О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ставка на крыло

ОАК планирует в 2013 году изготовить в Ульяновске первое крыло из композитных материалов для перспективного отечественного самолета МС-21. В этом проекте хочет принять участие и госкорпорация "Роснано"

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планирует в 2013 году изготовить в Ульяновске первое крыло из композитных материалов для перспективного отечественного самолета МС-21. В этом проекте хочет принять участие и госкорпорация "Роснано". Но ОАК пока делает ставку на зарубежных партнеров.

"По графику, в 2013 году мы должны выдать готовое изделие на первый самолет", - сообщил президент "дочки" ОАК компании "Аэрокомпозит" Анатолий Гайданский на презентации завода по производству композитных конструкций. По словам Гайданского, здесь будет производиться сама консоль крыла со всей механизацией для МС-21, центроплан и хвостовое оперение.

Использование при производстве самолетов композитных материалов (пластик, армированный борными, углеродными, стеклянными волокнами, жгутами или тканями на их основе; алюминий, армированный нитями стали, бериллия и т. д.) является мировым трендом. Они позволяют существенно облегчить вес конструкции и обеспечивают сочетание таких противоположных характеристик, как твердость и упругость. Boeing 787, например, на 53% состоит из композиционных материалов. Поэтому желание ОАК и корпорации "Иркут" насытить конструкцию МС-21 "композитами" понятно, как оправдано и намерение авиастроительной корпорации построить в Ульяновске завод по их производству. Тем более что региональные власти дали этому проекту максимальные преференции. В частности, нулевые ставки будут установлены по налогу на имущество и транспортному налогу, на 4% будет снижена ставка налога на прибыль (в части, подлежащей зачислению в областной бюджет). Предусмотрено и субсидирование затрат "Аэрокомпозита" на подведение, подключение и технологическое присоединение инженерных сетей.

По условиям инвестсоглашения, "Аэрокомпозит" в течение четырех лет вложит в этот проект более 250 млн долларов. Ввод в эксплуатацию производства композитных деталей и завода по композитной сборке готовых конструкций намечен на 2013-2014 годы, а в 2015-2016 годы планируется организовать серийное производство. "По графику, мы должны в конце этого года начать контрактацию с нашими иностранными коллегами по строительству завода. Сейчас мы ведем второй этап технического проекта, прорисовку завода более детально, чтобы подойти к контрактным обязательствам. График строительства завода выверен с нашим заказчиком по самолету МС-21 корпорацией "Иркут", - сообщил Гайданский.

Казалось бы, все хорошо - заказ на крылья есть, деньги для строительства завода есть, местная поддержка есть. Смущает в этой благостной картине только то, что основа для композитных конструкций МС-21 ульяновского производства будет зарубежного изготовления. В этом, кстати, и есть одно из кардинальных отличий советского периода самолетостроения от постсоветского. Советские гражданские самолеты, например, летали на самарских, уфимских и пермских двигателях. Постсоветский Sukhoi Superjet 100 уже поднялся в воздух на двигателях совместного предприятия рыбинского "Сатурна" и французской Snecma. Ближнемагистральный же самолет МС-21, первый полет которого запланирован на 2014 год, будет комплектоваться двигателями PW1400 производства канадской компании Pratt & Whitney.

Поэтому и при производстве композитных крыльев для МС-21 "Аэрокомпозит" ориентируется на кооперацию с зарубежными производителями агрегатных композитных конструкций, такими как Spirit и Diamond. По крайней мере, 10−метровый прототип крыла для этого самолета сейчас делается в Австрии. К концу года он будет закончен и поставлен в ЦАГИ на испытание. Однако, как заявил глава госкорпорации "Роснано" Анатолий Чубайс, в России уже сейчас существует своя опытно-промышленная линия по изготовлению углеволоконных материалов, пригодных для изготовления "черных крыльев". "Я считаю, что подход к отечественному производителю должен быть особый. Здесь необходим неформальный элемент взаимодействия, чтобы у нас всегда оставалась альтернатива. Мы два года назад в "Роснано" приняли непростое для нас решение по развороту российского бизнеса, связанного с производством основы для нанокомпозитных материалов. Мы готовы предложить самые современные технологии и продукты, из которых в дальнейшем может изготавливаться "черное крыло". Я надеюсь, что мы сумеем довести нашу дочернюю компанию УК "Композит" до стадии, когда она станет ключевым поставщиком для "Аэрокомпозита", а значит, и для "Авиастара", - заявил в Ульяновске глава "Роснано".

Более того, по мнению Анатолия Чубайса, если отечественные авиастроители не будут способствовать развитию отечественного производства композитных материалов, то Россия вообще потеряет свою авиастроительную отрасль. "Вопрос стоит в жестком черно-белом ключе: либо страна сумеет освоить все технологическое пространство, которое называется полимерно-композитные или нанокомпозитные материалы и технологии, либо страна потеряет отрасль авиастроения", - сказал он.

Конечно, при всей традиционной эпатажности заявлений г-на Чубайса, своя индустрия производства композитных материалов России необходима, потому как с "крыльев" эти разработки быстро расползутся по другим отраслям машиностроения. Другое дело, что сейчас, уже имея на руках первый контракт "Иркута" на поставку пятидесяти МС-21 в Малайзию, ОАК вряд ли рискнет пустить "композиты" "Роснано" в производство самолетов. Соглашение о поставках с 2016 года 25 самолетов МС-21-200 и такой же партии МС-21-300 на сумму около 3 млрд долларов было подписано в конце июля в Фарнборо и стало своеобразным прорывом в истории постсоветского гражданского авиастроения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка