Источник: Дмитрий Козлов // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 22.03.2007, 13:02
 

Рост цен на сырье и материалы стал угрожающим для производства авиадвигателей


Неконтролируемый рост цен на сырье и материалы стал угрожающим для производителей авиационных двигателей. Такое мнение высказал генеральный директор госпредприятия "Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют" (ММПП "Салют") Юрий Елисеев.

По его словам, в 2001 году, когда был заключен большой контракт на поставку авиадвигателей АЛ-31Ф по линии госпредприятия "Рособоронэкспорт", цена двигателя была определена для заказчика в $3,2 млн. В 2005 году в качестве серийного производителя АЛ-31Ф ММПП "Салют" поднял цену на $70 тыс. и продавал двигатели по цене $3,27 млн. За прошедшее время курс доллара сильно упал, а цены на материалы, комплектующие и сырье резко пошли вверх, что привело к резкому росту себестоимости производства авиадвигателей типа АЛ-31Ф.

"С 2001 года цена на никель увеличилась более чем в девять раз, на кобальт - в 3,6 раза, на рений - в 3,5 раза. При таких темпах роста цен на материалы нельзя уповать только на рынок - государство должно и обязано регулировать цены, так как отечественное авиационное двигателестроение становится неконкурентоспособными на рынке современных авиадвигателей", - сказал гендиректор ММПП "Салют".

Ю. Елисеев с большой тревогой подчеркнул, что при продолжении сегодняшней тенденции к росту цен "на все", в следующем году ММПП "Салют" может выйти на уровень нулевой прибыли от производства и продаж авиадвигателей серии АЛ-31Ф, что может иметь самые негативные последствия для предприятия.

Касаясь выпускаемой ММПП "Салют" продукции, Ю. Елисеев напомнил, что модернизация серийного авиадвигателя АЛ-31Ф в АЛ-31Ф-М1 проведена силами конструкторов ММПП "Салют" "без единой государственной копейки". Между тем, ММПП "Салют" в создание модификации АЛ-31Ф-М1 с увеличенным ресурсом и повышенной на одну тонну тягой затратил почти $50 млн. собственных средств. Успешность проведенной модификации в типе АЛ-31Ф-М1 характеризуется тем, что российские ВВС впервые заказали партию двигателей АЛ-31Ф-М1, которая в текущем году будет поставлена заказчику.

Касаясь конкуренции на рынке авиадвигателей, Ю. Елисеев отметил, что она уже имеет место и в нашей стране. "Конкуренция ММПП "Салют" с другим разработчиком - "Научно-производственным объединением "Сатурн" - способствовала появлению двигателя АЛ-31Ф-М1 и обуславливает работы над вторым и третьим этапами модернизации - двигателями АЛ-31Ф-М2 и АЛ-31Ф-М3", - отметил он.

Глава ММПП "Салют" подчеркнул, что в настоящее время в России появилась нормальная конкуренция производителей и разработчиков авиационных двигателей, а руководители крупных предприятий отрасли научились мыслить по новому в новых условиях экономической деятельности.

Ю. Елисеев остановился также на вопросе освобождения от налогообложения части прибыли, направляемой на техническое перевооружение. Он напомнил, что до января 2003 года действовала льгота - средства на техперевооружение освобождались от налогообложения, но не более половины затрат. В связи с отменой ранее действующей нормы ММПП "Салют" потерял 7,5% прибыли, которые ранее тратил на техперевооружение.

Касаясь темы нахождения основной производственной площадки ММПП "Салют" на территории города Москвы, Ю. Елисеев подчеркнул, что благодаря правительству Москвы предприятие в настоящее время в 10 раз платит меньше налог за землю, чем предусматривает налоговое законодательство. Действительно, в Москве "точить болты и болванки" не выгодно. Но в стране нет другого места, где была бы такая концентрация ВУЗов и ММПП "Салют" в полной мере использует специалистов и выпускников практически всех ВУЗов, нанимая на работу специалистов по всем специальностям - из института физкультуры (тренеры команд), учителей из гуманитарных ВУЗов - 870 детей и подростков сотрудников предприятия занимаются художественной самодеятельностью.

Большое развитие на ММПП "Салют" получили и другие направления деятельности, кроме производства авиадвигателей. Например, на предприятии за пять лет создана уникальная парогазовая установка, КПД которой равен 52%, а с учетом съема тепла - 95%. "Потребность в таких установках оценивается в $5-7 млрд. в год только на одном Ближнем Востоке", - сказал Ю. Елисеев.

Гендиректор пояснил отношение руководства ММПП "Салют" к социальной сфере. Он считает глубокой ошибкой мнение, что социальная сфера относится к непрофильным активам и только за счет выведения социальной сферы можно сделать продукцию конкурентоспособной.

"Только повышение цены на никель привело к росту затрат на сумму, на порядок большую, чем предприятие тратит на содержание всей социальной сферы в течение многих лет", - подчеркнул глава ММПП "Салют".

По его данным, ММПП "Салют" не распродает площади предприятия, а наоборот, за последние годы приобретено 43 сотки в Анапе для отдыха сотрудников и рабочих предприятия. Предприятие имеет футбольные команды, дома отдыха и многое другое.

В заключение Ю. Елисеев сказал, что руководство ММПП "Салют" поставило задачу в течение двух или максимум трех лет довести соотношение военной и гражданской продукции 50:50 при общем росте продукции, включая военную.

 
Ссылки по теме:
Материал «Рост цен на сырье и материалы стал угрожающим для производства авиадвигателей» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют", Рособоронэкспорт, Елисеев Юрий, Самолетостроение (в процессе тестирования)