О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вертолетные двигатели соберутся в Уфе

Объединенная двигателестроительная корпорация с 2013 года рассчитывает развернуть на УМПО производство, капремонт и послепродажное обслуживание вертолетных двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 для вертолетов "Ми" и "Ка"

ООО "Управляющая компания "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК, входит в состав ОАО "ОПК "Оборонпром") с 2013 года рассчитывает развернуть на ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" производство, капремонт и послепродажное обслуживание вертолетных двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 для вертолетов "Ми" и "Ка". Об этом "АвиаПорту" рассказал представитель ОДК.

Также в Уфе планируется выпуск разрабатываемого ОАО "Климов" двигателя ВК-800В для легких вертолетов типа "Ансат" и Ка-226, созданного НПО "Сатурн" двигателя РД-600 для Ка-62, а также перспективных двигателей для новых моделей вертолетов. В свою очередь, ТВ7-117В для среднего вертолета Ми-38 будет выпускаться на ОАО "Московское машиностроительное предприятие им. В.В.Чернышева", который обладает необходимым технологическим заделом по производству самолетного двигателя ТВ7-117.

Организацию нового производства на УМПО в "ОДК" предварительно оценили в 5,3 млрд рублей. Дополнительно потребуются средства на развертывание серийного производства каждого типа двигателя: около 700 млн рублей - на ВК-2500, на ТВ7-117В - 3,5 млрд рублей. Около 90% этих сумм предполагается привлечь по федеральным целевым программам "Развитие гражданской авиационной техники", "Импортозамещение" и "Развитие оборонно-промышленного комплекса".

Перенос производства вертолетных двигателей семейства ТВ3-117 в Россию обещает обеспечить отечественные предприятия хорошей загрузкой. Если в 2007 году, по данным ОАО "Вертолеты России", построено 102 двухдвигательных Ми-8 / Ми-17 / Ми-35 / Ка-32, то в 2008 году произведено 148 двухмоторных машин, оснащенных двигателями этого типа. Более того, "Вертолеты России" рассчитывают продолжать наращивать выпуск продукции, в том числе машин наиболее популярных типов Ми-8 / Ми-17 и боевых Ми-28 и Ка-52.

Сегодня большинство вертолетов, которые строятся в России, оборудованы двигателями производства украинского ОАО "Мотор Сич". Часть двигателей собирает петербургское ОАО "Климов" (входит в ОДК), которое закупает комплектующие, в том числе газогенераторы, у "Мотор Сич". В 2006-2007 годах "Оборонпром" вел переговоры о покупке 51% ОАО "Мотор Сич", но в августе 2007 года тогдашний глава "Оборонпрома" Денис Мантуров заявил о прекращении переговоров. Эксперты полагали, что в сделке больше была заинтересована российская сторона, но "Оборонпром" не смог договориться о цене.

Параллельно с этими переговорами Министерство промышленности и Минобороны РФ выбирали площадку под создание российского производства вертолетных двигателей. За право стать головным предприятием по выпуску вертолетных двигателей несколько лет боролись "Климов" и ММП Чернышева, и в 2007 году "Оборонпром" рассматривал другую производственную схему: финальную сборку двигателей ВК-2500 и ТВ3-117 предполагалось сосредоточить на ММП Чернышева, а за ОАО "Климов" закрепить функции разработки и сопровождения. О том, что планы корпорации изменились, говорило состоявшееся в конце марта 2009 года назначение руководителей приоритетных проектов ОДК: тогда дирекцию программ производства вертолетных двигателей возглавил гендиректор УМПО Александр Артюхов. После этого решение за предприятием в Санкт-Петербурге оставить только конструкторскую компетенцию, а основные мощности по финальной сборке сосредоточить в Уфе, выглядело вполне ожидаемым. "Созданию производства вертолетных двигателей на ММП Чернышева препятствуют дороговизна земли и рабочей силы в Москве, - дополнили в ОДК. - "Климов" же никогда не был серийным заводом".

При этом ОАО "Климов" был одним из активных лоббистов программы импортозамещения по двигателям ТВ3-117 и ВК-2500. В конце 2007 года гендиректор предприятия Александр Ватагин заявлял, что позиция "Климова" - "сохранить за собой функцию финишера, организовав дееспособную кооперацию по производству комплектующих". "За счет чего мы ушли от банкротства и сохранили предприятие? Именно за счет финишного продукта. Только зарабатывая на финишной продукции, мы в состоянии выделять пусть недостаточное, но минимальное финансирование на разработку ВК-800, на разработку ТВ7-117В, на работу по РД-33ОВТ и даже на РД-33МК. Все НИОКРы затратны. Неправильно, конечно, говорить, что они убыточны, когда-нибудь они должны приносить дивиденды, но ранее выполненные разработки их не приносят! Поэтому, говоря сегодня "Климов", отдай финишный продукт", равносильно - "Климов", умри", - говорил А.Ватагин.

Руководство "Климова" предпочло воздержаться от комментариев по проекту создания производства в Уфе. Источник "АвиаПорта" на предприятии на вопрос, на чем будет зарабатывать завод, если производство вертолетных двигателей будет свернуто, заметил "придумаем что-нибудь. Если нас не закроют, значит, как-то поддержат".

В ОДК добавили, что "до 2013 года мощности "Климова" будут использоваться по максимуму". "То, что не будет покрывать "Климов", будет заказываться на "Мотор Сич". Но уже в 2010-2011 годах планируется минимизировать закупки ремкомплектов на "Мотор Сиче", чтобы комплектующие поставляли российские предприятия, - рассказали в ОДК. - С 2013 года, когда производство двигателей на "Климове" будет свернуто, петербургское предприятие займется реструктуризацией своих площадей". В корпорации отметили, что за "Климовым" закрепляется статус головного разработчика вертолетных двигателей, "завод будет получать финансирование за выполнение НИОКРов и конструкторское сопровождение".

Гендиректор ОАО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев уверен, что намерение российской стороны отказаться от кооперации с украинскими смежниками - способ давления на последних. Он указывает на технические сложности: "Каждый самолет и вертолет имеет сертификат, в котором указаны все комплектующие, - говорит В.Богуслаев. - Чтобы что-то поменять, придется получать новый документ, а это займет два-три года и обойдется в $18-30 млн".

"Мотор Сич" сейчас значительно превосходит "Климов" по количеству выпускаемых вертолетных двигателей: украинская компания, по ее данным, в 2008 году поставила в Россию 400 моторов, тогда как ОАО "Климов" произвел около 100 штук. Как пояснил "АвиаПорту" представитель одного из двигателестроительных предприятий, производство газогенераторов на смену украинским должно быть налажено на УМПО с 2013 года. До этого времени газогенераторы будут по-прежнему закупаться на "Мотор Сиче", так как в России нет альтернативного поставщика....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка