О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиационные КБ берут на себя создание тренажерных комплексов

ФГУП РСК "МиГ" представил широкой общественности СТБП-29 - специализированный тренажер боевого применения для строевых самолетов МиГ-29

ФГУП РСК "МиГ" представил широкой общественности СТБП-29 - специализированный тренажер боевого применения для строевых самолетов МиГ-29. На презентацию, которая происходила на территории ЦАГИ в г.Жуковский были приглашены представители Министерства обороны, центральное телевидение и пресса. Главными же участниками программы были летчики авиационной группы высшего пилотажа "Стрижи", получившие возможность в работе оценить достоинства и недостатки тренажера. Выбор пилотов разработчиками не случаен, поскольку МиГ-29 для "Стрижей" в настоящее время является основной пилотажной машиной.

В ходе "полетов" "Стрижи" опробовали различные режимы взаимодействия и противодействия двух самолетов. Интерактивность работы пилотов определялась тем, что тренажер состоит из трех рабочих мест: основного с полной имитацией кабины и воздушной обстановки, вспомогательного места второго летчика-партнера и третьего - рабочего места инструктора, который формирует сценарий "полета" и создает боевую ситуацию. В результате летчики смогли не только отработать различные элементы полета, но и провести виртуальный воздушный бой со стрельбой из пушек и пуском ракет. Оценка тренажера была очень высокой. Главное, что было отмечено - высокая реалистичность воздушной и окружающей летчика обстановки в кабине. Основные же пожелания пилотов по расширению некоторых возможностей, в частности увеличения угла обзора, по заявлению разработчиков вполне удовлетворимы за счет наращивания числа модулей и определяются лишь пожеланием заказчика и конечной ценой тренажера.

На пресс-конференции тренажер представляли его создатели: В.С. Фролов (РСК "МиГ"), А.Г. Бюшгенс (ЦАГИ), А.А. Литвиненко (ЦНТУ "Динамика"). Было отмечено, что РСК "МиГ", как головной разработчик, успешно использовал преимущества новой кооперации в тренажеростроении - традиционное лидерство ЦАГИ в области создания пилотажных стендов, баз данных аэродинамических характеристик, совершенных математических моделей динамики самолетов с системой управления (включая большие углы атаки, штопор, сваливание), широкий спектр разработок ГосНИИАСа в области моделирования систем управления вооружением и опыт ЦНТУ "Динамика" по производству технических средств обучения.

Представленный общественности тренажер является лишь частью тренировочного комплекса технических средств обучения авиационного персонала, который создан в РСК "МиГ", поставлен иностранному заказчику и успешно эксплуатируется уже около года без замечаний. Кроме того, совместно с компанией "Новые технологии и системы" завершены разработка, создание и поставка тренажера для самолета МиГ-29СМТ. На прототипе этого тренажера в течение двух лет провели ознакомительные полеты около 400 летчиков, налетав более 200 часов.

Все это позволило РСК "МиГ" получить средства для создания других частей комплекса, таких как интерактивная система обучения ИАСО-29, на которых обучается не только летный состав, но также инженеры и техники самолета, имеющие полную имитацию отказов бортовых систем и агрегатов и возможность закрепления навыков при проведении регламентных работ и ремонта.

Теперь можно сказать что, в России впервые создан сертифицированный авиатренажер мирового уровня, позволяющий вести отработку почти 90% упражнений курса боевой подготовки летчиков фронтовой авиации применительно к самолетам МиГ-29.

Красной линией обсуждения прошел тезис об одном из основных достоинств комплекса, выгодно отличающим его от имеющихся и разрабатываемых в настоящее время конкурентами. На тренажере успешно имитируется применение всего комплекса вооружения самолета МиГ-29, что позволяет существенно экономить средства и сократить время обучения при отработке задач боевого применения.

По мнению авторов сегодня только разработчик самолета в состоянии создать полноценный, максимально приближенный к реальной обстановке авиатренажер.

Представителями Минобороны были также высказаны только положительные отзывы о комплексе. По их оценкам тренажер обеспечивает решение задач обучения летчиков на 130%. Дополнительные 30% - это те ситуации, которые слишком дорого или практически невозможно отработать в воздухе. Например, действия при отказе двигателя, пожаре, сваливании в штопор и других подобных нештатных ситуациях, которые в реальном полете могут привести к потере самолета или пилота.

На сегодня потребность наших ВВС в таких тренажерах оценивается военными в количестве 7 экземпляров. На вопрос об экономической эффективности применения подобных комплексов было высказано мнение, что замещение только трети стоящих перед Минобороны задач по обучению летного состава полетами на тренажерах даст экономический эффект до 80% от потребных на сегодня финансовых затрат. В настоящее время в ВВС идет проработка вопроса о внедрении комплекса технических средств обучения КТСО-29 в практику боевой подготовки ВВС.

На ближайшее будущее у РСК "МиГ" довольно оптимистичные прогнозы по развитию этого направления, и не только по самолетам семейства МиГ-29. Параллельно полным ходом идут работы по созданию тренажерного комплекса для учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ. Предполагается, что поставки этого самолета будут обязательно включать в себя и соответствующий комплекс технических средств обучения.

Таким образом, существовавшая ранее в российской авиапромышленности система разделения труда, включая тренажеростроение, когда авиационными тренажерами централизованно занималось только одно специализированное предприятие - пензенская "Эра", претерпевает радикальные изменения. Этому естественно способствуют сегодняшние реалии в экономике и общая ситуация с авиационной промышленностью России. Какова же будет эффективность новых подходов в этом вопросе, включая экономическую, с точки зрения общегосударственных задач, покажет время....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка