О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ОАК готовит изменение структуры

ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" рассчитывает уже в текущем году утвердить обновленную структуру компании, которая будет включать в себя три бизнес-единицы

ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) рассчитывает уже в текущем году утвердить обновленную структуру компании, которая будет включать в себя три бизнес-единицы, сообщил "АвиаПорту" источник в авиапроме. Новая структура с одной стороны, станет более управляемой, а с другой - позволит уравновесить в рамках корпорации нынешних лидеров - компаний "Сухой" и "Иркут".

Современная структура ОАК включает уже сформированные дивизионы ОАО "ОАК - Транспортные самолеты" (ОАК-ТС) и ООО "Управляющая компания "ОАК - Гражданские самолеты" (ОАК-ГС). Также ранее руководство корпорации заявляло о намерении создать дивизионы по боевой и специальной авиации. Однако в настоящее время внутри корпорации преобладает точка зрения, согласно которой целесообразно ограничиться тремя бизнес-единицами, причем уже созданные ОАК-ГС и ОАК-ТС будут консолидированы в рамках новой структуры, носящей предварительное название "ОАК - Коммерческие самолеты".

Впервые о целесообразности такой консолидации "АвиаПорту" рассказал вице-президент ОАК по транспортной авиации Виктор Ливанов. По его мнению, управление авиационными заводами, производящими как пассажирские, так и транспортные самолеты, целесообразно осуществлять из одного центра, который "смог бы балансировать мощности заводов и их производственную загрузку, строить объективную финансовую модель развития и производства". Кроме того, по его мнению, объединение инженерного потенциала дало бы возможность сконцентрировать ресурсы на создании перспективных самолетов, таких как МС-21 и MTA.

Если возможность объединения двух нынешних бизнес-единиц сегодня уже не вызывает сомнений, то по поводу платформы для консолидации существуют различные точки зрения. С одной стороны, сегодня на двух ведущих авиационных заводах в европейской части страны производятся как пассажирские, так и транспортные самолеты. Ульяновский "Авиастар-СП" ведет выпуск самолетов семейства Ту-204, а также готовится к производству тяжелого транспортного Ил-476 и возобновлению выпуска гиганта Ан-124. Воронежское акционерное самолетостроительное общество серийно выпускает дальнемагистральный лайнер Ил-96, имеющий как пассажирскую, так и грузовую версии, региональный Ан-148, и осваивает производство военно-транспортного Ил-112В. Управление текущими программами, исключение их внутренней конкуренции - задача, безусловно, важная. Однако еще важнее на фоне сохранения текущей производственной программы готовить предприятия к освоению новой продукции, на которую ОАК делает ставку в будущем.

Выбор между тактической (на базе существующих продуктов) и стратегической (на базе перспективных программ) интеграцией в значительной мере влияет на то, как может быть реализовано подобное объединение, и кто встанет во главе этой бизнес-единицы. По мнению генерального директора ОАО "Ильюшин Финанс Ко." Александра Рубцова, "интеграция двух бизнес-единиц (на базе нынешних продуктов - "АвиаПорт") может и имела бы какой-то смысл, но без перспективного продукта, который будет являть собой становой хребет нашей гражданской авиации на многие десятилетия вперед, эта интеграция будет носить во многом условный характер". А сегодня, как следует из заявлений руководства корпорации, "самолетом будущего" является МС-21, создание которого ведет "Иркут".

Как следствие, весьма вероятно, что объединение гражданского и транспортного самолетостроения будет происходить на платформе "Иркута", а руководство новой бизнес-единицей может быть возложено на Олега Демченко, который в настоящее время является президентом "Иркута" и вице-президентом ОАК по проекту МС-21. Впрочем, до последнего момента претендентом на этот пост считался и вице-президент ОАК по транспортной авиации, генеральный директор "ОАК-ТС" Виктор Ливанов. В пользу версии о лидерстве "Иркута" говорит и то обстоятельство, что если ранее вхождение в состав ОАК Экспериментального машиностроительного завода им. Мясищева планировалось путем включения его в структуру "ОАК-ТС", то теперь 100% акций предприятия, после его акционирования, достанутся "Иркуту".

Консолидация на базе "Иркута" имеет еще одно преимущество, так как она позволит сбалансировать в рамках ОАК позиции двух лидеров. Сегодня в Объединенной авиастроительной корпорации зарабатывают деньги "Сухой" и "Иркут", и их финансовое положение лучше, чем у остальных самолетостроителей. Однако в текущий момент в руках "Сухого" больше перспективных программ: здесь и истребитель пятого поколения ПАК ФА, и переходный Су-35, и Sukhoi Superjet. В свою очередь, у "Иркута" сегодня мощные позиции благодаря экспорту Су-30, однако в дальнейшем эта программа будет сжиматься, и в копилке останутся только Як-130, Бе-200 и МС-21. Соответственно передача компетенций по всем коммерческим самолетам "Иркуту" позволит гарантировать сохранение баланса в будущем.

Что касается двух других бизнес-единиц, то здесь интриг не предвидится. Назначение Михаила Погосяна на должность генерального директора РСК "МиГ", по сути, стало прологом к формированию дивизиона по боевой авиации на базе "Сухого" и "МиГа", при этом кандидатура руководителя сомнений не вызывает. Бизнес-единица "Специальная авиация" объединит ОАО "Туполев" (в части работ по стратегическим комплексам), "Казанской авиационное производственное объединение" (после его передачи в ОАК), а также блок таганрогских предприятий, которые занимаются как амфибиями, так и специальными версиями самолетов, такими как противолодочные машины, самолеты радиолокационного дозора и наблюдения. Возглавить этот блок должен вице-президент по стратегической и специальной авиации, президент ОАО "Туполев" Игорь Шевчук.

В департаменте корпоративных коммуникаций ОАК "АвиаПорту" подтвердили сведения о подготовке предложений по новой структуре корпорации. По словам собеседника агентства, в августе правление ОАК рассмотрит проект новой структуры, а впоследствии она должна быть утверждена и советом директоров корпорации. Вполне вероятно, что это произойдет до конца текущего года. Но процедура объединения может затянуться на весь 2010 год и захватить часть 2011 года. "Если с боевыми самолетами все достаточно понятно, то по коммерческим самолетам процедура пока не ясна: возможно, что сначала будут объединяться "ОАК-ГС" и "ОАК-ТС", а затем к ним присоединится "Иркут", возможно, будет избрана другая последовательность действий", - сообщил представитель ОАК....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка