Автор: Наталья Автушко
Опубликовано: 27.04.2006, 12:23
 

Борьба с шумом вертолетов


[image]

В начале 70-х годов теперь уже прошлого столетия ведущие вертолетостроители мира поставили перед собой задачу существенно понизить уровень шума вертолетов. Самые амбициозные даже установили для себя планку: на 10dB ниже норм, установленных ИКАО.

В стремлении выполнить свое предназначение - оказание помощи, сегодня вертолеты все увереннее и глубже входят во все сферы жизнедеятельности человека, выполняя задачи в непосредственной близости к людям. Использование вертолетов в различных аварийно-спасательных службах, скорой медицинской помощи, поисково-спасательном обеспечении, борьбе с правонарушителями и т.п. - пока единственное эффективное решение. Кроме того, вертолеты одинаково успешно работают и в удаленных районах, и крупных населенных городах, при чем им совершенно не нужна специальная инфраструктура.

Однако всеми этими и другими преимуществами винтокрылых машин можно воспользоваться при одном условии - получения признания у населения. В течение трех десятилетий ведущие вертолетостроители мира трудились над тем, чтобы добиться это признания. В итоге, были достигнуты серьезные успехи, особенно, в области борьбы с шумом.

Первые усилия по борьбе с шумом были предприняты в начале 1970-х целым рядом совместных НИОКР, в которых вертолетстроители объединились с двигателестроителями и НИИ. Работы разделились по нескольким основным направлениям.

Первое - замена металлических лопастей на лопасти из композиционных материалов. Второе направление - исследования несущей системы, которые привели к увеличению числа лопастей несущего винта с 3-х до 5-ти. Преимущества от использования композитов позволило изменять аэродинамический профиль лопастей и тип крепления. По сравнению с вертолетами 1-го поколения (Alouette), это позволило наряду с уменьшением уровня шума на 7dB у вертолетов 2 поколения (AS332, AS365N2 и др.), повысить характеристики, в том числе воздушную скорость.

Третье направление НИОКР было сосредоточено на создании тихого рулевого винта. Первые фенестроны создавали высокочастотный шум в диапазоне частот 1000-3000 Гц., который особенно неприятен для человеческого уха. И тем не менее, вертолетостроителям удалось решить эту проблему - неравномерным расположением рабочих лопастей, тонкими управляемыми лопастями статора и уменьшением частоты вращения ротора (ЕС120В, ЕС130 и ЕЕС135). Например, при тех же летно-технических характеристиках, ЕС130В4 на 3dB тише, чем AS350.

Четвертое направление. Программа активного управления двигателем, которая успешно завершилась летом 2004 года реализацией новых законов управления в цифровых САУ двигателя типа FADEC, что позволило в определенных условиях эксплуатации понижать обороты вращения двигателя на 10%. Это обеспечивает снижение уровня шума на 3dB при полетах на малых скоростях в непосредственной близости к людям.

Необходимо отметить, в области борьбы с шумом компания Eurocopter на шаг опережает своих конкурентов. Вертолеты нового поколения ЕС120, ЕС130, ЕС135, ЕС145 и ЕС225 соответствуют самым жестким нормам по шуму. Если уровень шума ЕС225 существенно ниже требований ИКАО, то ЕС120, ЕС130 и ЕС135 удовлетворяют стандартам национального парка "Большой каньон".

Результаты впечатляют, при полете на высоте 300 м шум вертолетов нового поколения не превышает 68dB, что ниже уровня шума потока автомобилей (72dB) и мотоциклов (73dB). В обычной жизни Вы не услышите вертолеты нового поколения в полете.

Необходимо отметить, что в одиночку производители вертолетов не смогли бы справиться с проблемой шума вертолетов. Для эффективной борьбы с шумом потребовалось кооперация всех сил и средств, включая эксплуатантов, ассоциаций горожан и властей городов.

Сегодня борьба с шумом вышла на международную арену. Одна из основных программ в этой сфере получила название Friendcopter. Это полномасштабный европейский проект, в котором кроме вертолетостроителей Eurocopter и Agusta/Westland, принимают участие европейские университеты и научно-исследовательские центры. Главная цель программы - выработка единой европейской методологии по снижению до минимума раздражения от шума, развитие малошумных полетов современных вертолетов и разработка инструментария для расчета "следов" шума. В программе предусмотрены летные испытания трех типов вертолетов: ЕС130, ЕС135 и А109. На следующем этапе, ЕС планирует стать партнером FAA и ИКАО в разработке новых режимов полета.

Вместе с заокеанскими вертолетостроителями европейцы принимают участие в программе международного вертолетного общества Fly Neighborly Workshop, а также в рамках ICCAIA (ассоциация аэрокосмических производителей), работают по программе планирования наземного применения.

Несмотря на ощутимые успехи, вертолетстроители ставят перед собой еще более высокие цели: "когда люди спят, вертолеты должны работать бесшумно!" Шум является решающим фактором для расширения применения вертолетов. Отталкиваясь от этого принципа и в тесной кооперации с операторами вертолетостроители будут продолжать свои усилия в области борьбы с шумом добиваясь повышения признания вертолетов у населения.

 

Дайджест прессы за 27 апреля 2006 года | Дайджест публикаций за 27 апреля 2006 года