Источник: Евгений Матвеев // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 22.10.2010, 14:35
 

Кто или что "разбудит" вертолетостроителей?


Ситуация. Несмотря на то, что расстановка сил в мире вертолетов постоянно меняется, до недавнего времени безоговорочным лидером оставались США. Однако в последнее время в соперничестве вертолетостроителей Америки и Европы американцы терпят одно поражение за другим. На смену единоличному лидерству пришла двух полюсная система, в которой Европа превратилась в достойного конкурента, способного обойти старшего брата. США, напротив, постепенно растеряли свои лидирующие позиции. За последние 20 лет - ни одной новой программы. Отрасль занималась исключительно программами SLEP - продления жизненного цикла, модернизации и ремонта (Вам это ничего не напоминает?). Все попытки запуска новых проектов превратились в перерасход средств, затягивание сроков, претензии заказчиков и другие проблемы, которые, в конечном итоге, привели к закрытию программ. Начиная с 2004 года, "черный" список пополнили: разведывательно-ударный вертолет Sikorsky Aircraft Corp. RAH-66 Comanche; разведывательный - Bell Helicopters ARH-70A; президентский - Lockheed Martin/AgustaWestland VH-71; поисково-спасательный вертолет боевых действий Boeing CSAR-X… Единственный "свет в окошке" - преобразуемый Bell-Boeing V-22 Osprey, который поступил на вооружение через 25(!) лет разработки, в 2007 году. Его предшественник Boeing AH-64A Apache появился в 1986 году. За 11 лет - ни одного нового вертолета! В целом, по данным Пентагона, на 95 основных военных программ перерасходовано $295 млрд, а задержка сроков в среднем составила два года. Нужно отметить проблемы и у гражданских вертолетных программ (Bell417, Bell427, ВА609 и др.), которые менее масштабны, но не менее болезненны для самолюбивых "янки". Несмотря на то, что европейцы серьезно потеснили американцев, положение не критическое. Исполнительный директор американского вертолетного общества выразился довольно красноречиво: "Они не впереди нас, но и не сзади". И тем не менее, подобная ситуация не может не вызывать серьезную озабоченность одних и интерес других.

В чем успех европейцев? Основа успеха европейской стратегии - в инновациях, точнее в темпах и объемах воспроизводства вертолетных новаций. Европа предлагает вертолетную продукцию и услуги, в которых реализованы последние достижения техники и технологий, и которые могут обеспечить максимальную ценность для заказчика, с точки зрения использования по назначению. Более того, инновации закладывают основы будущих успехов. Каждое новое достижение - это дверь в будущее. Производители стремятся уже сегодня соответствовать завтрашним запросам заказчиков. Каждые два года лидер мирового вертолетостроения Eurocopter выдает новую программу, ежегодно - новый вертолет, новый вариант или демонстратор. Наглядный пример ЕС175. Через 4 года после начала работ ЕС175 выполнил свой первый полет. По замыслу, новый "семитонник", который должен занять место между семействами Dauphin/155 и Super Puma, вобрал все предложения заказчиков и адаптирован к последним требованиям еще на этапе разработки.

За счет чего? Начиная с 2008 года, европейские вертолетостроители удвоили расходы на НИОКР, в этом году этот процесс продолжился. Для сравнения, если в 1984 году Пентагон затратил непосредственно на вертолетную науку и технику $251 млн и $7,9 млрд на научные исследования и развитие, то в 2009 году - $115 млн и $2,3 млрд соответственно, в 2010 году научно-технический бюджет Минобороны сократился еще на $5 млн.

Основные новации европейцев сосредоточены в четырех направлениях: повышение безопасности полетов; совершенствование летно-технических характеристик; снижение расходов на эксплуатацию и экология. Цель европейских вертолетостроителей - соответствовать самым высоким стандартам в области назначения, ЛТХ, затрат, универсальности и безопасности полетов. Еще одна тенденция - это кооперация с Востоком. Несмотря на удаление, программа ЕС175 (в кооперации с КНР) сумела преодолеть разницу культур и все сложности сближения Европы и ЮВА. Сближение Европы и ЮВА - еще один повод, чтобы серьезно задуматься для вертолетостроителей Америки. Можно проспать ЮВА (и не только ЮВА). Кстати, SLEP - почти sleep (англ. - спать). Американское вертолетостроение "дремлет"?!

Кто или что разбудит американских вертолетостроителей? В конце прошлого года Пентагон обратился к своим ведущим вертолетостроителям с призывом образовать вертолетостроительный консорциум. Консорциум - временное объединение (соглашение) самостоятельных предпринимательских структур ради повышения технической и коммерческой конкурентоспособности своей продукции в реализации конкретных проектов по национальной безопасности, повышению престижа страны и технического превосходства. Пентагон призвал создать вертолетный консорциум, как механизм продвижения научных исследований и передовых вертолетных технологий. По мнению американцев, Vertical Lift Consortium (VLC) - важнейший шаг к возращению государственных и частных инвестиций в вертолетную науку и технологии. Создание консорциума - стремление вернуть вертолетостроительной индустрии лидирующие позиции по инвестициям, которые были два десятилетия назад, и расширить круг участников. По замыслу, VLC - это клуб промышленников, участие в котором охватывает от крупных производителей вертолетной продукции до небольших научно-исследовательских лабораторий и подразделений производителей иностранных вертолетов, таких как AgustaWestland North America и EADS North America. Двери к участию в консорциуме открыты для академий, ассоциаций и небольших компаний (не вертолетной продукции), для которых участие в консорциуме повышает шансы на успех в контрактах вне зависимости от федеральных правил закупок.

Конечно, консорциум не сможет сразу решить все проблемы. Но это важный шаг к возрождению инвестиций, государственных и частных, в науку и технологии вертолетостроения после окончания холодной войны. Американцы даже слоган звучный придумали: "Обратно в будущее".

Положение в мире вертолетов за последние 20 лет настолько изменилось, что вызвало неподдельную тревогу в самых высоких кругах Америки. США не только обеспокоены, но и предпринимают усилия для возвращения лидирующих позиций. Два раза в одну реку не войти, и прошлых позиций не вернуть. И, тем не менее, шансы для разгона вертолетной отрасли, в котором она так нуждается, есть. Вопрос, уйдет ли Америка в отрыв? Это не известно, но известно, что мы все выиграем от такого роста активности.

Стратегия объединения. Когда на первый план выходит тесное международное сотрудничество объединенных производителей и правительств, нужно четко определить собственные позиции и стратегию развития. Мы пошли по пути создания многопрофильной компании (корпорации) с диверсификацией бизнеса в наукоемких отраслях промышленности (в том числе вертолетостроения) и высоких технологий. И уже прозвучали громкие заявления. Однако для реализации амбициозных планов по завоеванию места на "новом" рынке вертолетов одного объединения мало, нужны новые вертолетные технологии. Для внедрения новаций необходимы средства. Проблема в том, где взять средства, которые можно вложить в развитие. Для привлечения средств нужна новая национальная идея (старая советская идея - дешевый вертолет постепенно исчерпает себя), подкрепленная уверенностью заказчика, что его "не бросят" в эксплуатации. Будущим инвесторам нужно грамотное использование и цивилизованная защита. Чтобы инвестиции пошли в российские вертолетные технологии, кроме профессионалов, необходима нормальная работа судов, милиции… а не телефонного права. Круг замыкается. Как невозможно построить коммунизм в отдельно взятой стране, так и нельзя добиться роста отдельной отрасли, пусть даже столь успешной как вертолетная.

Вертолетную отрасль смогут разбудить только инновации! Работы у вертолетостроителей много (необходимость приблизится к эффективности самолетов; соответствие запросам заказчиков; инвестирование в научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу, испытания и оценку; привлечение средств из самых разных источников, и не только государственных…). "Хватит почивать на лаврах". Победит тот, кто будет производить инновации быстрее и больше. Мир вертолетов развивается столь стремительно, что через 10 лет появятся новые технологии, о которых сегодня мы даже не подозреваем. Не ждать на берегу погоды, смелее отправляться в плавание по бескрайнему морю вертолетных новаций.

 
Материал «Кто или что "разбудит" вертолетостроителей?» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Самолетостроение, AgustaWestland, Научно-производственное предприятие Спецавиа (в процессе тестирования)