Опубликовано: 14.09.2010, 12:17
 

Перетягивание Ан-148


[image]

ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" (НПК "Иркут") должна стать эксклюзивным продавцом регионального самолета Ан-148 авиакомпаниям, лизинговым компаниям, госорганам и другим структурам - об этом говорится в материалах, подготовленных к заседанию правления ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК). Два источника в ОАК подтвердили "АвиаПорту", что на правлении материал пока не рассматривался. Тем временем лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко.", держатель крупного пакета контрактов на этот самолет, не намерена отказываться от продвижения лайнера на рынок.

Реализация программы создания и продвижения на рынок регионального самолета Ан-148-100 исторически связана с деятельностью лизинговой компании ИФК, которая в начале 2000-х годов осуществляла оперативное управление Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ВАСО). Как известно, в 2002 году авиазавод оказался в критическом положении, выпуск новых самолетов прекратился (последний новый Ил-96 построен в 1999 году), и деятельность предприятия свелась к выполнению ремонтов самолетов Ил-86 и Ил-96. В октябре 2002 года лизинговая компания получила в доверительное управление контрольный пакет акций (56,3%) ОАО "ВАСО", и приступила к финансовому оздоровлению предприятия и формированию портфеля заказов. Одним из важных пунктов в стратегии развития предприятия было освоение нового продукта, и ставка была сделана на находящийся в разработке Ан-148. К 2005 году, когда акции были изъяты из управления, ИФК сформировала портфель заказов (включая твердые контракты и протоколы о намерениях) из 20 Ил-96 и 53 Ан-148. Однако и впоследствии, после вхождения в состав ОАК, обе компании продолжили взаимодействие. Так, ИФК передала в лизинг построенные на ВАСО самолеты Ил-96-400Т для авиакомпании "Полет", Ан-148-100В для ГТК "Россия", также лизинговая компания участвовала в исполнении контракта на поставку Ил-96-300 для авиакомпании Cubana, а также для специального летного отряда.

В отсутствие в составе ОАК структуры, ответственной за управление программой Ан-148, ИФК де-факто приняла на себя функции, которые впоследствии были названы "оперативным управлением" - обеспечивала не только оказание финансовых услуг, но и занималась маркетингом, продажами, послепродажным обслуживанием, закупкой комплектующих для самолета, взаимодействием с государственными структурами. Выполнение этих непрофильных для лизингодателя функций преследовало цель обеспечить создание рыночного продукта, отвечающего требованиям заказчиков.

Однако по мере формирования новой структуры ОАК, предусматривающей наличие трех бизнес-единиц, происходит переформатирование управления проектами. Еще до создания бизнес-единицы "ОАК - Коммерческие самолеты", было образовано ООО "Управляющая компания "ОАК - Гражданские самолеты", которое приняло на себя ряд функций по реализации гражданских самолетостроительных программ Ан-148, Ту-204 и Ил-96. В дальнейшем гражданская тематика была сконцентрирована под управлением НПК "Иркут". "В связи с решением об образовании бизнес-единицы "ОАК - Коммерческие самолеты", всем гражданским сектором (кроме программы SSJ-100 - "АвиаПорт"), включая производство Ан-148, занимается НПК "Иркут", - напомнил вице-президент ОАК Александр Туляков. При этом он заявил "АвиаПорту", что "лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." как занималась маркетингом, лизинговыми продажами и продвижением на рынок Ан-148, так и будет заниматься всеми этими вопросами. НПК "Иркут" может осуществлять поставки Ан-148 напрямую, либо через другую лизинговую компанию, но это ни в коей мере не должно ущемлять права ИФК".

В свою очередь, в ИФК "АвиаПорту" заявили, что "никаких официальных документов от "Иркута" относительно передачи функции продаж не получали". "Иркут" может реализовывать самолеты напрямую, но "ИФК" - профильная лизинговая компания, имеющая опыт поставок и обслуживания гражданских самолетов", - пояснил официальный представитель лизинговой компании Андрей Липовецкий.

Новая инициатива "Иркута" (автором документа источники "АвиаПорта" называют вице-президента дивизиона гражданской техники НПК "Иркут" Владимира Смолко, однако сам В.Смолко от комментариев отказался), по сути, должна зафиксировать новую конфигурацию управления программами. За производство и сбыт отвечает бизнес-единица "ОАК - Коммерческие самолеты", а лизинговые компании, в том числе и ИФК, предоставляют своим клиентам только финансовые услуги. В целом, это соответствует мировой практике - ведущие лизингодатели не занимаются в качестве "общественной нагрузки" выстраиванием цепочки поставщиков комплектующих или выбиванием средств на техническое перевооружение. Однако в случае с программой Ан-148, важно обеспечить "бесшовную" передачу опыта, наработанного специалистами ИФК, в новую управляющую структуру.

В то же время, перед управленцами, в какой структуре они бы ни находились, стоит задача выйти на темп производства, обеспечивающий выход программы в целом на безубыточность. Для этого ВАСО необходимо завершить программу технического перевооружения (в предыдущие годы она финансировалась лишь частично) и добрать основных производственных рабочих. Логично предположить, что финансово успешная корпорация "Иркут" сможет привлечь заемные средства на эти цели (в отличие от находящегося в сложной ситуации ВАСО), в то время как авансы, которые может внести любая лизинговая компания, могут быть использованы только по назначению - на строительство новых самолетов, а не на затыкание дыр в производстве.

Еще один вопрос, который вытекает из презентации, связан с привлечением к финансированию продаж Ан-148 новых лизинговых компаний. Как известно, во время авиасалона "Фарнборо-2010" НПК "Иркут" подписала соглашение с лизинговой компанией "ВЭБ-Лизинг" на поставку десяти "Анов", а финансировать поставку Ан-148 авиакомпании "Полет" будет лизинговая дочка "Сбербанка". Активный выход на рынок лизинговых компаний, являющихся дочерними структурами крупнейших государственных банков, создает в этом сегменте рынка конкуренцию, которую авиакомпании могут только приветствовать. Но в любом случае, позиции по продаже Ан-148 у ИФК, обладающей помимо портфеля твердых контрактов набором меморандумов о намерениях и предконтрактных соглашений, остаются уверенными.

 
Ссылки по теме:
Материал «Перетягивание Ан-148» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Авиакомпания "Россия", Ильюшин Финанс Ко., Авиационный Комплекс имени С.В. Ильюшина, Воронежское акционерное самолетостроительное общество, Научно-производственная корпорация "Иркут", Ан-148, Отраслевое агентство "АвиаПорт", Ил-96-300, Объединенная авиастроительная корпорация, Ил-86, SSJ-100, Ил-96-400Т, Туляков Александр, АН-148-100В, Самолетостроение (в процессе тестирования)