Опубликовано: 11.11.2009, 11:43
 

ОЭЗ в Ульяновске поспеет к Госсовету


[image]

Как стало известно "АвиаПорту", проект постановления Правительства РФ о создании на территории Ульяновской области особой экономической зоны портового типа (ПОЭЗ) прошел согласования во всех ведомствах, и сейчас находится в аппарате правительства. Ожидается, что постановление выйдет накануне заседания Госсовета, который пройдет в Ульяновске 24 ноября. Тогда же может быть объявлено о реализации в новой портовой зоне проекта конвертации пассажирских самолетов Airbus A320 / А321 в грузовые. Вместе с тем, в связи с расформированием Федерального агентства по особым экономическим зонам (РосОЭЗ), пока не определено, каким образом будет осуществляться управление проектом и привлечение резидентов.

Проект постановления Правительства РФ о создании на территории Ульяновской области особой экономической зоны портового типа прошел все согласования в профильных ведомствах и передан в аппарат правительства РФ. Об этом "АвиаПорту" рассказал гендиректор ООО "Волгатехнопорт" Денис Барышников. "Мы рассчитываем, что постановление выйдет до заседания Госсовета в Ульяновске (планируется, что заседание пройдет 24 ноября - АвиаПорт)", - уточнил он. То, что финальный отзыв от Минюста передан в аппарат правительства для подготовки постановления, подтвердил и вице-президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) Александр Туляков.

Ульяновская область стала победителем конкурса Министерства экономического развития РФ на право создания в регионе особой экономической зоны портового типа на базе аэропорта "Ульяновск-Восточный" (рядом с ЗАО "Авиастар-СП"). Резиденты зоны получают льготы по налогу на имущество, таможенным пошлинам и НДС.

Для развития проекта портовой зоны в Ульяновске ОАО "ОАК" совместно с правительством Ульяновской области на паритетных началах в конце прошлого года учредило компанию ООО "Волгатехнопорт". Планируется развитие таких видов деятельности, как техобслуживание и ремонт самолетов, аэропортовые и транспортно-логические услуги, рассматривается возможность выпуска авиакомплектующих и конвертация воздушных судов. Согласно проекту, площадь особой зоны должна составить 642 га (в эту площадь войдет часть аэродрома). В конце 2008 года в ОАО "ОАК" оценивали инвестиции в развитие необходимой инфраструктуры до 2020 года в 7 млрд руб. В частности, государственные инвестиции в первый пусковой комплекс оцениваются в 1,1 млрд рублей в период с 2009 по 2011 гг., из них средства федерального бюджета - 762 млн рублей, регионального бюджета - 375 млн.

После выхода постановления правительства РФ в течение месяца будет подписано соглашение с Минэкономразвития России, и к марту 2010 г. должна быть сформирована администрация ПОЭЗ, после чего можно будет приступать к регистрации резидентов. В первом полугодии 2010 г. будет осуществляться проектирование первого пускового комплекса, с июня-июля 2010 г. начнется застройка, а уже во втором квартале 2011 г. первые объекты резидентов должны быть введены в строй. Стать первыми резидентами и инвесторами выразили готовность компания "Волга-Днепр Техник", а также компании, специализирующиеся на производстве интерьеров и транспортной логистике. Последняя рассматривает возможность строительства терминально-логистического комплекса.

ОАК рассматривает территорию особой экономической зоны как одну из возможных площадок для строительства производства композитных материалов. Кроме того, скорее всего, именно эта территория будет определена под проект конвертации пассажирских самолетов Airbus A320/А321 в грузовые. По словам А.Тулякова, предполагается, что об этом будет объявлено на заседании Госсовета в ноябре. Это уже третья возможная смена площадки: изначально предполагалось, что проект будет реализован в Луховицах (Московская область), затем на территории экспериментального завода им. Мясищева. Однако до того момента, когда необходимые инфраструктурные объекты будут возведены на территории ПОЭЗ, Корпорация "Иркут", реализующая проект по конвертации самолетов совместно с Airbus, рассчитывает вести работы на мощностях ульяновского ЗАО "Авиастар-СП", заняв под посты конвертации одну из линий в цехе финальной сборки, где сейчас собираются Ту-204. "Решение принято, на 100%", - сообщил "АвиаПорту" президент НПК "Иркут" Олег Демченко.

Конвертация самолетов Airbus - не единственный проект, который связывает "Иркут" со вновь создаваемой ПОЭЗ. Также рассматривается возможность формирования на территории зоны центра поставки самолетов МС-21. Предполагается, что "зеленые" самолеты будут перелетать сюда из Иркутска, а в Ульяновске их будут комплектовать интерьером, проводить покраску и передавать клиентам. Также прорабатывается возможность создания в Ульяновске центра технического обслуживания и ремонта МС-21, а также размещения производства ряда комплектующих для этого лайнера.

Вместе с тем предстоит определить, кто будет управлять портовой зоной в Ульяновске. Напомним, 5 октября своим указом президент Дмитрий Медведев упразднил РосОЭЗ, передав его функции Министерству экономического развития. Ранее в ведение Минэкономики постановлением правительства N 641 от 5 августа было передано ОАО "Особые экономические зоны" (ОАО ОЭЗ, 100% его акций находится в федеральной собственности) - эта структура является хозяйствующим субъектом РосОЭЗ и работает непосредственно с исполнителями инфраструктурных работ в самих зонах. В ОАО "Особые экономические зоны" "АвиаПорту" сообщили, что "после выхода указа президента РФ ожидается ряд актов, которые определят схему управления особыми экономическими зонами, этим занимается Минэкономики". После того, как Д.Медведев упразднил РосОЭЗ, в ведомстве Эльвиры Набиуллиной сообщали, что структуры, которые получат функции РосОЭЗ, будут находиться под началом заместителя министра Олега Савельева, который курировал РосОЭЗ ранее (именно в его ведение перешло ОАО "ОЭЗ"). Однако в Минэкономики "АвиаПорту" заявили, что "все пока находится в стадии проработки".

Весной этого года ОАК рассматривала возможность выйти с предложением в правительство РФ о создании особой экономической зоны в Жуковском. У ОАКа есть программа импортозамещения и локализации производства в РФ, по которой в рамках проекта МС-21 могут участвовать ряд иностранных компаний. Эти компании рассматривают возможность локализации своих производств в России, в качестве площадки им предлагается будущий Национальный центр авиастроения в Жуковском. Однако, как пояснил "АвиаПорту" источник в Минэкономики, "предложение было представлено в правительство РФ, но пока решения нет".

 
Ссылки по теме:
Материал «ОЭЗ в Ульяновске поспеет к Госсовету» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Научно-производственная корпорация "Иркут", Ульяновский авиационный промышленный комплекс "Авиастар", Авиастар - самолетное производство, A320, Завод аэродромного оборудования, Ту-204-100, Объединенная авиастроительная корпорация, Волга-Днепр, Демченко Олег, Туляков Александр, Самолетостроение, Волга-Днепр (Volga-Dnepr Airlines), МС-21 (в процессе тестирования)