АвиаПорт.Ru
9 сентября 2009, 11:53
Российский "Хищник"
Группа компаний "Транзас" на МАКС-2009 впервые продемонстрировала свою новую разработку в области беспилотных летательных аппаратов - "Дозор-600"
Впервые о намерении закупать беспилотники в Израиле в ноябре 2008 года заявил член комитета Госдумы по обороне Михаил Мусатов, сославшись на начальника генштаба Николая Макарова. Впоследствии, однако, эту информацию несколько раз опровергали. В очередной раз весть о том, что российские ВВС намерены купить иностранные беспилотные летательные аппараты, всколыхнула российскую авиационную общественность как раз накануне третьего международного форума "Беспилотные многоцелевые комплексы-2009".
В апреле 2009 г. "Коммерсантъ" сообщил, что министерство обороны России купит у израильской компании Israel Aerospace Industries (IAI) три комплекса: Bird-Eye 400, I-View MK150 и Searcher II, причем указал, что половина суммы в $50 млн уже перечислена в Израиль. По данным газеты, во время войны в Южной Осетии российская армия в боевых условиях провела испытания нескольких отечественных беспилотников, однако ни один из них не смог полностью выполнить поставленных перед ним задач. По словам генерал-лейтенанта Владимира Шаманова, российские разработчики не реагируют на нужды войск, и поэтому не должны удивляться закупкам иностранной техники.
Подтвердил это и главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин на пресс-конференции в ходе авиасалона МАКС-2009. Он заявил, что ВВС имеют концепцию применения беспилотных летательных аппаратов и отметил, что решение купить иностранные летательные аппараты возникло, потому что российские разработчики не в состоянии создать аппараты, удовлетворяющие требования ВВС. Правда, все попытки выяснить детали этих документов не привели к успеху - ни один из российских разработчиков БЛА таких требований не видел.
Тем не менее, врио начальника вооружения ВВС генерал-майор Олег Бармин, в своем интервью "Газете" в августе сего года заявил, что "Военно-воздушные силы считают разработку комплексов с беспилотными летательными аппаратами приоритетным направлением развития ВВС и ВС РФ в целом". "На сегодня в стадии завершения находится разработка разведывательно-ударного комплекса с БЛА. В этом году будут проведены государственные испытания малоскоростного БЛА в варианте разведчика и ретранслятора. С 2010 г. планируется начало создания дальнего ударного беспилотного авиационного комплекса, который будет обладать вооружением, сходным с вооружением самолета пятого поколения. В целом комплексы с БЛА будут обеспечивать круглосуточную разведку зоны ответственности того или иного оперативно-стратегического объединения. В перспективе до 40% парка летательных аппаратов ВВС России могут составить беспилотники", - уточнил он.
Может и мы чего не знаем, но все же складывается впечатление, что военные, да и руководство страны в целом, попросту не знакомы с тем, что делается в родном отечестве в области беспилотных летательных аппаратов.
27 мая этого года президент РФ Дмитрий Медведев, например, посетил главный офис группы компаний "Транзас". В ходе визита главу государства сопровождали губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и полномочный представитель президента по Северо-Западному федеральному округу Илья Клебанов. Очевидцы рассказывают, что когда президент увидел беспилотники, созданные этим предприятием, он с удивлением спросил: "А вы и беспилотные аппараты делаете?" Получив утвердительный ответ, он попросил прессу удалиться...
Комплексы "Транзаса": от малого к большому
Собственно говоря, "Транзас" к военному ведомству непосредственного отношения не имеет. Вся его продукция сугубо гражданская. Сегодня в арсенале "Транзаса" несколько комплексов с БЛА "Дозор": "Дозор-50", "Дозор-85" и "Дозор-100". "Дозоры" уже отлично проявил себя при охране государственной границы в Дагестане. Кроме транспортников и пограничников, комплексом заинтересовались ряд гражданских организаций, в том числе службы МЧС, топливо-энергетического комплекса, лесной охраны. Вскоре семейство пополнится еще одним БЛА, самым крупным в семействе, "Дозор-600".
О том, что представляет из себя этот аппарат "АвиаПорт" попросил рассказать главного конструктора БЛА группы компаний "Транзас" Геннадия Трубникова:
"По номеру разработки "Дозор-600" имеет заводской номер Д-3. Это в хронологическом порядке. Мы начали работу над ним пару лет назад. Но дело в том, что построить такой, казалось бы, маленький самолет не просто. Нужно поднять в воздух прототип, испытать новое расположение двигательной установки. Поэтому мы подошли к аппарату такой размерности только теперь, хотя потребность в нем, безусловно, есть.
Первая наша модель ассоциировалась, в первую очередь, с вариантом летающего фотоаппарата. Она решала функции доставки отложенной информации. То есть информация архивируется на борту. Аппарат "Дозор-5" (коммерческое название "Дозор-100") - это как раз тот аппарат, который является основой тактического звена. Он может находиться в воздухе до 8 часов, что позволяет решать задачи на всей глубине соприкосновения. В гражданской сфере это контроль протяженных объектов: государственная граница, морские и железнодорожные пути, трубопроводы, борьба с незаконными врезками, обнаружение лесных пожаров.
Именно этот аппарат и послужил прототипом "Дозора-600". Он дал нам принципиальный ответ о работе систем аппарата, о том, как ведет себя аппарат на различных режимах, на взлете и посадке.
Делали мы "Дозор-600", к сожалению, без определенного заказа, по инициативной программе, которую утвердили на совете директоров. Мы ясно сознавали, что кроме нас БЛА такого размера занимается концерн "Вега" с вариантом БЛА для "Проходчика", но считали, что те возможности, которыми располагает "Транзас", позволят создать комплекс не только не хуже, но может быть и лучше.
Если посмотреть российские публикации по беспилотникам, в них частенько проскальзывала мысль, что в российской действительности нужен беспилотник, похожий на американский Predator. "Дозор-600" - это наш Predator. Время позволило нам сделать Predator меньшего размера. За те годы, которые Россия не участвовала в разработке БЛА, минимизировалась аппаратура, она стала меньше, она стала легче, и мы можем выполнять приблизительно те же функции в меньшем размере. В принципе, это мы и показывали на МАКС-2009. При этом наш аппарат при использовании такого же двигателя как и на Predator, почти вдвое легче. Поэтому нам еще есть куда расти: и по габаритам, и по весам, и по полезной нагрузке. Продолжительность полета в штатном варианте без дополнительного бака составляет 24 часа, а с дополнительным баком мы спокойно достигаем, пока по расчетам, продолжительности полета 32 часа. Это уже серьезный задел.
Аппарат может поднимать 120 кг полезной нагрузки. При этом у нас есть отсек переменного груза, в который мы можем взять еще 100 кг, если использовать аппарат с неполной заправкой. Я не думаю, что нам надо лететь с такой нагрузкой 30 часов. Если взять топлива на 4-6 часов полета, то есть в оперативной дальности, то мы можем поднять 240 кг груза.
Испытания "Дозора-600" мы планируем начать в первой половине 2010 г. Здесь не надо спешить, потому что создание экспериментального образца должно идти ступенька за ступенькой. Нужна некоторая модернизация системы управления, которую мы перенесем из прототипа, из "сотки". У нас прекрасный автопилот, которым мы, безусловно, воспользуемся как основным средством автоматического управления. Мы разработаем свою собственную инерциальную систему навигации как пространственный блок ориентации и выработки сигналов управления в САУ. У нас есть приличный задел по этому направлению.
Попытки покупать такое оборудование на стороне у нас тоже были. Не могу сказать, что они совсем не имели успеха, но все-таки мы пришли к мнению, что легче разработать свое, чем дорабатывать чужое. Во-первых, уровень нашей компании позволил сделать средства автоматического управления другого уровня. Это конечно субъективное мнение, но система управления у нас сделана на очень высоком уровне. Мы можем смело сказать - это наше, и оно не хуже, а может быть даже лучше того, что мы знаем.
Надпись "Кронштадт" на правом борту аппарата означает, что мы разрабатываем эту систему совместно с предприятием "Кронштадт". Такая совместная разработка прокладывает нам дорогу в область военного применения. Притом не "Транзасу", поскольку мы непосредственно не занимаемся поставкой военного оборудования, а как раз "Кронштадту", который может, используя нашу гражданскую разработку, доработать ее для военного применения.
Длительное время ВВС РФ мало интересовались разработками, которые велись в стране. Пионерами в этой области стали авиация погранвойск и ФСБ. Они первыми проявили серьезный интерес к БЛА и попробовали применять их на деле.
В СССР тоже были беспилотные летательные аппараты, туполевские "Стрижи" и "Рейсы", но они решали другие задачи. Это были практически прямолинейно летающие беспилотники, которые решали задачу контроля обстановки после нанесения удара. Для того чтобы посмотреть, а осталось ли там ПВО. В свое время эти аппараты поставленные задачи выполняли. Затем появилась "Пчела", потом все остальные. Хоть какое-то, но развитие. Государству было не до этого, но хорошо, что процесс не остановился вообще. Поэтому сейчас мы можем сказать, что догонять трудно, но можно. И догонять надо, иначе мы будем покупать чужие изделия. Логика простая - не кормишь свою армию, будешь кормить чужую, не делаешь сам - будешь покупать.
Сегодня мы стоим на пороге широкого применения БЛА, идет осознание возможности и перспектив применения беспилотных систем. Зачастую мы привыкли закрываться плакатами, что мы спасаем человека, посылая на опасные задания беспилотники. Но я думаю, что это не главное. В условиях бизнеса главное - простая экономическая выгода. Применение БЛА несравненно выгоднее применения, для решения аналогичных задач, пилотируемой авиации. Кроме того, "экипаж" БЛА не знает усталости, для него нет понятия дня и ночи.
БЛА способен обеспечить то, чего нельзя сделать в пилотируемой авиации. Например, при контроле трубопроводов вертолеты летают вдоль трубопроводов практически без остановок. Наблюдатель видит каждый участок трубы секунды. А если он чуть отвлекся, что-то может и ускользнуть. Нет объективного контроля, нет архивации данных. А регулярные полеты БЛА позволяют получить объективную картинку, архивировать данные, сравнивать с предыдущими данными, видеть изменения. Наше программное обеспечение позволяет сравнивать полученную информацию и обнаруживать произошедшие изменения. Чтобы повысить эффективность такой системы, нам пришлось разработать средства передачи данных с борта. Сегодня мы можем передавать с борта на расстояние до 50 км в режиме реального времени как видеопоток, так и (впервые в России) фотоизображение. При этом непрерывно, сшивая их в реальном масштабе времени. То есть мы получаем непрерывную цепь фотографий.
Естественно, продажа таких аппаратов сегодня немыслима без соответствующего послепродажного обслуживания. И мы готовы взять на себя сервисное обслуживание выпускаемых аппаратов. Такое обслуживание предусмотрено. По самому аппарату мы даем гарантию на год или 300 летных часов. И потом по дополнительному соглашению готовы производить и сервисное обслуживание. Мы заинтересованы в долгой жизни наших машин, а качество нашего сервисного обслуживания традиционно высокое. У "Транзаса" есть определенный авторитете и на международном, и на российском рынке, и мы не собираемся его ронять.
Отрадно, что большой интерес к нашей технике проявляют иностранные заказчики. Правда решение ВВС России о закупке иностранной техники по нам косвенно тоже бьет. На переговорах, которые мы ведем через "Рособорэкспорт", это приводит к недоразумениям. Время поставит все на свои места".
Конкуренты
Первый полет американского БЛА MQ-1 Predator ("Хищник") состоялся в 1994 г. Стоимость одного аппарата $4,5 млн. Построено 195 БЛА различных моделей. В 2009 г. общий налет беспилотных летательных аппаратов типа Predator, стоящих на вооружении американской армии, достиг 0,5 млн часов. В начале 2009 г. на территории Ирака и Афганистана одновременно использовалось более тридцати беспилотных летательных аппаратов MQ-1B Predator.
Впервые тактический разведывательный БЛА Searcher II, созданный израильской фирмой IAI, был представлен публике на выставке Singapore Air Show в феврале 1998 г. В июне того же года аппарат был принят на вооружение израильской армии. Экспортировался в Сингапур, Таиланд, Шри-Ланку, Тайвань. Всего было поставлено 20 станций контроля и 100 аппаратов.
Основные характеристики | MQ-1 Predator | Searcher II | "Дозор-600" |
---|---|---|---|
Размах крыла, м | 14,84 | 8,55 | 12,00 |
Длина самолета, м | 8,22 | 5,85 | 7,00 |
Вес пустого аппарата, кг | 512 | н.д. | 360 |
Нормальная масса полезной нагрузки, кг | н.д. | н.д. | 120 |
Максимальная масса полезной нагрузки, кг | 200 | 100 | 240 |
Максимальный взлетный вес, кг | 1020 | 426 | 640 |
Двигатель | Rotax 914 UL | Limbach L 550 | Rotax 914 |
Мощность, л.с. | 105 | 47 | 115 |
Максимальная скорость, км/ч | 217 | 200 | 210 |
Крейсерская скорость, км/ч | 130-165 | 196 | 120-150 |
Практический потолок, м | 7920 | 3100 | 7500 |
Нормальная продолжительность полета, ч | более 20 | 15-18 | 24 |
Максимальная продолжительность полета, ч | 40 | н.д. | 30 |
Старт | по-самолетному | катапультный | по-самолетному |
Посадка | по-самолетному | по-самолетному | по-самолетному |
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции