О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"30 минут полета без масла"?

В преддверии нашей главной вертолетной выставки как только не рекламируют вертолеты. Странно, что главный упор сегодня рекламодатели делают на интригующие "30 минут полета при полной утечке масла в главном редукторе"

В преддверии нашей главной вертолетной выставки как только не рекламируют вертолеты. Странно, что главный упор сегодня рекламодатели делают не на ясные и понятные летно-технические характеристики, вместимость, скорость полета или экономичность, а на непонятные, зато интригующие "30 минут полета при полной утечке масла в главном редукторе". Складывается впечатление, что конструкция настолько хороша, что масло в редукторе не нужно: из Дмитрова до Твери можно долететь и без масла.

По непонятным причинам, двигателем рекламы становится незнание элементарных основ физики. Зачем нужно масло в редукторе? Масло необходимо для смазки и охлаждения трущихся поверхностей деталей редуктора, зубчатых колес, подшипников валов и муфт, а также отвода тепла от стенок корпусов. При этом нагрузка на отдельные детали главного редуктора составляет несколько тонн (на вал несущего винта приходится вся масса вертолета, например, у Ми-8 - это 12 (!) тонн). При таких нагрузках трущиеся "на сухую" (при полной утечке масла) поверхности загорятся. Даже аборигены знали об этом и использовали ежедневно в повседневной жизни, добывая огонь трением, правда, "дерево о дерево", но гораздо быстрее, чем за 30 минут.

А что делать в полете? В случае разрушения корпуса редуктора или нарушения герметичности (работоспособности) масляной системы рассчитывать можно лишь на то, что трещина или пробоина от попадания осколков снаряда окажется как можно выше. Масло останется в поддоне (нижнем корпусе или маслоотстойнике), и смазка будет осуществляться барботированием (разбрызгиванием). Продолжительность работы до разрушения измеряется минутами (очень индивидуально), за которые нужно успеть даже не сесть, а "плюхнуться".

Откуда берется такая реклама? Конечно, можно рассуждать, что появление подобных слоганов - издержки перевода, ошибки маркетологов, незнание конструкции, нагружения или документации и т.д. Но это не освобождает от ответственности. Подобная реклама - опасна! Иллюзии и заблуждения по поводу главного редуктора заканчиваются плачевно. Весть мир убедился в этом на примере катастрофы S-92, когда главный редуктор, "сертифицированный" на "30 минут при полной утечке масла", развалился после разрушения корпуса маслофильтра практически мгновенно. Через 9 минут после падения давления масла в главном редукторе до "0", вертолет пропал с экранов радаров. Погибли люди. Кстати, в какой-то степени пилотов рейса 91 подвела излишняя уверенность в злополучных 30 минутах полета. На деле оказалось, что это не так. Поэтому реклама про "30 минут при полной утечке масла" не столь уж и безобидна, как это может показаться на первый взгляд.

Без масла любой редуктор развалится! Об это нельзя забывать ни в воздухе, ни на земле....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка