Опубликовано: 05.03.2007, 09:45
Комментариев: 8
 

Российская авиация. Стратегия "3D"


[image]

Очередное заседание Совета директоров ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) состоялось 26 февраля 2007 г. в Доме правительства РФ. На заседании был принят ряд решений по ключевым вопросам деятельности холдинга.

По мнению первого заместителя председателя правительства РФ Сергея Иванова, являющегося председателем совета директоров ОАК, основу развития отечественной гражданской авиации сегодня должны определять три критерия. Прежде всего, это количество самолетов для поставок на внутренний и внешний рынки, так называемый "стартовый заказ", где акцент будет сделан на удовлетворение потребностей в новых моделях авиатехники внутри страны с учетом, тем не менее, экспортной перспективы. Второй показатель - объемы инвестиций, которые будут направлены на оптимизацию процессов производства, его модернизацию и наиболее эффективную реализацию планов в области российского авиастроения. Третий фактор - определение временных границ и утверждение реальных сроков, в течение которых намеченные планы по созданию уже определенных типов гражданских воздушных судов будут претворены в жизнь.

Эта трехмерная модель развития, по словам председателя совета директоров ОАК, "сейчас проходит окончательную доводку и согласование". В марте 2007 г. в правительство РФ должен быть представлен окончательный вариант программы по созданию гражданских самолетов отечественного производства и сформирован обоснованный запрос в бюджет 2008-2010 гг. Проект "бюджета-трехлетки" предполагается принять в течение ближайших двух-трех месяцев, поэтому и сроки предельно сжатые. "Трехмерное изображение должно стать основным ориентиром в дальнейшей деятельности по выполнению задач, поставленных перед авиапромом. Кроме того, для достижения намеченных нами целей ОАК должна обеспечить максимальную консолидацию авиастроительной отрасли. При этом нам надо учитывать не только объемы государственных инвестиций, кстати, довольно значительные, но и возможности частного капитала" - прокомментировал С. Иванов.

В рамках намеченной стратегии советом директоров ОАО "ОАК" был рассмотрен и утвержден ряд внутренних документов, регламентирующих работу комитетов совета директоров ОАК, одобрены планы работы совета и его комитетов по аудиту, кадрам, вознаграждениям и по стратегии. Рассмотрение плана стратегического развития ОАК, проект которого будет представлен Советом директоров корпорации в мае текущего года, а также мер по его реализации, станет одним из ключевых моментов деятельности в первом полугодии 2007 года. Одним из основных вопросов при этом президент ОАК Алексей Федоров определил окончательное формирование и утверждение бюджета корпорации, который в 2007 году составит более 600 миллионов рублей.

"Процесс наполнения уставного капитала ОАК сегодня практически закончен, - подчеркнул А. Федоров. - Помимо государственных активов и акций госкомпаний, переданных в уставный капитал ОАК, принято решение, например, по частным пакетам акций менеджмента "Иркута". Акции этой компании полностью переданы в ОАК, и формально она теперь является дочерней структурой. Иными словами, создан юридический базис, опора для начала эффективного функционирования корпорации".

Бюджет ОАК сейчас, по сути, состоит из двух частей. Первая, в размере 600 млн. руб., будет направлена на осуществление операционной деятельности холдинга. Вторая связана с выполнением его обязательств по оферте, то есть выкупу ценных бумаг у акционеров "Иркута" и других инвесторов, а также обмену портфелей этих ЦБ на акции ОАК путем "свопирования". Несмотря на то, что цена сделки, определенная законодательством, меняться не будет, объемы финансирования по этой части бюджета корпорации уточняются. В настоящее время проводятся переговоры с акционерами и инвесторами компании "Иркут", определяются условия предоставления ОАК гарантий и кредитной линии Сбербанком России в части исполнения оферты. По мнению А. Федорова, такой подход "поможет до конца понять объемы обязательств ОАК по оферте, оптимизировать их исполнение с финансовой точки зрения, сделать этот процесс наименее трудоемким".

Советом директоров корпорации одобрены существенные условия договора о предоставлении Сбербанком России гарантии для обеспечения исполнения обязательного предложения на приобретение акций, комитету совета директоров по стратегии дано поручение о рассмотрении условий кредитования и других вопросов, связанных с финансированием исполнения оферты. Этот комитет, определенный президентом корпорации как "основной идеологический орган ОАК", должен представить свои рекомендации в этой области на следующем заседании.

В части развития международного сотрудничества А. Федоров упомянул об эффективном стратегическом партнерстве ОАО "Корпорация "Иркут" и EADS. При наличии портфельных инвестиций европейского концерна в уставном капитале этой российской компании ему будет предоставлен выбор по их адекватной замене на ценные бумаги Объединенной авиастроительной корпорации, что будет означать его состоятельность как полноценного акционера. Вариант более чем выгодный с учетом того, что по утверждению А. Федорова, "ОАК планирует в течение ближайших двух лет стать публичной компанией и выйти на IPO. Согласно корпоративным планам это произойдет уже в 2008 г., а к концу 2007 г. ОАК, возможно, будет иметь "листинг" на российских фондовых биржах". С учетом опыта большинства российских компаний, и, в частности, ОАО "Корпорация "Иркут", для выхода на IPO Объединенной авиастроительной корпорацией будут использованы различные инструменты заимствований, например, вексельные и облигационные займы с целью обретения доверия участников фондовых рынков к новому эмитенту.

До конца мая текущего года стратегия деятельности ОАК, по словам ее президента, будет окончательно определена. Это касается как постоянно уточняемого и совершенствуемого продуктового ряда воздушных судов, так и линии международного стратегического партнерства корпорации на ближайшую перспективу. "По первому вопросу, согласно поручению Военно-промышленной комиссии, мы заканчиваем работу с российскими авиакомпаниями, - прокомментировал А. Федоров, - Речь идет о получении более ясного представления об их потребностях в гражданской авиатехнике отечественного производства и подтверждении этих договоренностей взаимными обязательствами. Если ранее в этом вопросе мы ориентировались на прогнозы различных министерств и ведомств, каждое из которых имело свою собственную точку зрения, то теперь перешли "в практическую плоскость" переговоров с авиакомпаниями как с потенциальными потребителями нашей продукции для определения реального спроса и реализации стратегии взаимных обязательств". "В марте текущего года мы намерены подвести здесь определенную черту, обозначив более конкретные цифры и взаимные обязательства авиастроителей и авиакомпаний-перевозчиков. Эти данные будут обнародованы", - отметил он.

Окончательный вариант своей продуктовой стратегии ОАК планирует объявить в мае 2007 г. По результатам переговоров с авиакомпаниями во многом будет определена судьба гражданской авиатехники отечественного производства, в том числе и самолета Ту-334. На сегодняшний день можно говорить об устойчивом бренде Sukhoi SuperJet-100 (SSJ). Три крупных авиакомпании, включая "Аэрофлот" и "КрасЭйр", сделали твердые заказы на покупку этих самолетов. При наличии спот-сделок на 70 SSJ есть уже и ряд опционов. "Для многих покупателей очень важен факт первого полета SSJ",- уточнил А.Федоров, - "все-таки "Сухой" впервые делает гражданский самолет, который еще должен подтвердить заявленные технические характеристики. Полагаю, что концу 2007 г. - началу 2008 г. объем заказов на эту машину резко увеличится", - полагает он.

ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" создано в соответствии с указом Президента РФ №140 "Об открытом акционерном обществе "Объединенная авиастроительная корпорация" от 20 февраля 2006 г. Регистрация корпорации как юридического лица состоялась 20 ноября 2006 г.

На момент учреждения уставный капитал корпорации составляет 96,72 млрд. рублей. Он распределен между акционерами корпорации следующим образом: 90,1% - в собственности Российской Федерации, 9,9% - в собственности частных акционеров. В ОАО "ОАК" входят следующие юридические лица: Авиационная холдинговая компания "Сухой"; Илюшин Финанс Ко.; Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина; Межгосударственная авиастроительная компания "Ильюшин"; Нижегородский авиастроительный завод "Сокол"; Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова; ОАО "Туполев"; Финансовая лизинговая компания; ОАО "Корпорация "Иркут".

 
Материал «Российская авиация. Стратегия "3D"» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: М-201, Ту-334, Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А.Гагарина, Иванов Сергей, Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" - филиал АО "РСК "МиГ", Авиационная холдинговая компания "Сухой", Туполев, Д-41, Авиакомпания "Красноярские авиалинии", SSJ-100, Объединенная авиастроительная корпорация, Аэрофлот - российские авиалинии, Федоров Алексей, Т-401, Самолетостроение, Сокол (в процессе тестирования)

