О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Boeing 737 готовится к широкому выходу на российский рынок

Ожидается увеличение числа классических моделей Вoeing 737 в авиакомпаниях России. В прошлом году о своих планах по взятию их в лизинг объявили сразу несколько российских перевозчиков

Многие ведущие западные авиакомпании проводят в последнее время замену парка самолетов Boeing 737 "классических" моделей (-300/-400/-500) на более современные аналогичные модели Airbus A320 и Boeing 737 Next Generation (-600/-700/-800/-900). В связи с этим, в ближайшее время ожидается увеличение классических моделей Вoeing 737 в авиакомпаниях Восточной Европы и России. Так, в прошлом году о своих планах по взятию в лизинг лайнеров Boeing 737-500 объявили сразу несколько российских перевозчиков. В январе с.г. госпредприятие "Пулково" заявило о подписании контракта на лизинг двух лайнеров этого типа, которые будут получены уже в текущем году.

Напомним, что самый первый Boeing 737-100 был построен в 1967 году и в том же году был передан заказчику - им стала Lufthansa (интересно, что она имела в своем парке все классические версии 737). Самолет проектировался в противовес лайнерам DC-9 и ВАС-111. В отличие от них новая модель Boeing имела шесть кресел в ряду, то есть на одно кресло больше.

"Сотка" была самой малочисленной моделью - всего было продано 30 самолетов. В 1968 году появился увеличенный по вместимости вариант 737-200 на 120 кресел эконом-класса. Вскоре этот лайнер стал настоящим хитом западных трасс - всего до 1984 года было построено более 1100 экземпляров самолета в разных модификациях. В начале эксплуатации, 35 лет назад, профсоюзы летчиков различных авиакомпаний пытались протестовать против двухчленного экипажа, однако большинство компаний не видело в этом особых проблем. В 1984 году появился Boeing 737-300, оснащенный новыми более экономичными двигателями CFM56. Спустя 4 года в воздух поднялся еще более длинный Boeing 737-400, вмещавший большее число пассажиров. К концу 1980-х многие "двухсотки" стали подходить к рубежу назначенного ресурса в 20 лет, и фирма приняла решение о выпуске "аналога" - такого же по размеру Boeing 737-500, который совершил первый полет в 1989 году. Благодаря новым двигателям и ряду новшеств, внедренных еще на 300-й модели, Boeing 737-500 оказался на 20% экономичнее "двухсотки".

Производство модельного ряда "классических" Boeing 737 было завершено в 1999 году. Последним стал Boeing 737-400, переданный авиакомпании CSA. В мире на конец прошлого года эксплуатировалось около 2000 лайнеров Boeing 737 (-300/-400/-500). Всего же, вместе с моделями -100 и -200, их было произведено более 3000. Темпы производства достигали 17 машин в месяц.

В стандартной двухклассовой компоновке Boeing 737-300 рассчитан на перевозку 130 пассажиров на дальность до 4600 км, Boeing 737-400 - 146 пассажиров на 5000 км, Boeing 737-500 - 108 пассажиров на 5500 км. Приведены максимальные дальности полета с коммерческой загрузкой, заявленные фиромй Boeing. На самом деле дальность большинства построенных самолетов всех типов ниже названной на 20-40% в зависимости от модификации двигателя, количества топливных баков, конструкции шасси и т.д. По данным журнала MRO Managment, сегодня в мировом парке находится 1095 Boeing 737-300, 473 Boeing 737-400 и 386 Boeing 737-500. Их средний возраст составляет соответственно 14, 12 и 11 лет.

Остановимся чуть подробнее на Boeing 737-500. Это самая молодая модель "классического" ряда Boeing 737, он выпускался с 1990 по 1999 год. Самолет оснащен двигателями CFM56. Имеет взлетную массу до 60 тонн. Полезная нагрузка составляет до 15,5 тонн. Запас топлива - до 20000 литров. Длина самолета - 31 метр, размах крыла - 29 метров. Максимальная ширина пассажирской кабины такая же, как у Ту-154. Объем салонов в два раза больше, чем у Ту-134. Кресла в ряду установлены по схеме 3+3.

После распада соцблока, с конца 1980-х годов Boeing 737 стал активно эксплуатироваться в Восточной Европе. В начале 1993 года он был сертифицирован МАКом для России и стран СНГ.

Первым эксплуатантом модели Boeing 737 (-200) в России стала в 1993 году авиакомпания "Трансаэро", которая взяла в лизинг два лайнера, получившие российскую регистрацию RA-73000 и RA-73001. В 1994-м этот же тип самолета был выбран "Сахалинскими авиатрассами". Следующим стал "Аэрофлот", в парке которого в 1998 году появились Boeing 737-400. О своих планах по лизингу 737-х в 1990-х годах заявляли еще несколько авиакомпаний, в частности "Корсар". Однако на сегодня только три названных компании имеют опыт эксплуатации данного типа самолета, причем только они в результате смогли получить освобождение от высоких таможенных пошлин. В странах СНГ "классические" Boeing 737 эксплуатируют Украина, Беларусь, Туркменистан, Грузия и Казахстан. Относительно крупный парк Boeing 737 разных моделей имеется в Прибалтике.

В связи с отсутствием в России реальной массовой замены самолета Ту-134 именно Boeing 737-500 как наиболее близкий по размеру, но гораздо более комфортабельный и удовлетворяющий европейским требованиям, сегодня наиболее востребован по сравнению с другими классическими 737-ми в России. Он может с успехом эксплуатироваться на средних маршрутах с небольшим пассажиропотоком, в частности на линиях из Москвы и Санкт-Петербурга в Европу. Есть определенная проблема для полетов внутри России, вызванная отсутствием сертификации на прием самолета у большого количества крупных аэропортов, например, Краснодара. Однако со временем этот вопрос должен быть решен.

Остается только сожалеть, что лайнер Ту-334 так и не смог на сегодня занять достойное место в отечественной гражданской авиации. В соревновании с Boeing 737 ему придется трудно. Но авиакомпании хотят самолеты уже сегодня и в этом их можно понять....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка