АвиаПорт.Ru
15 марта 2010, 13:30
Итоги-2009: две трети погибших - погибло в вертолетах!
В 2009 г. показатели аварийности выглядят несколько лучше, чем в 2008 г. Однако если воздушные суда разделить на самолеты и вертолеты, то вертолетные итоги становятся прямо противоположными и далеко нелицеприятными
Если воздушные суда разделить на самолеты и вертолеты, то вертолетные итоги становятся прямо противоположными и далеко нелицеприятными. Вы можете самостоятельно посчитать и сравнить по таблице.
Классификация | Годы | Коммерческая авиация | АОН | |||
Всего | Вертолеты | Всего | Вертолеты | |||
1-2 кл. | 3-4 кл. | |||||
Авиационные происшествия | 2009 | 12 | 7 | 3 | 11 | 2 |
2008 | 13 | 3 | 4 | 12 | 4 | |
Катастрофы | 2009 | 6 | 4 | 1 | 8 | 2 |
2008 | 8 | 3 | 1 | 6 | 2 | |
Погибло | 2009 | 39 | 30 | 4 | 22 | 6 |
2008 | 129 | 22 | 3 | 11 | 5 | |
Аварии | 2009 | 6 | 3 | 2 | 3 | - |
2008 | 5 | - | 3 | 6 | 2 | |
Списано ВС | 2009 | 5 | 1 | 3 | 5 | 2 |
2008 | 9 | 2 | 2 | 7 | 2 | |
Инциденты | 2009 | 820 | 78 | 6 | 21 | 8 |
2008 | 877 | 107 | 11 | 15 | 5 | |
Повреждения на земле | 2009 | 72 | 7 | - | 2 | - |
2008 | 68 | 5 | 1 | - | - |
Вклад вертолетов в общую копилку: АП - 52,2%, катастрофы - 50%, число погибших - 65,6%, аварии - 55,6%, инциденты - 10,9%. При налете втрое меньше, чем у самолетов, вертолеты принесли больше половины всех бед и 2/3 погибших. По сравнению с 2008 г., показатели безопасности вертолетов ухудшились, только по числу погибших на треть. Безобразие! У такого уникального средства, которому в случае отказа или ошибки не требуется ни поступательной скорости, ни ВПП (можно спасти людей), более половины АП вертолетов - катастрофы (из 12 АП 7 - катастрофы). Приведу еще одно косвенное подтверждение необязательности людских потерь в вертолетах: из 7 аварий и катастроф вертолетов 1-2 класса в 2009 г. списан лишь один. 85% вертолетов вернулось в строй, а 30 человек уже не вернешь! Главным "могильщиком" года стали коммерческие вертолеты 1-2 класса (и совсем не Ми-2). Вывод неутешительный. Наши коммерческие операторы, много и красиво рекламирующие свои успехи, вопросами безопасности полетов вертолетов не занимаются. Одновременно с ростом аварийности растет число всевозможных наград "За выдающийся вклад…"!
Несколько слов про АОН. Из материалов заседания: "Особо отмечена необходимость усиления надзора за использованием воздушного пространства, особенно авиации общего назначения". На самом деле доля вертолетов АОН - не столь значительна, в 2009 г. она составила: по АП - 8,7%, катастрофам - 28,6%, числу погибших - 15%, аварий - 0, инцидентов - 8,7%. Ноль в графе аварий означает, что любое происшествие заканчивается катастрофой. Тут не надзирать и запрещать, тут учить нужно!
В целом, уровень безопасности полетов вертолетов недопустимо низкий и продолжает снижаться. Почему? Причин сразу несколько. Приведу лишь одну, ту, что лежит на поверхности. Причина эта - информационная, точнее отсутствие информации. Обратите внимание на графу инциденты: при 10,9% вкладе в общее количество инцидентов, на долю вертолетов приходится 50% катастроф и 65,6% погибших (в 6 раз больше!). Это значит, что вертолетчики скрывают информацию! Аварию или катастрофу скрыть невозможно, а инцидент... На лицо стремление "половить рыбку в "мутной воде"! Чем оборачивается отсутствие информации? В век информационных технологий, когда одно нажатие клавиши позволяет мгновенно "перелопатить" любые массивы цифр, мы узнали, что у нас летают винты-двойники (с одинаковыми номерами) лишь после катастрофы вертолета Ми-8 "ЮТэйр" в Либерии. И не только винты, летают целые "колонии" контрафактных агрегатов...
Парадоксально, автомобилями занимаемся (программа утилизации старых авто, ремни, детские кресла), а про вертолеты забыли. Недавно у нас стало обязательным пристегиваться в пригородных автобусах и маршрутках, а в вертолетах можно не пристегиваться (за границей пассажиры вертолетов пристегиваются, в том числе и самые высокопоставленные).
Кто виноват? Можно ли определить меру ответственности при таком объединенном анализе? Ответ очевиден! Конечно, нет. Поэтому во всем виноват только один человеческий фактор. Вертолетчики летают в жестких условиях, садятся на неподготовленные площадки. Вместо того, чтобы судить экипажи, им помогать нужно. Как помогать? Переоборудованием вертолетов! Вертолеты устарели не только физически, но и морально (основную долю налета приносят "старушки" Ми-8Т). И профилактикой тут не помочь. Нужны кардинальные меры. Смена качества эксплуатации. Нужны комплексные программы с участием специалистов, властей и общественности. Основное направление - обновление парка (модернизация и утилизация старых машин), с упором на системы контроля технического состояния ВС и поддержки пилотов (облегчение рабочей нагрузки), контроля состояния и действий экипажа, обеспечения выживаемости. Кстати, обеспечение выживаемости не ограничивается только специальным оборудованием вертолетов, начинается со школьных занятий по ОБЖ и простирается до современного оборудования центров УВД на малых высотах. Работы хватит всем.
Главный итог года - качество эксплуатации вертолетов не соответствует современным требованиям. Если замена самолетного парка каким-то образом идет, то вертолетный парк продолжал стареть, новые модели вертолетов поставляются почти исключительно на экспорт. Вместе с парком стареет вся система летно-технической эксплуатации. И тут никакие полумеры не смогут переломить ситуацию. Качество эксплуатации наших вертолетов устарело безвозвратно....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции