АвиаПорт.Ru
10 августа 2010, 21:34
Вертолетные двигатели не добрались до Уфы
ОДК изменила конфигурацию проекта организации серийного производства вертолетных двигателей. Моторы будут собираться не в Уфе, а в Санкт-Петербурге, головным предприятием по проекту становится ОАО "Климов"
"Оборонпром" и ОДК приняли решение сосредоточить серийную сборку двигателей для вертолетов не на ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение", а на ОАО "Климов". Об этом "АвиаПорту" рассказали два источника в оборонно-промышленном комплексе. В ОДК подтвердили эту информацию: "В начальной стадии разработки проекта создания производства вертолетных двигателей в России предусматривалось создание серийного завода полного цикла на базе ОАО "УМПО", - рассказал представитель ОДК. - Однако в процессе подготовки к реализации проекта были изучены все его составляющие (научная, производственная базы, кадры, испытательные мощности). Зарубежный опыт показывает, что сегодня эффективнее работают корпорации, которые для серийного выпуска двигателей широко используют принцип аутсорсинга. В составе ОДК наиболее эффективно данный принцип применяет ОАО "Климов", который к тому же уже имеет сборочно-испытательные мощности для выпуска 300-400 вертолетных двигателей в год. Сейчас ОАО "Климов" реализует проект реконструкции производственных мощностей и совместно с ОАО "УЗГА" активно развивает направление сервисного облуживания вертолетных двигателей, что дополнительно оказало влияние на принятие решения. Поэтому было принято решение об изменении конфигурации проекта: УМПО и МПП им. Чернышева будут производить комплектующие для двигателей, их сборкой будет заниматься ОАО "Климов", который также останется и главной конструкторской базой".
По данным "АвиаПорта", на посту директора программ производства вертолетных двигателей главу УМПО Александра Артюхова уже сменил генеральный конструктор ОАО "Климов" Алексей Григорьев. В ОАО "Климов" и на "УМПО" от официальных комментариев отказались.
Руководство ОАО "Климов" всегда было активным лоббистом программы импортозамещения по двигателям ТВ3-117 и ВК-2500. В конце 2007 года гендиректор предприятия Александр Ватагин заявлял, что позиция "Климова" - "сохранить за собой функцию финишера, организовав дееспособную кооперацию по производству комплектующих". "За счет чего мы ушли от банкротства и сохранили предприятие? Именно за счет финишного продукта. Только зарабатывая на финишной продукции, мы в состоянии выделять пусть недостаточное, но минимальное финансирование на разработку ВК-800, на разработку ТВ7-117В, на работу по РД-33ОВТ и даже на РД-33МК", - говорил А.Ватагин.
В 2006-2007 годах "Оборонпром" вел переговоры о покупке 51% ОАО "Мотор Сич", но в августе 2007 года тогдашний глава "Оборонпрома" Денис Мантуров заявил о прекращении переговоров. Эксперты полагали, что в сделке больше была заинтересована российская сторона, но "Оборонпром" не смог договориться о цене. Параллельно с этими переговорами Министерство промышленности и Минобороны РФ выбирали площадку под создание российского производства вертолетных двигателей. За право стать головным предприятием по выпуску вертолетных двигателей несколько лет боролись "Климов" и ММП Чернышева, и в 2007 году "Оборонпром" рассматривал другую производственную схему: финальную сборку двигателей ВК-2500 и ТВ3-117 предполагалось сосредоточить на ММП Чернышева, а за ОАО "Климов" закрепить функции разработки и сопровождения. Однако в конце марта 2009 года на пост директора программ производства вертолетных двигателей был назначен гендиректор УМПО Александр Артюхов, "Оборонпром" объявил о намерении оставить за Петербургом только конструкторскую компетенцию, а основные мощности по финальной сборке сосредоточить в Уфе.
В апреле этого года А.Артюхов рассказывал "АвиаПорту", что в 2010 году на УМПО "в соответствии с приказом Минпромторга России должно быть освоено производство ремонтно-групповых комплектов для ТВ3-117 и ВК-2500". "Что касается производства вертолетных двигателей в Уфе, то в настоящее время эта программа формируется: мы ориентированы не просто на серийное тиражирование ТВ3-117 и ВК-2500, мы нацелены на перспективный двигатель, целую гамму двигателей - для скоростного вертолета, для перспективного военного вертолета, на локализацию производства двигателей ведущих мировых производителей", - пояснял глава УМПО.
Также известно, что с конца 2009 года ОДК вела переговоры с Turbomeca по локализации производства в Уфе двух двигателей - Arrius и Ardiden для комплектации российских вертолетов, а также с Pratt & Whitney - по мотору PW-127 для вертолета Ми-38. В ОДК "АвиаПорту" сегодня пояснили, что "планы по совместному с французской компанией Turbomeca производству двигателя Arrius и Ardiden на ОАО "УМПО" сохраняются", но "степень локализации еще является предметом переговоров". Что же касается возможного партнерства с Pratt & Whitney, то "в связи с наличием в модельном ряду ОДК двигателя ТВ7-117В и проведением по нему активных работ, локализация производства в Уфе двигателя PW-127 не рассматривается", отмечают в ОДК.
Вместе с тем, на сегодняшний день ОАО "Климов" - единственное предприятие в России, у которого есть опыт финальной сборки двигателей серии ТВ3-117. "Мотор Сич" поставляет "Климову" двигатель без насосов, агрегатов, системы управления, - но выпуск и установка всех этих комплектующих (около 30% всего двигателя) осуществляется на "Климове". В конце декабря 2009 года проектный комитет ОДК одобрил проект "Климова" по строительству нового конструкторско-производственного комплекса с высвобождением площадок, расположенных недалеко от центра Петербурга. Возможно, решение ОДК передать финальную сборку под Петербург связано еще и с тем, что проект не потребует существенных затрат со стороны государства: 4 млрд.рублей, которые необходимы для строительства нового производства в пригороде Петербурга, могут быть привлечены за счет высвобождения и продажи двух площадок "Климова". При этом УМПО загружено серийным выпуском АЛ-31ФП на экспорт, кроме того, в этом году должны начаться серийные поставки "изделия 117С" для Су-35, предназначенных для ВВС РФ.
Эксперты положительно оценивают планы о развертывании серийного производства двигателей в Санкт-Петербурге. "Решение назначить ОАО "Климов" головным предприятием по выпуску вертолетных двигателей - это возвращение к здравому смыслу со стороны ОДК. Подобной тематикой должно заниматься предприятие, у которого наработана соответствующая компетенция, культура проектирования и производства", - говорит заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции