О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"День науки" для юных авиаторов

В минувшие выходные несколько ведущих ВУЗов Москвы провели масштабное мероприятие для школьников - "День науки". Московский авиационный институт не остался в стороне

В минувшие выходные несколько ведущих ВУЗов Москвы провели масштабное мероприятие для школьников - "День науки". Московский авиационный институт не остался в стороне, и все желающие - около полутора тысяч человек - получили уникальную возможность проникнуть на территорию этого режимного учреждения. Гостей встретили представители кафедр института, и после вступительной речи ректора Анатолия Геращенко школьники в сопровождении специалистов разошлись по экскурсиям по корпусам различных факультетов.

Наибольшей популярностью пользовался факультет "Авиационная техника". Даже самый заядлый двоечник не устоит перед искушением посмотреть, как выглядит самолет изнутри. А здесь еще можно все потрогать руками. Самые разные самолеты: пассажирские, военные, спортивные, гидросамолеты - стоят в ангарах, разрезанные на части, а иногда и целиком. Под потолком висят планеры. Вдоль стены вытянулся Як-40, прямо от его фюзеляжа начинаются ряды парт. Так и учатся студенты - под крылом самолета.

Рядом расположены токарные мастерские. Изучив науку на практических примерах, студенты приступают к делу - пробуют самостоятельно вытачивать детали. Каждый "маевец" обязан попробовать резать металл, сделать несколько шагов по пути, по которому развивалась авиация со времен создания первых самолетов.

Но даже в механической обработке не обошлось без "высоких технологий". Гордость кафедры самолетостроения - 3D-принтер, позволяющий формировать любые детали из металлической стружки. Для него не проблема сделать сложнейшие трехмерные образцы: сотрудник демонстрирует трехчленную ленту Мебиуса. Но самое главное - прибор позволяет делать детали для реальных опытных самолетов, выдерживающих все стандарты прочности.

Перед конструктором любого нового летательного аппарата всегда стоят два вопроса: сможет ли он летать, и смогут ли его пилотировать? Создавая очередную модель, студенты должны это учитывать. Для ответа на первый вопрос в институте есть пять аэродинамических труб: дозвуковая, сверхзвуковая и три учебных. В них можно проверить аэродинамические свойства любой части самолета. А вот с пилотированием сложнее - очень немногие проекты доводят до стадии создания реального экспериментального самолета. Поэтому сидеть за штурвалом новой модели приходится на пилотажном стенде. Зато картинка во всю стену - не чета флайт-симуляторам.

Отдельно стоит сказать про полеты. Принято считать, что МАИ - кузница высококвалифицированных "нелетающих" кадров для авиации. Большая часть образцов современной (стоящей на вооружении или в эксплуатации у авиакомпаний) авиационной и ракетно-космической техники создана под руководством и при непосредственном участии выпускников МАИ. Но как может строить самолеты человек, который ни разу в жизни не сидел в кабине самолета или вертолета, не почувствовал радости и трепета управления стальной махиной, которую он создал? Поэтому для студентов факультета "Авиационная техника" предусмотрена летняя летная практика. Как говорят сами студенты, ради этих десяти дней на аэродроме стоило поступать в МАИ. Летная практика состоит из изучения приборной части конкретного типа самолета и нескольких летных часов. В будущем, выпускник сможет получить соответствующее свидетельство и вводиться в состав экипажа в качестве бортинженера. Так что путь в небо открыт для всех.

В ангаре вертолетной кафедры стоит две винтокрылых машины практически в полной сборке. Честно отслужившие свой срок в авиации Ми-2. В лабораторных комнатах впечатляет множество различных видов лопастей. Есть совершенно необычные по форме. А уж про композитные материалы сотрудники кафедры могут рассказывать вечно.

Создание экспериментальных моделей вертолетов - дело очень затратное. Студентов к нему не допускают. Но свои знания и чудеса конструкторской мысли они проявляют, работая в студенческом конструкторском бюро. Там разрабатываются малоразмерные дистанционно-пилотируемые вертолеты. "Оперившиеся" молодые конструкторы на дипломную практику приходят на Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля.

Освоение космоса - одно из показательных направлений развития государства. Конечно, и здесь оставили свой след "маевцы". Аэрокосмический - знаменитый шестой факультет МАИ, который окончили многие наши летчики-космонавты. В его лабораториях немало "космических" агрегатов: части двигателей, уникальные сегменты обшивки, катапульты, скафандры. Многие элементы оборудования создаются с применением знаний на стыке нескольких наук. Поэтому МАИ тесно сотрудничает с различными НИИ, изучающими свойства материалов. Кстати, в институте есть промышленный томограф. Он позволяет рассмотреть "внутренности" любого агрегата. Нарушения в структуре материала или геометрические трансформации видны как на ладони. Это экономит силы и средства на проверке и "обкатке" деталей.

Студенты аэрокосмического факультета воплотили в жизнь мечту многих писателей-фантастов прошлого века. Они могут своими руками сконструировать аппарат и запустить его в космос. Первые студенческие спутники выводились на орбиту еще в 70-х годах. По сей день здесь идут разработки малогабаритных и наноспутников.

Трудности есть у всех. И МАИ не исключение. Конечно, стало бы легче с увеличением финансирования космических исследований и экспериментальной авиации. Но сотрудники - фанаты инженерного ремесла. За рассказами о самолетах и спутниках чувствуется огромная любовь к своему делу, институту. Ведь в переводе с французского инженер - значит изобретатель, творец - самая замечательная профессия.

Хочется верить, что такой "День науки" поможет старшеклассникам ответить на серьезный вопрос "кем быть?", и те, кто примут решение связать свою жизнь с авиацией, не пожалеют о выборе....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка