законом "О лизинге" в редакции 2002 г. специально оговариваются некоторые его особенности:
  • лизинговое имущество (объект лизинга), хотя и является собственностью лизингодателя, может находиться на балансе как у лизингодателя, так и у лизингополучателя с соответствующим учетом в бухгалтерской отчетности и при налогообложении;
  • лизинговые платежи, выплачиваемые лизингополучателем, относятся при налогообложении к расходам, связанным с производством и (или) реализацией;
  • предмет лизинга передается в лизинг вместе со всеми его принадлежностями и со всеми документами (техническим паспортом и другими), если иное не предусмотрено договором лизинга;
  • лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга. Если же это предусмотрено договором, обслуживание и ремонт может взять на себя лизингодатель с соответствующим учетом затрат в лизинговом платеже;
  • лизингополучатель может уступить третьему лицу полностью или частично свои права по договору лизинга;
  • лизингодатель имеет право в целях привлечения денежных средств использовать в качестве залога предмет лизинга, который будет приобретен им в будущем в собственность по условиям договора лизинга, иными словами, брать кредит под остаточную стоимость предмета лизинга;
  • на предмет лизинга не может быть обращено взыскание третьего лица по обязательствам лизингополучателя, в том числе и в случаях, если предмет лизинга зарегистрирован на имя лизингополучателя;
  • по взысканиям третьих лиц, обращенным на имущество лизингодателя, к приобретателю прав лизингодателя в отношении предмета лизинга в результате удовлетворения взыскания в обязательном порядке переходят не только права, но и обязательства лизингодателя, определенные в договоре лизинга.

    Лизингодатель (лизинговая компания) для осуществления операции лизинга должна обладать финансовыми средствами для оплаты приобретаемого по сделке лизинга имущества, возвращая затем себе эти средства с соответствующими процентами за срок лизинга в виде лизинговых платежей.

    При этом динамика окупаемости вложенных в лизинговые сделки средств существенно различна для лизинговой компании, стабильно осуществляющей лизинг в достаточных масштабах на регулярной основе и для лизинговой компании, только развивающей лизинговую деятельность.

    Так, лизинговая компания, в течение ряда лет занимающаяся авиационным лизингом и имеющая в собственности не один десяток сданных в лизинг авиакомпаниям воздушных судов, получает по каждому находящемуся в лизинге воздушному судну лизинговые платежи, составляющие в год 12-15% от цены нового воздушного судна (подробнее о размерах лизинговых платежей будет сказано чуть дальше). Очевидно, что даже за вычетом собственных расходов и прибыли, этой суммы достаточно, чтобы финансировать закупку в объеме, по крайней мере, 10-12% от имеющегося у лизинговой компании парка воздушных судов, а значит - регулярно обновлять этот парк и возмещать его убыль за счет перехода воздушных судов в собственность авиакомпаний по истечении срока лизинга (составляющую 10-12,5% при сроке лизинга 10 и 8 лет соответственно).

    Таким образом, действующая на регулярной основе длительный период достаточно крупная лизинговая компания может поддерживать свое функционирование (т.е. финансирование закупок в сделках лизинга) за счет собственных средств, срок "оборачиваемости" которых - в пределах года.

    Иное дело - начальный период становления лизинговой компании. Средства на финансирование лизинговых сделок нужны сегодня, а отдача по ним за счет лизинговых платежей растягивается, по крайней мере, на годы, пока компания не выйдет на регулярный режим самоподдержания.

    При этом объем инвестиций, "замороженных" на этот срок составит порядка 45-60% от общей стоимости лизингового имущества (парка воздушных судов), который будет находится в лизинге в достигнутом наконец регулярном режиме. Так, если компания, занимающаяся авиационным лизингом, хочет иметь, в конечном счете, парк из двух десятков самолетов ценой, например, по $25 млн., то в первые три года ей придется вложить до $250-300 млн. в их закупку, и эти инвестиции окупятся не ранее 5-6 года деятельности компании в зависимости от графика наращивания парка в первые годы, срока лизинга, процентной ставки и т.п. Зато в стабильном режиме ее парк будет "стоить" $500 млн., а годовой оборот превысит $60-75 млн.

    Как видно из этого примера, на стадии становления лизинга не обойтись без достаточно значительных начальных инвестиций. Каковы же их возможные источники? Если не вдаваться в детали, их всего два:
  • привлечение средств в уставный капитал лизинговой компании при ее создании или путем эмиссии акций;
  • привлечение кредита.

    Инвестиции в уставный капитал могут осуществляться как частными инвесторами, так и государством. Пример - государственные вложения в 2002 г. в уставной капитал компаний, занимающихся авиационным лизингом - "Ильюшин финанс Ко" (ИФК) и "Финансовая лизинговая компания" (ФЛК).

    Однако государственные вложения носят, как правило, разовый характер и не покрывают обычно всей суммы необходимых в первые годы становления лизинга инвестиций. Привлечение частных инвестиций для отечественных лизинговых компаний, работающих в авиационной сфере, на этапе их становления затруднительно как из-за сложного положения на внутреннем рынке гражданской авиатехники, так и из-за сравнительно низкой (по сравнению с сырьевыми отраслями) рентабельности авиаперевозок как вида бизнеса (причем, не только в России, но и во всем мире).

    Таким образом, на этапе становления (а в России лизинг вообще и авиационный в частности находится в самом начале становления) лизинговой компании не обойтись без привлечения кредитов. А кредиты надо будет возвращать, причем единственным источником их возврата являются лизинговые платежи. Из сказанного следует, что срок кредита должен быть не меньше срока лизинга, а процентная ставка по кредиту - лежать в пределах, не разорительных для лизингополучателя. Отсюда прямая зависимость самой возможности лизинга от "цены денег" на доступном лизингодателю рынке кредитов.

    В развитых странах сроки кредита порядка 8-10 лет при процентных ставках 5-8%, как правило, вполне доступны при достаточно надежных гарантиях. При лизинге гарантией обычно является залог предмета лизинга (воздушных судов при авиационном лизинге). И здесь проявляется основное преимущество лизинга перед кредитом, предоставленным непосредственно покупателю (авиакомпании): если покупатель разоряется, то на его собственность (а при кредите на покупку предмет покупки сразу становится собственностью покупателя) обращаются претензии всех кредиторов, и банк, давший кредит на конкретную покупку - лишь один из них, и возврата кредита он может и не дождаться.

    При лизинге имущество находится в собственности лизинговой компании (а она, как правило, аффилирована по отношению к банку - кредитору), и при банкротстве лизингополучателя этот предмет просто изымается у него независимо от остальных его обязательств.

    Однако чтобы быть гарантией по кредиту, предмет лизинга должен иметь то, что называют "ликвидностью", т.е. обладать (если залогом придется воспользоваться) вполне определенной рыночной остаточной стоимостью, причем, даже с учетом износа, не меньшей, чем оставшаяся на тот момент сумма выплат по кредиту.

    Если предмет лизинга - воздушное судно, это значит, что, во-первых, оно должно иметь все необходимые сертификаты для выставления на продажу в любой момент при досрочном окончании срока лизинга, во-вторых, у него (или у его производителя) должна быть на рынке авиатехники соответствующая репутация, позволяющая с минимальным риском оценить эту остаточную рыночную стоимость, и, в-третьих, ситуация в соответствующем секторе вторичного рынка должна быть достаточно стабильной.

    К сожалению, по всем этим факторам ситуация в последние годы для отечественных воздушных судов не слишком благоприятна. Большинство из них не имеет международного сертификата, продажи таких воздушных судов, как Ту-204, Ил-96 и др. исчисляются единицами, срок их эксплуатации - несколькими годами, так что говорить об установившейся рыночной остаточной стоимости этих самолетов проблематично. Что же касается вторичного рынка авиатехники, то на него в последние годы происходит "вброс" самолетов предыдущих поколений (Ту-154М, Ил-86 и др.), снимаемых с эксплуатации из-за вводимых за рубежом ограничений, что резко снижает цены на бывшую в эксплуатации авиатехнику. Все это ведет к значительным трудностям с привлечением кредитных средств для лизинговых операций в сфере авиационного лизинга.

    Отметим, что и кредиты, и инвестиции, независимо от их источника, могут привлекаться для финансирования лизинга на условиях, не худших, чем действующие на доступном лизинговой компании "рынке денег", т.е. по процентной ставке не ниже сложившейся на этом рынке, иначе капитал просто уйдет из сферы лизинга (исключением может быть, разве что, привлечение государственных средств на протекционистских условиях). В полной мере относится это и к инвестициям в уставной капитал лизинговой компании, только проценты здесь могут быть обращены на повышение капитализации (прирост имущества) компании. В любом случае лизинг - это бизнес, и в рыночной экономике нет места благотворительности. Естественно, поэтому, что основной частью общей суммы лизинговых платежей за срок лизинга, покрывающей, по определению, данному в редакции закона 2002 г., затраты лизингодателя, является возврат привлеченных по сделке кредитов и инвестиций с соответствующими процентами. Другие затраты, связанные со сделкой лизинга, не должны быть значительными по сравнению с затратами на возврат привлеченных средств с процентами, иначе получатель предпочтет лизингу прямой кредит на приобретение соответствующего имущества.

    Общая сумма возврата с процентами заемных (или инвестированных) средств В при данном сроке кредита Т (срока окупаемости) и данной годовой процентной ставке r выражается известной формулой:

    В = (К * Т * r /100) / (1 - (1+ r / (100 * n )) - Т * n)

    где

    n - число выплат в год;

    К - размер начального кредита (при использовании кредита для полной оплаты закупаемого лизинговой компанией воздушного судна К равно цене воздушного судна).

    При периодичности выплат, существенно меньшей срока кредита, можно для оценок использовать приближенное соотношение

    В = К * (1 + r / 100 * Т / 2)

    Отметим, что выплаты с процентами существенно превышают цену объекта лизинга. Например, при кредите в $100 млн. на срок 8 лет под 12% годовых и ежемесячных платежах общая сумма возврата составит 100 * (1 + 0,12 * 4) =$148 млн. При процентной ставке порядка 20-25% и выше, характерной для российского рынка кредитов, сумма выплат с процентами при сроке кредита 6-8 лет составит уже не менее 170-200% от начальной суммы кредита.

    Общая сумма лизинговых платежей за срок лизинга составит

    ЛПсум = В + СР + ПР

    где

    СР - собственные расходы лизинговой компании на обеспечение своей деятельности (включая налог на имущество, если его платит лизингодатель, страховые платежи и др.);

    ПР - прибыль лизинговой компании.

    Если в договоре лизинга предусмотрено, что капитальный ремонт и техническое обслуживание предмета лизинга осуществляет лизингодатель, то стоимость такого обслуживания также войдет в суммарный объем лизинговых платежей.

    Как правило, общая сумма лизинговых платежей, вносимая лизингополучателем, распределяется на равные помесячные выплаты на весь срок лизинга, хотя порядок выплаты может быть и иным, если это предусмотрено договором. Так, лизинговая компания в целях привлечения клиентов и при наличии собственных средств может предоставить отсрочку начала выплат или уменьшить их размер в начале срока, увеличив в конце и т.п.

    Если лизинговое имущество не полностью амортизируется (обладает "ликвидной" остаточной стоимостью) к концу срока лизинга, то общая сумма текущих лизинговых платежей за срок лизинга корректируется на величину остаточной стоимости (или согласованной в договоре суммы "выкупа").

    Лизинг должен быть выгоден не только инвестору и лизинговой компании, но и получателю (авиакомпании), которая должна эксплуатировать взятое в лизинг имущество (воздушное судно) с такой рентабельностью, чтобы при данной цене самолета обеспечить через лизинговые платежи возмещение средств, затраченных на его приобретение, и получать хотя бы минимальную прибыль.

    Отсюда - условие окупаемости при эксплуатации воздушного судна можно сформулировать следующим образом: предельный для авиакомпании лизинговый платеж, при котором обеспечивается ее рентабельность (определяемый, как разность между выручкой без учета прибыли и обязательных платежей и затратами на эксплуатацию, при данных условиях эксплуатации, годовом налете, заполняемости кресел и т.п.), должен быть не меньше требуемого значения лизингового платежа, при котором лизинговая компания возвращает взятые кредиты (с процентами) и может успешно функционировать.

    Приравнивая предельные значения лизинговых платежей, найденные из условия рентабельности эксплуатации ВС к минимальным требуемым их значениям можно определить предельные значения процентной ставки, при которой для данной интенсивности эксплуатации (годовой налет, заполняемость кресел), известных сроке кредита и цене самолета обеспечиваются как условия рентабельности его эксплуатации, так и условия возврата кредита и безубыточного функционирования лизинговой компании.

    Так, для Ту-334 при заявленной цене самолета $17 млн. предельная процентная ставка по кредитам составляет не более 12% (годовой налет 2500 час, цены и тарифы 2002 г., срок лизинга 8 лет, рентабельность для авиакомпании - 10%).

    На сегодняшний день в России отсутствуют "доступные" кредитные ресурсы по такой процентной ставке, в связи с чем правительством принято решение о государственном субсидировании разности по процентным ставкам коммерческих кредитов и предельным процентным ставкам, доступным для получающей самолет в лизинг авиакомпании, в пределах 50% коммерческой ставки. Таким образом, с использованием государственного кредита можно, например, обеспечить рентабельность лизинга Ту-334 для участников при коммерческой процентной ставке 20-24% и сроке лизинга 8 лет.

    Пока, при существующей в стране конъюнктуре кредитного рынка, государственные субсидии - это единственный способ обеспечить реализуемость авиационного лизинга. Но "стоить" государству это будет не менее $5,5-8,0 млн. за срок лизинга по каждому самолету при нынешних коммерческих процентных ставках.

    В заключение следует отметить, что авиационный лизинг в России начал понемногу развиваться, но на начальном этапе становления для его успешного продвижения должны быть созданы условия для привлечения в эту сферу дополнительных инвестиций.

  •  
    Ссылки по теме:
    Материал «Что такое авиационный лизинг?» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
    Связи: Ильюшин Финанс Ко., Ту-154М, Ту-204-100, Авиационный Комплекс имени С.В. Ильюшина, Ил-86 (в процессе тестирования)