Источник: Дмитрий Козлов // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 28.03.2007, 12:04
 

Авиадвигателестроители подвели итоги 2006 года


[image]

Отчетное собрание предприятий, входящих в состав Ассоциации Союз авиационного двигателестроения (АССАД), состоялось 27 марта текущего года. С докладом выступил генеральный директор АССАД Виктор Чуйко. Основной вывод, сделанный гендиректором - последствия тяжелого системного кризиса 90-х годов в авиационной промышленности не преодолены.

Причиной продолжающегося системного кризиса в авиастроении, по мнению В.Чуйко, является отсутствие четкой государственной политики в авиастроении и компетентного государственного органа, претворяющего эту политику в жизнь. Как следствие, не подготовлена федеральная программа возрождения отечественного авиастроения, обеспечивающего потребности развития экономики страны. Также среди негативных факторов, влияющих на развитие отрасли, он отметил недостаточные темпы интеграции в мировую экономическую систему, отсутствие государственной кадровой политики.

Рост объемов продукции отечественной авиапромышленности в последние годы был связан, в значительной мере, с экспортом авиационной техники и ее комплектующих. "Поставки гражданской авиационной техники на внутренний рынок по-прежнему носят единичный характер", - констатировал В. Чуйко.

В 2006 году принята новая редакция ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", которая предусматривает значительное сокращение номенклатуры финансируемых проектов и, по мнению руководителя ассоциации, углубляет системный кризис в авиастроении.

Из федерального бюджета на проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по гражданской авиационной технике в 2006 году выделено средств в объеме 5,95 млрд. рублей (в 2005 году - 3,49 млрд. рублей). Кроме того, на эти работы привлечены кредитные и собственные средства предприятий в объеме 6,8 млрд. рублей.

Основными объектами бюджетного финансирования, по данным АССАД, являлись проекты

по самолетам:

  • Sukhoi SuperJet-100" (51% бюджетных средств),
  • Ил-96-400,
  • Ту-204-300,
  • Бе-200.
по вертолетам:
  • Ми-38,
  • Ка-62.

По двигательной тематике из бюджета финансировались только проекты создания SaM-146 (ОАО "НПО "Сатурн") и в небольших объемах ВК-800 (ОАО "Климов"). Так и не были заключены договора на завершение разработки двигателя ПС-90А2 (ОАО "Авиадвигатель"), разработку винтовентиляторного двигателя НК-93 (ОАО "СНТК им. Н.Д.Кузнецова"), создание двигателя для ближне- среднемагистрального самолета.

Затрагивая тему консолидации в авиационном моторостроении, В. Чуйко подчеркнул, что для рассмотрения предложений по интеграции предприятий приказом Федерального агентства по промышленности в мае 2006 года образована рабочая группа, состоящая из руководителей двигателестроительных предприятий, представителей министерств и ведомств.

Предложения, подготовленные АССАД по данному вопросу, предусматривающие создание в авиадвигателестроении на первом этапе 2-х крупных интегрированных структур и предварительно рассмотренные на Правлении АССАД, были доложены на заседании указанной рабочей группы 2 февраля 2007 года и в целом одобрены.

Руководитель ассоциации также озвучил некоторые объективные данные, характеризующие итоги работы отрасли в 2006 году. Так объем продаж продукции (выполненных работ, услуг) в 2006 году составил 113,4 млрд. руб. (по российским предприятиям - 101,6 млрд. руб.) и в целом увеличился по сравнению с 2005 годом на 15,7%, в том числе: по серийным предприятиям - на 16,0 %, по ОКБ - на 16,9%, по НИИ - на 14,4%, по ремонтным предприятиям - на 8,9%.

Численность работающих на предприятиях в 2006 году уменьшилась в среднем на 2,5% (в 2005 году - на 3,5%), хотя на девяти предприятиях она выросла (на 2-18%), а на шести предприятиях сократилась более чем на 10%.

Средняя заработная плата увеличилась практически по всем предприятиям в диапазоне 10-40%, на двух предприятиях она не изменилась. В 2006 году средняя зарплата выросла на 20% и составила 11,8 тыс. рублей (по российским предприятиям - 11,9 тыс. рублей).

Несколько возросла в целом доля инвестиций предприятий в развитие своей технологической и экспериментальной базы относительно общих объемов продаж (в среднем 7,7% против 5,9% в 2005 году). Выше других этот показатель среди серийных предприятий у ОАО "НПО "Сатурн" (18,5%), ОАО "Красный Октябрь" (16,9%), ОАО "Русполимет" (15,0%), ФГУП "ММПП "Салют" (9,3%). Среди НИИ - у ФГУП "ВИАМ" (36,4%), ФГУП "ЦИАМ" (15,2%).

Осредненная доля объемов работ с инозаказчиками в 2006 году выросла с 25% до 29% и у девяти предприятий она составила более 50%.

Соотношение кредиторской и дебиторской задолженностей за год практически не изменилось - его средняя величина равна 1,7. Как и в 2005 году примерно у 60% предприятий этот коэффициент больше 1, а у 22% - больше 2,0.

 
Ссылки по теме:
Материал «Авиадвигателестроители подвели итоги 2006 года» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: АССАД, Ка-60, Ми-38, Бе-200, Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют", Красный Октябрь, Научно-производственное объединение "Сатурн", Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова, Климов, SSJ-100, Ту-204-100, Авиационный Комплекс имени С.В. Ильюшина, ОДК-Авиадвигатель, Ту-204-300, Чуйко Виктор, Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов, Самолетостроение, Русполимет (в процессе тестирования)