О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании хотят разобраться с таможенным союзом

Действующий в настоящее время таможенный режим временного ввоза, позволяющий авиакомпаниям при ввозе авиатехники получить рассрочку уплаты таможенных пошлин и налогов сроком на 34 месяца, будет отменен с 1 июля 2010 года

Выступление на конференции "Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ" председателя экспертного совета по таможенному регулированию при комитете по бюджету и налогам Государственной думы Наримана Кутлубаева повергло многих делегатов конференции в шоковое состояние. По словам докладчика, действующий в настоящее время таможенный режим временного ввоза, позволяющий авиакомпаниям при ввозе авиатехники получить рассрочку уплаты таможенных пошлин и налогов сроком на 34 месяца, будет отменен с 1 июля 2010 года в связи с созданием единой таможенной территории таможенного союза. В таможенном кодексе союза понятие таможенных режимов заменяется новым понятием таможенных процедур, и часть возможностей, которые ранее предоставлялись российским компаниям, станут для них недоступны.

Для того, чтобы разобраться в деталях новаций, обратимся к российскому таможенному кодексу. Согласно законодательству, таможенный режим временного ввоза подразумевает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов. При этом полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов допускается, если временный ввоз товаров не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации. Очевидно, что ввоз воздушных судов иностранного производства рассматривается как наносящий экономический ущерб, в силу чего к этой товарной группе может применяться частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Данный режим предусматривает, что за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории РФ уплачивается 3% суммы таможенных пошлин и налогов. Срок временного ввоза товаров составляет два года. При этом при выпуске для свободного обращения товаров, в отношении которых применялось частичное условное освобождение, подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов. Однако в отношении товаров, относящихся к основным производственным средствам, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца. Другими словами, авиакомпании при ввозе воздушных судов иностранного производства ежемесячно уплачивали по 3% от суммы таможенных пошлин и налогов на протяжении 34 месяцев, после чего воздушное судно выпускалось в свободное обращение.

В новом документе отсутствует поправка, согласно которой в отношении товаров, относящихся к основным производственным средствам, применяется льготный режим с рассрочкой на 34 месяца. Отсюда следует, что авиакомпании должны будут уплачивать по 3% от суммы таможенных пошлин и налогов на протяжении двух лет, а по истечении этого срока единовременно выплатить оставшуюся часть пошлин, а также проценты с сумм таможенных пошлин и налогов.

Также Н.Кутлубаев уточнил, что все воздушные суда, задекларированные до 30 июня 2010 года, попадают под действие режима временного ввоза в прежнем виде, кроме того, этот режим будет действовать в отношении всех самолетов, ввезенных ранее. Речь не идет о том, что 1 июля авиакомпании должны будут единовременно выплатить пошлины и налоги - они по-прежнему будут пользоваться рассрочкой. "Если наши авиакомпании до 30 июня успеют ввезти хоть 150 самолетов в режиме временного ввоза, они получат этот режим на 34 месяца", - успокоил слушателей Н.Кутлубаев.

Присутствовавшие на конференции руководители российских авиакомпаний не смогли сразу же оценить масштаб проблемы. Генеральный директор Sky Express Марина Букалова рассказала "АвиаПорту", что в текущем году компания должна пополнить свой флот двумя воздушными судами. "Будем стараться успеть (ввезти самолеты - АвиаПорт) до июля", - отметила она, дополнив, что в ситуации необходимо подробно разобраться.

Генеральный директор "Авианова" Владимир Горбунов отметил, что подобные меры могут внести коррективы в планы различных авиакомпаний и в результате привести к оттоку капитала из отрасли. "Важно, чтобы хватило мудрости сохранить переходный период, чтобы авиакомпании, которые запланировали инвестиционные программы, могли скорректировать свои долгосрочные планы", - полагает он. При этом В.Горбунов сетует, что в авиационном бизнесе, где планы развития выстраиваются на годы вперед, столь быстротечное изменение правил игры недопустимо.

