Опубликовано: 27.11.2009, 14:59
 

Новое оборудование от "ВНИИРА-Навигатор"


[image]

Санкт-петербургская компания "ВНИИРА-Навигатор" на МАКС-2009 впервые представила малогабаритный навигационно-посадочный комплекс МНПК-2010. Это первое отечественное изделие, выполненное в рамках концепции CNS/ATM - "Золотая линия авионики". На вид это небольшой черный ящик с привычным уже жидкокристаллическим экраном. Весит он всего 3 кг.

Несмотря на свои скромные габариты, МНПК-2010 предоставляет экипажу воздушного судна все необходимые средства навигации, посадки и связи. Он может устанавливаться на все типы воздушных судов, включая вертолеты и малую авиацию, способен нормально работать при температурах от -40 до +55 град С.

В состав комплекса входят бортовая многофункциональная система БМС-2010, пультовой адресный ответчик УВД СО-2010 и пультовой радиодальномер DME-2010.

Бортовая многофункциональная система БМС-2010 - это основа комплекса. Она выполняет функции оборудования спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS/Galileo, функции навигации и посадки в метровом диапазоне волн VOR/ILS/Маркер и оборудования спутниковой системы посадки GLS. Кроме того, БМС-2010 - это и связная радиостанция УКВ-диапазона и многофункциональный индикатор, способный отображать информацию метеолокатора, систем TAWS, TCAS и ADS-B.

Именно БМС-2010 в составе МНПК-2010 обеспечивает маршрутную и терминальную зональную навигацию RNAV и RNP с выдачей всех необходимых сигналов в систему автоматического управления. При этом информация от системы безопасности (TAWS, TCAS), выводимая на индикатор, не влияет на отображение основных навигационных параметров, графического представления линии заданного пути, сообщений и сигнальной информации, необходимых для выполнения полета.

БМС-2010 производит адаптивный выбор спутников, используемых для навигации, и выдает прогноз доступности информации от спутников при полете по заданному маршруту. Она же обеспечивает подготовку маршрута полета и представляет графическое представление плана полета, включая выход в заданную точку с заданного направления и схему захода на посадку.

Инерциальный модуль, встроенный в БМС-2010, создан на основе MEMS-технологий. Он непрерывно измеряет основные параметры полета - координаты, линейные скорости и углы положения - на всех этапах полета.

В режиме GLS БМС-2010 выполняет также роль посадочного оборудования при посадке воздушного судна на площадки, не оборудованные посадочными системами типа ILS.

Пультовый адресный ответчик СО-2010 выполнен в виде отдельного блока. Он работает с любыми отечественными радиолокационными станциями, обеспечивая связь с ответчиками госопознавания, и поддерживает функцию автоматического зависимого наблюдения.

Еще один блок - пультовой радиодальномер DME-2010. Работает в режиме направленного сканирования с пятью маяками. Каждый из указанных блоков весит по 1,5 кг.

Чтобы более подробно разобраться в причинах появления на отечественном рынке авионики навигационно-посадочного комплекса МНПК-2010, "АвиаПорт" расспросил главного специалиста компании "ВНИИРА-Навигатор" Алексея Фролова.

- В чем причина появления такой комплексной системы навигации?

- Появление комплексной системы диктуется современными требованиями к радионавигации. Точность выдерживания маршрута, величину допустимого отклонения от оси трассы просто невозможно обеспечить с помощью какой-то одной системы, требуется несколько систем, которые работают по разным принципам и компенсируют свои погрешности. МНПК-2010 это обеспечивает.

- Такая система не единственная на рынке, почему "ВНИИРА-Навигатор" взялась за создание именно такой системы?

- У нас есть и школа, и опыт, мы можем создавать конкурентоспособную продукцию и не собираемся уходить с рынка. Судите сами: 99% советских самолетов летают на нашей аппаратуре. В том числе, когда возникла задача посадить "Буран" с высоты около 40 км и до момента останова на полосе, работала наша система "Вымпел". На создание такой системы ушло 10 лет моей жизни. Тогда и компьютеров почти не было. А сегодня есть новые технологии, есть новая элементная база. И мы вполне можем сделать комплекс не хуже западного, а по некоторым показателям и лучше. Мы просто знаем, как и что надо делать. А МНПК-2010 - это развитие нашей школы и направления работы.

Подобные системы разрабатываются в США фирмами Garmin и Honeywell. Однако все они работают по спутниковой системе GPS. Наша же компания первая в мире реализовала систему спутниковой посадки на базе двух систем GPS и ГЛОНАСС, и уже выпускает серийно несколько видов сертифицированного бортового оборудования, использующих навигационные поля GPS/ГЛОНАСС.

- А насколько ваша продукция конкурентна по стоимости?

- По стоимости наше оборудование примерно одинаковое с зарубежными аналогами. Но стоит учесть, что большинство наших авиакомпаний приобретают уже бывшие в употреблении лайнеры со всеми вытекающими последствиями. Пока зарубежное аппаратура работает - все отлично, а если случился отказ... либо вызывай зарубежных специалистов, либо отправляйся на таможню. А мы рядом, мы работаем с вами уже сколько лет. Приезжайте - все решим. У нас одни ГОСТы, у нас одна школа, мы все давно знакомы.

- Когда МНПК-2010 появится на рынке?

- Сегодня комплекс проходит испытания. Начать продажи мы планируем в будущем году.

- Как по вашему мнению, комплекс МНПК-2010 получился?

- Есть единственный критерий "получилось или не получилось": сколько комплектов продано. Не похвалено, не одобрено по результатам испытаний, а продано. Вот, например, система БМС-Индикатор, на которую мы получили сертификат в 2007 г. За два года оборудовано более 200 бортов. Для новой системы это очень прилично.

 
Ссылки по теме:
Материал «Новое оборудование от "ВНИИРА-Навигатор"» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: ВНИИРА-Навигатор, Государственное Машиностроительное Конструкторское бюро "ВЫМПЕЛ" имени И.И.Торопова, Ордена Трудового Красного Знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радио аппаратуры, Самолетостроение, МАКС-2009 (в процессе тестирования)