Комментарии к новости

Если гламурные формулировки Сергея Борисовича Иванова перевести на номальный человеческий язык управления, то получится банальный треугольник качества: деньги-качество-время, где деньги - "стартовый заказ", качество - "оптимизацию процессов производства, его модернизацию и наиболее эффективную реализацию планов", время - "определение временных границ и утверждение реальных сроков".
Фактически сегодня можно вести речь о наметившемся качестве финансового управления.
Однако с позиций маркетинга, который является доминантой в современном управлении, ОАК не предъявило ничего. Надеюсь, что вопрос "качества" будет раскрыт более подробно в ближайшее время, иначе этот треугольник окажется мыльным пузырём, который лопнет в условиях жёсткой международной конкуренции.
"перевести на ноРмальный человеческий язык управления", конечно же.
Для всех очевидно, что сегодня наш авиапром требует значительных средств на то, чтобы стать конкурентоспособным - это и набор персонала, в том числе - управленческого, это техперевооружение и т.д. Если все эти расходы переложить на себестоимость продукта, который авиапром, возможно, родит - продукт будет неконкурентоспособным. Если из бюджета влить без счета деньги на то, чтобы залатать дыры и дать стартовый импульс отрасли - это будет так же далеко от рынка, как и при СССР. Но при такой схеме вопрос будет не в треугольниках, а в цене на нефть. Пока же мы видим, что ОАК готовится осваивать бюджетные деньги и дешевые кредиты госбанков. Сможет ли авиапром действительно получить эти средства? Сможет ли ими воспользоваться? Сможет ли подняться на новый уровень?
Есть один очень вредный стереотип, что для обеспечения конкурентоспособности нужно много денег.
Для конкурентоспособности не нужны деньги - нужна, прежде всего, адекватность и грамотность. Без развитого маркетинга здесь не будет ни того, ни другого. А вот уже на маркетинг нужны деньги и специалисты нужны. При этом важен не только маркетинг рынков конечных продуктов (товаров и услуг), но и рынок оборудования, рынок технологий и даже рынок идей.
Андрей Деркач уже выдвигал здесь на форуме антитезис на этот мой тезис, что маркетинг - это для нас дорого, а значит непозволительная роскошь. Получается, что на проедание - миллиарды бюджетных денег у нашей власти есть, а миллионов - на конкурентоспособность нет! Парадокс...
Насколько мне известно Ту-334 и Sukhoi SuperJet - практически идентичны. Спрашивается, почему идёт колоссальное выбрасывание денег на ветер!? Почему фактически государственные авиакомпании заказывают ещё не существующий "международный" самолёт, а от уже готового нашего нос воротят?

Видимо кто-то получит серьёзный откат по этой теме (Не знаете, случайно - кто этот нехороший человек!?).

При таком подходе нам светит только уровень папуасии позапрошлого века. И даже мода на авиацию тут не спасёт. Тут "гламуром" (вроде "5 империи") не отделаешься. Тут "грамматика" нужна...
Авиаторы определили номенклатуру
http://www.aviaport.ru/news/2007/03/28/118264.html?fromlist

Рынок ОАК сократился на 4 млрд. долларов
http://www.aviaport.ru/news/2007/03/28/118257.html?fromlist

Вот они, первые ласточки качественной эффективности. Потерян целый сектор рынка, ведутся непонятные разговоры про финансовую несостоятельность заказчиков на Ту-334, хотя такие вещи легко проверяются а мутные заявления, какие делает пресс-секретарь ОАК, просто недопустимы.
Похоже, что треугольник разваливается и трёхмерная стратегия ОАК не более чем лапша на уши обывателей. Цена вопроса - жизнь и смерть российского гражданского авиапрома...

Да и на военном поприще отстаём:

Атакой на гиперзвуке
http://www.aviaport.ru/news/2007/03/28/118275.html?fromlist

Может таки сходить на "марш несогласных" 14 апреля? Побузим...
Скорее - детский трёхколёсный велосипед.
Вообще-то, если не ошибаюсь, само понятие "3D" - из области виртуальной графики: "- Что нам стоит дом построить - нарисуем - будем жить".
17.03.2007 Дмитрий Жигалов пишет: "...Есть один очень вредный стереотип, что для обеспечения конкурентоспособности нужно много денег. Для конкурентоспособности не нужны деньги - нужна, прежде всего, адекватность и грамотность...."

Совершенно с Вами согласен.
Чем больше денег в управлении некомпетентного/нечестного управленца - тем больше потери.
(- Это про наше руководство)
Вот поэтому на все Лозунги-Призывы нанешней власти типа:"Ура-ДАЁШЬ-Последний Рывок к -изму и 1му месту во всем мире" сейчас по-патриотически и честно можно только так реагировать - прямым и однозначным вопросом этим Лицам:"Ты - правда - дурак, или прикидываешься?"
Ну - а голосовать за кого... сами решайте... я вам ответил про свой выбор - на основании Библейского принципа: "Враг моего врага - мой друг.", я голосую за Зюганова, это чтобы голос впустую не пропал (За медведева), а том - разберёмся.