Представители компаний, не принимавших участие в конференции, в ряде случаев о новых правилах игры узнавали от корреспондента "АвиаПорта". Один из участников рынка экспрессивно заметил, что "если после вступления новых таможенных правил авиаперевозчикам сразу придется платить, то компаниям наступит конец". Представитель "Аэрофлота" прокомментировал ситуацию более сдержанно: "Нужно осмыслить, чем это может грозить авиакомпаниям. Поскольку сделки структурированы на долгие периоды и поставка воздушных судов размыта по времени, то, что финансировалось под одни условия, может потребовать рефинансирования под другие. Если это действительно так, это повлечет за собой изменения в контрактах, которые заключены на долгий период, с учетом новых таможенных условий". Позиция многих собеседников также сводилась к тому, что необходимо детально разобраться в ситуации.

Впрочем, по мнению заместителя генерального директора "Трансаэро" по внешним связям Дмитрия Столярова, внимательное изучение союзного таможенного кодекса наводит на целый ряд вопросов, среди которых названное изменение условий временного ввоза - не единственная проблема, с которой столкнутся перевозчики. Так, отмечает собеседник, согласно документу установлена предельная продолжительность стоянки транспортных средств для проведения таможенных операций, для воздушного транспорта она не должна превышать три часа. "Даже для широкофюзеляжного лайнера время разворота надо делать не больше полутора-двух часов", - отмечает он. Поэтому допускаемая кодексом трехчасовая задержка может обернуться для перевозчиков существенными убытками. Кроме того, дополнительные вопросы вызывает раздел, регулирующий перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок. Одним из потенциально опасных моментов является ограничение в применении таможенных процедур, относящихся к случаю, когда транспортное средство международной перевозки зарегистрировано на территории государства-члена таможенного союза за лицом государства-члена таможенного союза. "Сегодня регистрация всей линейки иностранных воздушных судов в России невозможна", - констатирует собеседник. В свою очередь, это ограничивает возможности авиакомпаний в период выпуска товаров в свободное обращение в части использования воздушных судов для выполнения международных полетов.

В своем выступлении Н.Кутлубаев неоднократно указал на то, что союзный таможенный кодекс содержит много отсылок к национальному законодательству и широкий спектр вопросов позволяет урегулировать именно национальным законодательством. Таким образом, у авиакомпаний остается возможность до 1 июля не только ввезти нужные воздушные суда, но и обратиться в Министерство транспорта с предложением отстоять позиции перевозчиков перед лицом новой угрозы. Сам Нариман Кутлубаев не без скепсиса оценивает возможность компаний повлиять на ситуацию: по его сведениям, Федеральная таможенная служба занимает достаточно жесткую позицию, настаивая на отмене льгот, связанных с рассрочкой на 34 месяца. Однако без активных действий, включая обращение в профильное министерство, урегулировать проблему в сжатые сроки не удастся, а после 1 июля изменить ситуацию станет вдвойне сложно.

В сложившейся ситуации сложно обвинять авиакомпании в том, что они не ознакомились с проектом документа своевременно и не выработали консолидированную позицию, чтобы отстоять свои интересы. В гораздо более трудное положение переход к таможенному союзу привел авиакомпании Казахстана и Белоруссии. Они в одночасье столкнулись с тем, что отныне при ввозе воздушных судов необходимо уплачивать пошлину в размере 20%. "Для авиакомпаний Казахстана и Белоруссии это стало настоящим шоком!", - констатирует Н.Кутлубаев. Мало кто мог предположить, что Белоруссия, не имеющая собственного выпуска магистральных самолетов, должна защищаться от иностранных авиапроизводителей. Российские авиакомпании, к счастью, получат хотя бы небольшой срок для того, чтобы осознать новый статус в рамках таможенного союза, разобраться с таможенным регулированием и, по возможности урегулировать возникающие проблемы....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка