Опубликовано: 30.07.2010, 16:27
 

На Фарнборо - за покупками

Лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." подписала контракты и протоколы о намерениях на приобретение 70 самолетов


[image]

Международный авиационный салон, прошедший в Фарнборо 19-25 июля 2010 года, для российских и украинских авиапроизводителей стал наиболее успешным за последние несколько десятилетий с точки зрения объема заключенных сделок по гражданским продуктам. Самолеты МС-21, Ан-158 и Sukhoi Superjet 100 заметно пополнили портфели заказов. Причем для российско-украинского лайнера, международный дебют которого состоялся в Великобритании, ИФК стала стартовым заказчиком. 20 июля, во время проведения пресс-конференции президента ГП "Антонов" Дмитрия Кивы состоялось подписание контракта на поставку 10 самолетов Ан-158, при этом лизинговая компания также взяла опцион еще на 10 машин, общая стоимость сделки оценивается примерно в $500 млн.

Генеральный директор ИФК Александр Рубцов подчеркнул, что сегодня лизингодатель располагает твердыми заказами на 10 самолетов Ан-158 со стороны авиакомпании правительства Москвы "Атлант-Союз", а до конца 2010 года рассчитывает довести число заказов до 60 штук. Всего же, по оценкам ГП "Антонов", рыночный потенциал Ан-158 на ближайшие 20 лет оценивается примерно в 230 бортов. Кроме того, украинский производитель предполагает поставить свыше 300 Ан-148 в различных модификациях.

Сделка с "Атлант-Союзом" на первые десять Ан-158 была анонсирована на МАКС-2009, однако приложения, определяющие техническое лицо самолета, были подписаны несколько позже. Как следствие, окончательно контракт должен быть одобрен правительством Москвы и, по мнению А.Рубцова, это должно произойти до конца лета текущего года. Так же в августе-сентябре лизингодатель рассчитывает перевести подписанные на МАКСе протоколы о намерениях по Ан-148 с рядом авиакомпаний (в их числе "Саратовские авиалинии" и "Владивосток Авиа"). Не исключает А.Рубцов и реализации опциона на поставку Ан-148 со стороны ГТК "Россия".

Однако дальнейшего существенного увеличения портфеля заказов на этот лайнер ИФК пока не планирует. "Сегодня не стоит задача наращивать портфель заказов, потому что... только Ан-148 мы можем пристроить более 130 машин, и при сегодняшних темпах производства... это примерно 10 лет", - с сожалением констатировал гендиректор компании. Поэтому одной из проблем является доведение совокупного объема выпуска самолетов семейства Ан-148 / 158 на авиазаводах в Киеве и Воронеже до 45-50 бортов в год. Сегодня заявленные мощности - 24 штуки в Воронеже и 12 - в Киеве. Правда, также на авиасалоне в Фарнборо Д.Кива сообщил "АвиаПорту", что предприятие рассчитывает в 2011 году выпустить до 12 самолетов, "но, в принципе, мы думаем ежегодное производство довести до 24 самолетов в год", - дополнил он.

Впрочем, скепсис руководителя ИФК в отношении темпов выпуска "Ана" не означает, что портфель заказов на семейство Ан-148 / 158 будет заморожен на нынешнем уровне. Помимо ИФК, продвижением самолета занимаются и другие структуры, которые, правда, несколько отстают с контрактацией лайнеров у производителя. Так в Фарнборо корпорация "Иркут" (на ее базе создается дивизион "ОАК - Коммерческие самолеты", в который войдет и Воронежское акционерное самолетостроительное общество) подписала соглашение с компанией "ВЭБ-Лизинг" на 10 Ан-148. Также, минуя лизинговые компании, самолеты Ан-148 могут поставляться и государственным заказчикам. Как известно, интерес к этой машине проявляет Управление делами президента (УДП) РФ и МЧС. Руководитель УДП Владимир Кожин ознакомился с представленным на авиасалоне Ан-158 и высказал заинтересованность в этой машине. По его мнению, удлиненная версия даже в большей степени соответствует задаче размещения необходимого интерьера, чем базовый Ан-148.

По оценкам Д.Кивы, сертификационные испытания Ан-158 могут быть завершены уже в текущем году, после чего документы будут переданы в Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета. Выполнена примерно половина от запланированного числа полетов, и на момент окончания работы авиасалона генеральный конструктор сказал, что осталось осуществить порядка 50-60 полетов. Примерно в середине 2011 года первый Ан-158 может быть передан заказчику, однако стартовый эксплуатант пока не определен, им может стать и украинская авиакомпания "Аэросвит", и другой перевозчик.

Помимо низких темпов производства самих самолетов, программа Ан-148 испытывает затруднения с темпами подготовки летного состава. И в этом направлении, очевидно, наметился прогресс. Так ИФК подписала соглашение с группой компаний S7 о размещении учебного центра Ан-148 на базе S7 Training в "Домодедово". По существующим сегодня планам, полнофункциональный тренажер Ан-148 разработки компании "Транзас" начнет эксплуатацию уже в текущем году. "Само здание уже построено, площадка готова. Мы рассчитываем, что к концу года тренажер заработает", - подчеркнул А.Рубцов. Отдельно руководитель ИФК подчеркнул, что "без подготовки персонала серьезное продвижение самолетов на рынке невозможно", в связи с чем лизингодатель рассчитывает на то, что новый учебный центр будет вносить весомый вклад в успех всей программы.

Также известно, что в планах ГП "Антонов" остается развитие семейства Ан-148 в сторону создания бизнес-джета с увеличенной дальностью полета (за счет размещения дополнительных топливных баков), такая машина получила наименование Ан-168, а также транспортного Ан-178, который должен получить новый фюзеляж увеличенного сечения и более мощные двигатели. И если к продвижению Ан-168 ИФК уже присоединилась, получив заявки на несколько таких машин, то интерес к грузовому лайнеру со стороны лизингодателя пока не столь очевиден. А.Рубцов подчеркнул, что потенциально машина интересна, "имеет право на жизнь", однако коммерческая эксплуатация самолетов такого типа, как правило, начинается после того, как самолет попадает к перевозчикам, отлетав какое-то время в ВВС. Опыт эксплуатации Ан-12 гражданскими авиакомпаниями, кстати, весьма положительный, показывает, что машины могут приносить прибыль, если достаются эксплуатанту по остаточной стоимости. Поэтому, по мнению директора лизинговой компании, успех программы Ан-178 зависит, прежде всего, от заказа со стороны госструктур.

Если не рисковать, нельзя добиться выдающихся результатов

На авиасалоне в Фарнборо ИФК вошла в число стартовых заказчиков лайнера МС-21, подписав с корпорацией "Иркут" соглашение о намерениях, предусматривающее поставку 28 самолетов МС-21, а также опцион на 22 машины такого типа. Как сообщил журналистам А.Рубцов, в соглашении указаны конкретные модели самолетов (МС-21-200 / -300), определены сроки поставок по годам, а также другие параметры. В каталожных ценах сделка может быть оценена (с учетом опциона) в $3 млрд, однако реальная сумма будет ниже: в соглашении о намерениях особо подчеркивается, что ИФК, будучи одним из первых покупателей, может рассчитывать на специальные скидки.

Говоря об МС-21, А.Рубцов выразил осторожный оптимизм в отношении хода программы создания этого лайнера. "В целом, тот прогресс, который есть в проекте, нас удовлетворяет", - отметил он. Однако руководитель лизинговой компании сразу же оговорился, что в создании МС-21 есть существенные технические риски, из которых важнейший - создание композитного крыла. То обстоятельство, что компания "Аэрокомпозит" (дочернее предприятие ОАК) пока не имеет большого опыта в создании таких конструкций, заставляет внимательно следить за тем, как создается крыло. "Когда прототип крыла будет построен, испытан в соответствующих режимах на прочность, усталость, можно будет сказать, что основные риски программы с точки зрения сроков, стоимости и веса позади. Хотя, конечно, это не единственный риск программы, но он, наверное, основной", - полагает А.Рубцов. При этом он констатировал, что "степень новизны в этом самолете очень большая, что мы приветствуем, потому что только так можно завоевать рынок".

Еще один вопрос, на который руководитель лизинговой компании обратил внимание, это оптимизация диаметра фюзеляжа. Показанный макет салона самолета наглядно демонстрирует преимущества большого сечения: впервые в индустрии ширина прохода между рядами позволит пассажиру разойтись со стандартной тележкой, используемой авиакомпаниями. За счет увеличения объема индивидуального пространства для пассажира создаются весьма комфортные условия, а эксплуатанты смогут получить экономию за счет сокращения времени разворота рейса - выход пассажиров, уборка салона и последующая загрузка будут осуществляться быстрее. Но за это придется неизбежно расплатиться дополнительным весом конструкции. "ИФК считает, что надо еще раз изучить, может быть сделать диаметр фюзеляжа чуть поменьше, уменьшить вес и расход топлива, сделать самолет экономически более привлекательным", - отметил А.Рубцов.

То обстоятельство, что лизинговая компания критически оценивает различные аспекты программы МС-21, вполне естественно. "Наш опыт, а мы участвовали в трех программах создания новых самолетов, показывает, что ни одна программа не заканчивается вовремя, ни один самолет не соответствует рекламным характеристикам и по весу, и по расходу топлива, и по дальности. Но важный элемент этого процесса - насколько существенной будет величина погрешности, ошибки. Если в пределах 1-2% - то это не критично", - подчеркнул А.Рубцов. Однако важно не только удержать на заявленном уровне технические характеристики, но и успеть создать самолет в кратчайшие сроки. "Если разработчикам удастся выйти на рынок вовремя, не позднее 2014-2015 года, как они обещают, то шанс отхватить большой кусок этого рынка, безусловно, велик", - полагает он. Резюмируя, директор ИФК отметил: "Мы для себя решили, что МС-21 - перспективный самолет, он будет занимать важное место в нашей линейке… мы уверены в успехе этой программы, поэтому мы на нее подписываемся. Но я откровенно скажу, что до твердого контракта нам предстоит пройти большую работу и коммерческого, и технического плана. По крайней мере, мы будем готовы серьезный аванс, выделять деньги на постройку самолетов тогда, когда сможем убедится, что основные технические риски этой программы преодолены".

Участие Корпорации "Иркут" в авиасалоне в Фарнборо принесло и другие контракты и соглашения по МС-21. Так малазийская компания Crecom Burj Resources заключила твердый контракт на поставку в 2016-2020 гг. 50 самолетов МС-21-200 и МС-21-300. Соглашения о намерениях на поставку лайнера подписаны с лизинговой компанией "ВЭБ-Лизинг" на 15 бортов с опционом еще на 15 штук, с авиакомпанией Nordwind Airlines на три МС-21 (еще две машины - опцион), а также украинской компанией "Аэросвит - украинское авиалинии" - на пять самолетов. Итого, в портфеле МС-21 твердый контракт на 50 машин, соглашения о намерениях на 51 самолет и опционы - на 39 лайнеров. Кроме того, по словам президента "Иркута" Олега Демченко, в ходе Байкальского экономического форума ожидается заключение сделки с госкорпорацией "Ростехнологии" еще на 50 машин.

Первый раз - в начальный класс

ИФК на протяжении нескольких лет существенное внимание уделяла сегменту региональных перевозок, анализируя возможность лизинга самолетов III-IV класса. Из-за экономического кризиса, который ударил по региональным перевозкам, лишив в ряде случаев местные власти возможности дотировать такие полеты, начатые еще в 2007 году переговоры с производителями авиатехники были приостановлены. Сейчас компания вернулась к выбору самолетов, которые бы могли заменить на внутренних авиалиниях Ан-2, Ан-28, L-410 и Ан-24. К сожалению, выбор крайне узкий: Ан-140 производится с весьма низким темпом, выпуск Ан-38 свернут, "Рысачок" не сертифицирован, судьба Ан-3Т также под вопросом - слишком мало заказов на этот постоянно дорожающий самолет. Не многим лучше ситуация и на мировом рынке. После того, как Bombardier ушел из этого сегмента рынка, а SAAB прекратил выпуск новых гражданских самолетов, предложения стало возможным пересчитать по пальцам: Pilatus, Beechcraft, Let, Viking (запускает в производство обновленный бестселлер Twin Otter), RUAG (предлагает Do 228NG) и чешский Evector (новый проект EV-55).

В настоящее время ИФК направила производителям предложения на поставку, и в сентябре компания рассчитывает подвести итоги неофициального конкурса. Далее, в зависимости от полученных результатов, может быть сделан заказ на машины одного или двух поставщиков. По словам А.Рубцова, совет директоров ИФК утвердил бизнес-план, в котором в ближайшие три года предусмотрено приобретение до 30 турбовинтовых машин в размерности от 10 до 50 кресел. Впоследствии самолеты будут поставлены двум-трем авиакомпаниям, базирующимся в Сибири и на Дальнем Востоке. Названия перевозчиков пока не озвучиваются.

Поднять $300 млн

Помимо ряда сделок и планов, на авиасалоне была озвучена еще одна важная для ИФК новость. После того, как планы по выкупу "Внешэкономбанком" пакета акций, принадлежащего Национальной резервной корпорации, были отменены, лизинговая компания вернулась к активному рассмотрению возможности публичного размещения с целью привлечения нового капитала. Как рассказал журналистам А.Рубцов, соответствующее решение было единогласно одобрено советом директоров. В дальнейшем потребуется и одобрение общего собрания акционеров.

Компания рассчитывает привлечь $300 млн, и половина ценных бумаг дополнительного выпуска будет размещена на российской бирже, а половина - на бирже в Гонконге. По прогнозам руководства ИФК, выйти на отечественный фондовый рынок будет возможно уже в 2010 году, а размещение в Гонконге должно состояться во втором квартале, после получения годовой отчетности. В настоящее время ведется выбор андеррайтеров, идут переговоры с рядом крупных инвестиционных банков. А.Рубцов высказал предположение, что окончательно выбор будет завершен в сентябре. Скорее всего, это будет один из крупных банков Китая, а также российский банк или банки.

Пока не определено, кто из нынешних акционеров будет принимать участие в дополнительной эмиссии, поэтому говорить о распределении акционерных долей пока преждевременно. Однако менеджмент компании рассчитывает, что в дополнительной эмиссии примет участие ВЭБ. В свою очередь, А.Рубцов отметил, что "скорее всего, не будет участвовать ОАК, не будет участвовать НРК, не будет участвовать менеджмент". Таким образом, доли этих акционеров окажутся размытыми, в то время как новые участники могут получить до 20%. "Это пока предварительные оценка. Окончательно будет ясно во время road show, когда мы соберем заявки инвесторов", - уточнил директор ИФК.

 
Ссылки по теме:
Материал «На Фарнборо - за покупками» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Саратовские авиалинии, Элемент, Авиакомпания "Россия", Ильюшин Финанс Ко., Владивосток Авиа, Авиакомпания "Сибирь", , Воронежское акционерное самолетостроительное общество, Научно-производственная корпорация "Иркут", Ан-148, Ан-38, Ан-24Б, Ан-12БК, Ан-2, Объединенная авиастроительная корпорация, АН-12, Ан-158, Ан-28, Рубцов Александр, Ан-140, АН-24, L-410, Bombardier, Северный Ветер, АэроКомпозит, Ростехнологии, Северный Ветер (NORD WIND), Владивосток Авиа (Vladivostok Air), Аэросвит (AeroSvit), МС-21, Государственное предприятие "АНТОНОВ", МАКС-2009 (в процессе тестирования)