Опубликовано: 31.10.2008, 11:53
 

Ливийский пирог


[image]

После двадцатилетнего перерыва в Москву пребывает лидер ливийской революции Муаммар Каддафи. Тем для переговоров по существу две: поставки российских вооружений и сотрудничество в нефтегазовой сфере.

Его полное имя - Муаммар бен Мухаммед Абу Меньяр Абдель Салям бен Хамид аль-Каддафи. Точная дата рождения продолжает оставаться загадкой. Многие его биографы утверждают, что вождь Ливии родился в 1940 г. Сам Каддафи везде пишет, что появился на свет весной 1942 г. в бедуинском шатре в 30 км южнее города Сирт в семье, принадлежавшей к племени аль-каддафа. В 1961 г. военный курсант Муаммар создал подпольную организацию с целью свержения монархии. Впервые он стал известен арабскому миру в 1967 г., когда направил свое подразделение (без санкции короля Ливии Идриса I) на помощь Насеру.

Почти четыре столетия Ливия входила в состав Османской империи. Итальянская оккупация (с 1911 г.) в годы Второй мировой войны сменилась англо-французским военным присутствием. В 1951 г. по решению ООН было образовано независимое Соединенное королевство Ливия. Несмотря на стремление СССР к развитию сотрудничества, монархический режим Ливии сдержанно относился к этим инициативам. Посольство СССР в Ливии открылось лишь в 1956 г., Ливия же учредила свое посольство в Москве только в 1962 г.

1 сентября 1969 г. отряды под руководством Совета революционного командования, в составе 12 офицеров во главе с Каддафи быстро установили контроль над основными государственными и военными объектами. В марте 1977 г. была принята Декларация, которая провозгласила новое название страны - Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия. Совет революционного командования и правительство были распущены, а в генеральный секретариат Всеобщего народного конгресса избрали Каддафи и четверых его ближайших соратников. Через два года пятерка лидеров ушла в отставку, уступив место профессиональным управленцам. С тех пор Каддафи официально именуется лидером ливийской революции, а вся пятерка вождей - революционным руководством.

Сегодня Ливия воспринимается многими компаниями как непаханая целина. В первую очередь их интересуют нефть и газ. Именно нефтегазовая промышленность составляет основу экономики Ливии, которая занимает первое место в Африке и пятое среди стран-членов ОПЕК (после Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ и Ирака) по доказанным запасам легкой малосернистой нефти. Не менее интересен и вопрос поставки в эту страну вооружения, в частности авиационной техники для ВВС Ливии.

Воздушные силы ливийской армии были созданы в 1959 г. на авиабазе Idris el Awal. Вначале парк ВВС насчитывал всего четыре самолета: два подарили британские королевские ВВС, еще два - Египет. В 1962 г. из США прибыли два вертолета Bell 47J, а Франция подарила три вертолета Sud SE.3131 Alouette II. Тем не менее, королевство не проявляло большого интереса к авиации. В день провозглашения независимости Ливия заключила соглашения об обороне с Англией, США и Францией, согласно которым войска этих держав оставались на территории Ливии. США получили право использовать полигон в Al-Watiyah и авиабазу в Wheelus. Именно на этой авиабазе американцы в 1963 г. решили начать подготовку ливийских авиационных специалистов, выделив для этой цели два реактивных УТС Lockheed T-33A. Затем передали транспортный самолет Douglas C-47B. В 1965-1966 гг. ВВС США подарили Ливии еще пять С-47 и третий УТС Т-33.

В конце 1960-х годов стало очевидным, что американская и британская военная помощь неизбежно закончится, и королевство приняло решение создать полноценные воздушные силы для обороны страны. Для этого в США заказали 16 истребителей Northrop F-5A и F-5B. Но до сентября в страну поступили только семь из них.

Одним из первых мероприятий нового руководства стала эвакуация иностранных военных баз с ливийской территории. В марте 1970 г. авиабазу El Adem покинули британские военные, а в июне американцам пришлось уйти из Wheelus. Перевооружение армии стало одной из приоритетных задач Ливийской Арабской Республики. В январе 1970 г. новое правительство заказало во Франции 110 истребителей Mirage 5, девять вертолетов SA.321M Super Frelon, десять вертолетов SA.316B Alouette III и 12 учебно-тренировочных самолетов Fouga CM-170 Magister. Также заключили контракт на поставку 16 военно-транспортных самолетов С-130Н Hercules. Будущих летчиков отправили на обучение во Францию.

Практически одновременно, с весны 1970 г. Ливия начала сближение с Советским Союзом. В 1974 г. из СССР начались поставки систем ПВО, на авиабазу Okba bin Nafi прибыли первые бомбардировщики Ту-22. В том же году Ливия сделала заказ на полсотни истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН и небольшое число УТС МиГ-15УТИ. Одновременно в Югославии заказали 50 самолетов Soko G-2A Galeb.

В декабре 1976 г. Каддафи впервые побывал с официальным визитом в Москве. В итоге к 1981 г. число истребителей МиГ-23 в ВВС Ливии увеличилось до 143, Каддафи получил также 36 истребителей-бомбардировщиков Су-22. В 1978 г. на вооружение начали поступать перехватчики и разведчики МиГ-25, а в 1982 г. Ливия стала единственной иностранной страной, имеющей на вооружении перехватчики МиГ-25ПД. Советские транспортные Ил-76М и Ил-76ТД к этому времени вытеснили итальянские G.222.

5 апреля 1986 г. на дискотеке "Ля Белль" в Западном Берлине произошел мощный взрыв, в результате которого пострадали более 250 человек. В причастности к терракту обвинили ливийских террористов. Конфликт вылился в открытое вооруженное противостояние, американская авиация нанесла удары по объектам на территории Ливии. Ливийский лидер уцелел, но под бомбами погибла его приемная дочь.

Через два года пассажирский Boeing 747 американской авиакомпании Pan Am, выполнявший рейс из Лондона в Нью-Йорк, пропал с радаров авиадиспетчеров, а затем был зафиксирован мощный взрыв на высоте 10000 м над шотландским городом Локерби. Погибли 270 человек. США снова обвинили Каддафи в поддержке терроризма. В ноябре 1991 г. уже три страны - Великобритания, США и Франция - предъявили Ливии обвинения в причастности ее граждан к взрывам авиалайнеров. В итоге в 1992 г. СБ ООН одобрил резолюцию 748, на основании которой в отношении Ливии были введены санкции - понижение уровня дипломатического представительства, прекращение военно-технического сотрудничества и авиасообщения.

Затем было перехвачено германское судно, на борту которого находилось оборудование, необходимое для обогащения урана. Груз предназначался для Ливии. Одно его существование формально давало право обвинить Джамахирию в стремлении получить оружие массового поражения, за которым могли последовать силовые акции. В июне 2003 г. на общенародном съезде лидер ливийской революции объявил о новом курсе страны на "народный капитализм". В сентябре того же года с США удалось договориться о выплате компенсации родственникам погибших в результате взрыва самолета авиакомпании Pan Am. В начале 2004 г. Ливию посетили несколько экспертных групп, в сентябре США отменили национальные торгово-экономические санкции, а в октябре было отменено европейское эмбарго на военно-техническое сотрудничество с Ливией.

Политических препятствий к освоению перспективного рынка больше не было.

Всех обогнали украинцы. В октябре 2003 г. Ливию посетил Леонид Кучма. Ему удалось подписать целый ряд контрактов, в том числе контракты на поставку ливийской авиакомпании Air Lybia пяти пассажирских Ан-140. Киевский государственный авиационный завод "Авиант" получил заказ на четыре "пожарных" Ан-32П. Несколько позже Ливия заказала один Ан-74ТК-300VIP (по слухам, эта машина должна была стать "бортом номер один") и два санитарных Ан-74ТК-200С.

В 2004 г. Ливия приняла лидеров пяти стран "большой восьмерки". При этом их главной задачей было не столько поощрить Ливию продолжать следовать курсом открытости, сколько урвать как можно большую часть ливийского пирога, тех заказов, которые Джамахирия получила возможность размещать после отмены эмбарго. Начиная с августа 2004 г., в Ливии побывали Сильвио Берлускони, Герхард Шредер, Жак Ширак, Пол Мартин, Тони Блэр. Уже в условиях жесткой европейской конкуренции объявил африканскую нефть "стратегическим национальным интересом" и Вашингтон. В сентябре этого года в Ливии побывала Госсекретарь США Кондолиза Райс. Последний раз глава американской дипломатии посещал эту страну 55 лет назад.

В 2005 г. Алжир и Ливия заявили, что не намерены заключать контракты на покупку российского вооружения до тех пор, пока не будет списан долг этих стран России. Такая реакция была вызвана тем, что Россия согласилась списать 10 из 13 млрд долга Сирии за военные поставки времен СССР. Москву посетил начальник Департамента военных закупок Ливии генерал-майор Абдурахман Али ас-Сейид, который встретился с помощником президента РФ Сергеем Приходько, главой Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ Михаилом Дмитриевым и генеральным директором "Рособоронэкспорта" Сергеем Чемезовым. После этого "Рособоронэкспорт" начал готовить контракт с Ливией на общую сумму более 2,2 млрд долл. Триполи намеревался приобрести по 12 истребителей Су-30МК2 и МиГ-29СМТ. В августе 2007 г. был парафирован контракт с Ливией на поставку шести учебно-боевых самолетов Як-130.

Главным конкурентом России на рынке вооружений Ливии всегда была Франция. В январе 2007 г. появились сообщения о том, что Ливия готова приобрести "от 13 до 18" французских многоцелевых истребителей Rafale компании Dassault. Тогда французское правительство устами министра обороны Мишель Эллиот-Мари опровергло сообщения о каких бы то ни было переговорах с ливийскими представителями.

Истребитель Rafale представили на авиавыставке в Триполи в декабре 2006 г. Тогда, казалось, Ливия не проявила явного интереса к новому самолету.

Однако в ходе поездки Николя Саркози в Ливию летом 2007 года, Париж и Триполи подписали целый ряд контрактов на поставку вооружений и по развитию атомной энергетики. Кроме того, в богатую нефтью страну немалые средства инвестировала французская компания Total.

Через полгода, в декабре 2007 г., Муаммар Каддафи прибыл в Париж с ответным визитом. (В последний раз ливийский лидер приезжал во Францию в 1973 г.) В первый же день визита был подписан меморандум о военном сотрудничестве Ливии и Франции. В плане военных поставок речь шла о приобретении 10-15 многоцелевых истребителей Rafale, 35 вертолетов, о модернизации ливийских истребителей Mirage F.1. Сумму военных контрактов оценили в 4,5 млрд евро. Кроме того, для двух ливийских авиакомпаний решено было купить 21 лайнер Airbus (А320, А330 и А350).

До апреля 2008 г. ни советские, ни российские лидеры не бывали в Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии. Самым высокопоставленным руководителем нашей страны, когда-либо посещавшим эту ближневосточную страну был председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин. Но это было 33 года назад, в мае 1975 г. Муаммар Каддафи пригласил Владимира Путина в "гости" еще в 2000 г., но провести встречу на высшем уровне мешали различные обстоятельства, в том числе и спор вокруг ливийского долга. Визит состоялся через восемь лет, в апреле 2008 г.

17 апреля в Триполи в присутствии президента РФ Владимира Путина и лидера ливийской революции Муаммара Каддафи две страны подписали межправительственное соглашение. После тяжелых переговоров договоренность о списании ливийского долга, накопленного с советских времен за поставки вооружений, была достигнута. Окончательную сумму долга определили уже в ходе визита. Согласованная сумма долга составляла 4,6 млрд долл., но в ходе переговоров эта сумма сократилась до 4,5 млрд за счет некоторых обязательств, главным образом Внешэкономбанка, перед ливийскими компаниями. В обмен российские компании получили контракты более чем на 10 млрд долл. Деньги будут списываться по мере того, как на счета российских предприятий начнут поступать выплаты по тому или иному ливийскому контракту.

В частности, Ливия намеревалась купить 12 самолетов Су-35, оплатить ремонт и поставку запчастей для военной техники советского производства, которая находится у нее на вооружении. Эти вопросы наверняка станут обсуждаться и в ходе нынешнего визита. Правда Су-35 еще проходит летные испытания и поставки его начнутся не ранее 2011 г.

Сегодня численность личного состава ВВС Ливии - 23000 человек (включая ПВО). Из-за отсутствия запчастей годовой налет летчика боевого самолета составляет всего около 85 часов. На 13 военных аэродромах (Al-Adem (Tobruk), Benghazi (Baninah), Beni Walid, Al-Bumbah, Ghurdabiyah (Surt), Jufra, Kufra, Maatan Al-Sarra, Misratha, Ouqba ben Nafi (Al-Watiya), Sabhah, Tripoli International (Idriss), Umm Al-Tika) базируются 1 бомбардировочная, 13 истребительно-бомбардировочных, 9 истребительных, 2 разведывательных и 9 транспортных эскадрилий. По данным открытой печати, сегодня парк боевой авиации ВВС Ливии составляют 12 истребителей Dassault Mirage F.1BD/ED, 25 истребителей МиГ-21бис, 125 истребителей и истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН, МиГ-23МС, МиГ-23МЛ, МиГ-23УМ, 40 истребителей-бомбардировщиков Су-22М3 и Су-22УМ-3К, 5 бомбардировщиков Су-24МК и 13 самолетов Soko J-21 Jastreb. Подготовка пилотов проходит на самолетах первоначального обучения Aermacchi SF-260WL (20 шт.), на реактивных УТС Aero L-39ZO Albatros (110 шт.) и Soko G-2 Galeb (116 шт.). В транспортной авиации служат 10 самолетов Ан-26, 3 Falcon 20, один Falcon 50, три Gulfstream II, 15 Ил-76, 15 Let L-410 Turbolet, два Lockheed JetStar и 10 Lockheed C-130H Hercules. Кроме того, ВВС имеют 4 самолета-заправщика Ил-78Э. Вертолетный парк насчитывает 59 боевых (4 Bell 206 JetRanger, 12 Ми-14 и 43 Ми-24 (13 из них модернизированы в ЮАР)) и 35 транспортных машин (2 Bell 212 Twin Huey, 8 CH-47 Chinook и 25 Ми-8/Ми-17).

В составе ПВО - 90 ЗРК С-75, 10 ЗРК С-125 и 48 ЗРК 2К12 "Куб". Самолеты МиГ-25, Mirage 5, Ту-22, Boeing 707 и Alenia G-222 уже списаны.

 
Ссылки по теме:
Материал «Ливийский пирог» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Быковский Агрегатный Завод, Рособоронэкспорт, Ил-76 МД, МиГ-23, МиГ-29СМТ, Ан-26, Су-35, Як-130, Авиационный Комплекс имени С.В. Ильюшина, Falcon 50, Ан-140, Ми-8, Ил-76, L-410, АС, Ил-76ТД (в процессе тестирования)