Источник: АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 09.03.2007, 14:56
 

ТОиР: в круге проблем и поиске решений

Вторая международная конференция "Техническое обслуживание и ремонт: перспективы российского рынка" инициирует обсуждение наиболее острых вопросов, стоящих перед отраслью


Рост объемов перевозок отечественных авиакомпаний, продолжающийся уже несколько лет подряд, поставил перед отраслью сложные вопросы. Проблемы обеспечения безопасности полетов и сохранения конкурентоспособности на внутреннем и международном рынке для своего решения требуют целого комплекса мер. Однако есть сегмент авиационного бизнеса - техническое обслуживание и ремонт воздушных судов - который напрямую влияет на достижение этих целей. Не случайно тема ТОиР стала предметом обсуждения специалистов в рамках отраслевой конференции "Техническое обслуживание и ремонт: перспективы российского рынка", уже второй раз проводимой журналом "Авиатранспортное обозрение". О том, какие акценты будут сделаны в текущем году, рассказывает Председатель редакционного совета "Авиатранспортного обозрения" Алексей Комаров.

- Опыт первой конференции показал огромный интерес к публичному и профессиональному обсуждению вопросов техобслуживания и ремонта авиатехники. Это связано с тем, что на рынке обеспечения эксплуатации воздушных судов российских авиакомпаний образовалось два блока проблем, разрешение которых требует существенных усилий не только самих авиакомпаний, но и промышленности, органов государственного регулирования, причем не только авиационных, но и других властей.

Первый из этих блоков проблем вызван тем, что на российский рынок хлынули воздушные суда иностранного производства, в массе своей подержанные, требующие существенных усилий по их полноценному техобслуживанию и ремонту. Масштабы "бедствия" достаточно велики, поскольку сейчас, по нашим расчетам, российские авиакомпании эксплуатируют свыше 150 воздушных судов иностранного производства, которые выполняют, по разным данным, порядка 40-45% всех пассажирских перевозок.

Эксплуатация западных лайнеров в России имеет специфические проблемы. Помимо очевидных, связанных с новизной техники для инженерного и технического персонала авиакомпаний, отличной от российских ВС идеологией обслуживания, языковым барьером наконец, есть и те, что невозможно преодолеть усилиями отдельного перевозчика. Обеспечение агрегатами и запасными частями осложняется не только географической удаленностью России от поставщиков, но и тем, что практика работы таможенных органов не учитывает специфики воздушного транспорта, в том числе требований по срочности поставок авиазапчастей. Процедуры очень усложнены, из-за этого удорожается эксплуатация машин, возникают простои. Страдает конкурентоспособность российских авиакомпаний, да и безопасности полетов такая ситуация не на пользу.

Еще одна проблема, может быть пока не столь острая, но также требующая решения. Подавляющее большинство воздушных судов, эксплуатируемых отечественными перевозчиками, зарегистрировано за рубежом, и, следовательно, контроль за их состоянием, эксплуатацией и техническим обслуживанием производится авиационными властями стран регистрации. Наши надзорные органы выполняют лишь некоторые вторичные функции, оговоренные в соглашениях между авиационными властями стран регистрации и Российской Федерации. Таким образом, государство не в полной мере способно контролировать техническое состояние воздушных судов, эксплуатируемых отечественными авиакомпаниями. Или, по крайней мере, не имеет возможности контролировать так тщательно, как это делается в отношении воздушных судов российского производства.

Вот очень кратко, что касается проблем эксплуатации западной авиатехники. Там, конечно, есть еще очень много больных вопросов, но они более мелкого характера.

- Есть ли проблемы с обеспечением летной годности отечественных самолетов? Ведь здесь накоплен многолетний опыт.

- А это как раз второй блок проблем, о котором я хотел сказать. Здесь сложности несколько другого характера. Парк воздушных судов советского производства в массе своей существенно выработал ресурс, некоторые типы уже близки к списанию. Поддерживать этот парк в состоянии летной годности становится все сложнее и дороже. Не только потому, что это большие трудозатраты, но и в связи с тем, что производство многих запасных частей и агрегатов уже приостановлено. Это подталкивает рынок к незаконному использованию изделий с подложными паспортами, к продлениям их ресурсов без ремонтов и так далее. Разработчики авиатехники и ее производители, пользуясь своим монопольным положением, взвинчивают цены на свои услуги и продукцию. Все это непосредственно влияет на стоимость и эффективность эксплуатации, истощает финансовые ресурсы перевозчиков.

Еще один аспект, связанный с эксплуатацией российских воздушных судов, заключается в претензиях российских авиакомпаний к государственным органам по поводу нежелания последних оптимизировать процессы контроля за поддержанием летной годности, чрезмерной забюрократизированности этих процедур. Причем многие меры, на самом деле, ни чуть не повышают эффективность контроля, но усложняют жизнь перевозчикам.

- Пока Вы говорите только о проблемах... А какие Вы видите тенденции?

- Четвертая сессия нашей конференции носит общий характер: "Новые реалии рынка ТОиР в России". Есть действительно новые реалии. Они заключаются, например, в том, что традиционная система специализированных предприятий (ремонтных заводов гражданской авиации - АвиаПорт.Ru), пусть и медленно, но начинает разворачиваться в сторону предоставления услуг по обслуживанию западных самолетов. Это выдвигает к ним очень серьезные требования как с точки зрения подготовки персонала, так и с точки зрения материально-технического обеспечения. Пока эта тенденция только намечается, лишь два независимых отечественных предприятия - ВАРЗ-400 и "Ист Лайн Текник" - говорят о том, что они готовы представлять такие услуги. Хотелось бы выслушать их и обсудить, каково реальное состояние, каковы перспективы.

- На Ваш взгляд, в чем основная практическая ценность конференции?

- Общая направленность, общая линия конференции - это не столько найти решение проблем, которые были обозначены ранее, сколько обсудить подходы к их решению. Потому что, к сожалению, сиюминутных, простых решений этих проблем не существует. И мы как организаторы конференции видим большую важность мероприятия в том, чтобы наладить диалог всех заинтересованных сторон. Чтобы госорганы, органы регулирования лучше поняли те трудности, с которыми сталкиваются авиакомпании. А авиакомпании, в свою очередь, могли узнать о том, что планируется в этой области авиационными властями.

И еще раз отмечу, что ситуацию на рынке формируют не только авиационные власти. Важная роль, несомненно, принадлежит Федеральной таможенной службе, некоторые вопросы лежат в сфере деятельности Федеральной антимонопольной службы.

- Что нового Вы внесли при подготовке нынешнего мероприятия?

- Если на первой конференции вопросы были более общего характера, то сейчас при подготовке конференции было несколько итерационных этапов общения с заинтересованными сторонами. Наши собеседники называли наиболее актуальные проблемы и благодаря этому темы обсуждений будут более узкие. Но при этом они будут более глубокой направленности, посвящены обсуждению достаточно конкретных проблем.

Кроме того, наша аудитория заметно расширилась, будет представлено больше компаний. На настоящий момент на участие в конференции зарегистрировалось более 160 делегатов, представляющих интересы российских и зарубежных компаний.

- Первая конференция по ТОиР была первым мероприятием журнала, совмещенным с выставкой. На этот раз будет какая-то выставочная площадь?

- Да, безусловно, выставочные площади будут, потому что мы хотели бы до минимума свести к сожалению практически неизбежное явление любых конференций - это презентационные доклады, где не столько обсуждаются проблемы, сколько рассказывается о конкретных решениях, о предложениях фирм-производителей и поставщиков. Именно для этих целей у нас развернута выставка, где компании могут предоставить в наиболее полном объеме свою продукцию и услуги заинтересованным специалистам - делегатам конференции. Уже более дюжины компаний заказали выставочные стенды.

Конечно, пока рано говорить о проведении специализированной выставки по ТОиР: российский рынок еще не настолько привлекателен для того, чтобы западные провайдеры услуг "толкались на входе", но интерес растет. Среди участников конференции будут представлены практически все крупные мировые провайдеры услуг техобслуживания и ремонта.

 
Ссылки по теме:
Материал «ТОиР: в круге проблем и поиске решений» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Авиатранспортное обозрение, Внуковский авиаремонтный завод 400, ИСТ ЛАЙН, Комаров Алексей , Выставки и конференции (в процессе тестирования)