О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Где будет стоять ГЛОНАСС?

К 1 января 2009 г. все гражданские воздушные суда российских авиакомпаний должны быть оснащены аппаратурой приема спутниковых сигналов ГЛОНАСС или комбинированными приемниками ГЛОНАСС / GPS. Однако сегодня количество доработанных машин минимально

Вопрос первого вице-премьера правительства РФ Сергея Иванова "Где здесь будет стоять ГЛОНАСС?", обращенный к разработчикам самолета Sukhoi SuperJet, грозился устроить немую сцену. Однако гендиректор холдинга "Сухой" Михаил Погосян, представлявший чиновнику кабину нового самолета, нашел, что ответить: "Здесь!" Исполнены оптимизма и представители авиационной промышленности. А что делать отечественным авиакомпаниям?

Еще в июле 2005 г. правительство РФ приняло постановление №365 "Об оснащении космических, транспортных средств, а также средств, предназначенных для выполнения геодезических и кадастровых работ, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS". Согласно документу, самолеты и вертолеты, находящиеся в эксплуатации отечественных авиакомпаний, к 1 января 2009 г. должны быть оснащены аппаратурой приема спутниковых сигналов ГЛОНАСС или комбинированными приемниками ГЛОНАСС / GPS. Кроме того, еще с 1 января 2006 г. все вновь построенные воздушные суда должны были быть оборудованы соответствующими приборами. Однако по прошествии двух лет с момента выхода документа ситуация практически полностью повторяет историю с аварийными радиомаяками. Из-за отставания с выпуском необходимых нормативных документов, рабочей документации по конкретным типам самолетов и вертолетов, а также из-за нерасторопности авиакомпаний, количество доработанных машин минимально.

Преимущества использования отечественной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС очевидны и для чиновников, и для авиакомпаний. Заместитель директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта, геодезии и картографии Сергей Корсей подчеркивает, что ГЛОНАСС разрушил монополию США на оказание соответствующих услуг, что позволяет минимизировать риски, связанные с принудительным загрублением точности навигационных приборов. Однако помимо вопросов, скорее политических, он отмечает и сугубо практическую выгоду: повышение числа спутников, от которых принимаются сигналы, дает прирост точности измерений, растет и надежность и безотказность спутниковой навигации. Согласен со специалистом и Сергей Вдовин, штурман первого с России самолета Ту-154М, оснащенного БМС-индикатором. Он отмечает, что расположение спутников системы ГЛОНАСС под большим углом к экватору, нежели у американских коллег, обеспечивает более точное измерение в северных широтах. Кроме того, вывод на индикатор картографической информации повышает удобство работы с системой и, в итоге, благоприятно влияет на повышение точности самолетовождения и безопасности полетов.

Несмотря на близость "часа Х", то есть 1 января 2009 г., авиакомпании не торопятся оснащать свой флот новыми устройствами. Отчасти это связано с ожиданиями возможного переноса крайних сроков, как это было в случае с аварийными радиомаяками. Так, крупнейший перевозчик на внутренних линиях S7 Airlines пока лишь следит за развитием ситуации. Директор департамента авиакомпании Олег Голомолзин сообщил "АвиаПорту", что пока ни одного самолета, оснащенного приемниками сигналов ГЛОНАСС или ГЛОНАСС / GPS, в компании нет. При этом S7 Airlines готова выполнить требование правительства. "Мы, возможно, оснастим все Ту-154М и Ил-86 в сроки до 1 января 2009 года, если не будет освобождения из-за невозможности введения ГЛОНАСС в полном объеме", - уточнил специалист. Однако, по его словам, пока договоры на установку приемников авиакомпания не заключила: "Договора не заключены, так как нет сертифицированной аппаратуры для наших воздушных судов отечественного производства".

С этим утверждением не согласны представители авиационной промышленности. Так, к примеру, самолеты нового поколения Ил-96, Ил-114, Ту-204, Ту-214, Ту-334 оснащаются спутниковым навигационным приемником СНС-2, сертифицированным еще в июне 2000 г. На самолетах Ан-124 авиакомпаний "Волга-Днепр" и "Полет" установлена также сертифицированная система АБРИС разработки питерского "Транзаса". Интегрированная инерциально-спутниковая навигационная система НСИ-2000 (ЗАО "Лазекс") используется на лайнерах Ил-76ТД, принадлежавших "Аэрофлоту".

Сертифицированный в 2001 г. спутниковый навигационный приемоиндикатор ГЛОНАСС/GPS СН-3301 разработки КБ "Навис" может быть установлен на самолеты Ан-2, Ан-3, Ан-12, Ан-24, Ан-26 и Ан-30. Для самолетов Ил-76, Ил-62, Ил-86, Ту-134, Ту-154, Як-40 и Як-42, а также вертолетов Ми-8, Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ, предназначена аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS СН-4312, в настоящее время проходящая испытания.

Самое недавнее пополнение в числе ГЛОНАСС/GPS приемников - БМС-индикатор разработки ВНИИРА "Навигатор", который сертифицирован 13 июля 2007 г. Пока этим устройством оборудован только один лайнер Ту-154М, принадлежащий авиакомпании "Атлант-Союз". Крупнейшая отечественная авиакомпания "Аэрофлот - российские авиалинии" также сделала свой выбор: она подала предварительную заявку на Внуковский авиаремонтный завод на оснащение БМС-индикатором эксплуатируемых Ту-154.

Суммарно приемниками сигналов ГЛОНАСС оборудовано не более 80 воздушных судов, эксплуатируемых отечественными авиакомпаниями, а общее число российских самолетов и вертолетов, оснащенных приемниками, не превышает 360. В сравнении со списочным составом парка, это мизерное количество. Однако рыночные реалии таковы, что большое количество самолетов и вертолетов так и останутся без приемников - они будут списаны раньше, чем наступит 2009 год. Наиболее массовые Ту-154 переоборудовать целесообразно, так как они, по отзывам эксплуатантов, будут летать еще не менее пяти лет. А вот Ту-134, Як-42 и Ил-86, не говоря уже о Ан-24 и Як-40, находятся на грани вывода из эксплуатации, установка соответствующего оборудования на такие машины экономически нецелесообразна.

Еще одна проблема связана со структурой флота. Воздушные суда иностранного производства также должны быть оснащены системами ГЛОНАСС, однако представители ведущих производителей магистральных самолетов Airbus и Boeing отказались от комментариев. Один из участников рынка на условиях анонимности отметил, что проявлять инициативу иностранцы не станут, а отечественные перевозчики будут тянуть с решением этой проблемы до последнего, кивая в сторону авиационных властей.

Сложившаяся ситуация показывает, что вопрос о повсеместном внедрении приемников сигналов ГЛОНАСС поставлен преждевременно. Косвенно это подтверждается и тем фактом, что план действий Министерства транспорта РФ по навигационному обеспечению транспортного комплекса с использованием навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GРS утвержден только 1 октября нынешнего года. Причем его содержание, преимущественно, сводится к разработке нормативной базы, проведению НИОКР. Более того, само постановление правительства №365, вероятно, в ближайшее время еще успеет претерпеть изменения. Как отметил С.Корсей, его департаментом совместно с рядом ведомств проводятся работы по разработке дополнений к вышеназванному постановлению правительства. Соответственно, и российские авиакомпании пока будут занимать скорее выжидательную позицию.

Целесообразно оснастить 60-80 Ту-154

По функциональным возможностям одним из наиболее эффективных приборов является БМС-индикатор разработки ВНИИРА "Навигатор", предназначенный как для замены на воздушных судах приемоиндикаторов GPS предыдущего поколения, так и для оснащения новых ВС. Сегодня установку этой аппаратуры на самолеты освоил Внуковский авиаремонтный завод ВАРЗ-400. На вопросы корреспондента "АвиаПорт" ответил коммерческий директор предприятия Рустам Исаков.


- На какие типы воздушных судов уже есть документация по установке БМС-индикатора?


- Пока документация на установку есть только на Ту-154. Это наш профильный самолет, мы все о нем знаем. Кроме того, мы сами можем разрабатывать на него какие-то чертежи. Поэтому мы пока говорим только о Ту-154. Здесь идет тесное сотрудничество с разработчиком самолета, конструкторским бюро. Без них ни одна техническая бумага не подписывается. Впрочем, если надо будет ильюшинские машины дорабатывать - тоже никаких проблем не будет.

- В результате, сколько самолетов реально может быть оснащено приемниками ГЛОНАСС, исходя из рыночной ситуации?

- Около 60-80 штук. По сути, сейчас есть три компании, которые располагают совокупным парком свыше 60 таких машин: это "Аэрофлот", "Сибирь" и "ЮТэйр". Даже если этот объем за год переварить - это хорошая загрузка для нашего завода.

- Вероятность оборудования других типов Вы оцениваете как незначительную?

- Да, пока к нам не поступило ни заявок, ни обращений по этой теме.

- Сколько времени занимает установка оборудования?

- Когда все готово, оборудование закуплено, доработку мы делаем за два-три дня.

- А сколько требует времени производитель БМС, чтобы выполнить заказ по изготовлению прибора?

- Сами представители ВНИИРА говорят, что у них нет никаких проблем с выпуском любого необходимого числа комплектов оборудования. Мы сами задавали им этот вопрос, потому что понимаем, что авиакомпании, как всегда, спохватятся в самый последний момент.

- Сколько стоит переоборудование? Какое должно быть переучивание летного состава?

- Стоимость доработки, включая стоимость комплекта, будет около 1 млн. рублей. Возможно, что заказчик сам купит комплект у производителя, но мы тогда не несем ответственность за его работоспособность. Конечно, не вся разница между ценой оборудования и стоимостью монтажа "под ключ" идет нам. Есть обязательные расходы на получение разрешения ГосНИИ ГА, на получение документации от ОАО "Туполев", где даются изменения в руководство по летной эксплуатации, руководство по технической эксплуатации.

Что же касается переучивания персонала, то этот вопрос стоит за ВНИИРА.

- Помимо выполнения требований постановления правительства, какие преимущества дает установка БМС?

- БМС расшифровывается как бортовая многофункциональная система, и ее возможности выходят далеко за рамки приема сигналов спутников системы ГЛОНАСС. На ее цветном экране можно выводить различную информацию, например карту местности с трассами, аэродромами, навигационными средствами и так далее. Система позволяет индицировать информацию с приборов предупреждения об опасном сближении с поверхностью, о сближении с самолетами (системы TAWS и TCAS), метеоинформацию. Наконец, возможна даже передача данных о работе основных самолетных систем на землю по спутниковым каналам.

Однако большинство этих функций реализовать пока невозможно, так как их использование должно быть проверено в ходе летных испытаний и подтверждено соответствующей документацией производителя, а также надзорных органов....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка