Источник: Алиса Грицкова, Олег Пантелеев // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 27.10.2010, 21:43
 

"Аэрофлот" выходит на тропу штрафов


Топ-менеджер "Аэрофлота" сегодня сделал заявление о возможности очередного переноса сроков поставки Sukhoi Superjet 100 и намерении авиакомпании предъявить поставщику штрафные санкции. Впрочем, так как проект поддерживается на высоком правительственном уровне, маловероятно, что авиаперевозчик действительно серьезно накажет производителя.

Заместитель гендиректора ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" по финансам и инвестициям Шамиль Курмашов сегодня заявил, что до конца 2010 года авиакомпания может и не принять первые региональные самолеты Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100), так как они не соответствуют оговоренным контрактом характеристикам, и намерена выставить штрафные санкции их производителю - ЗАО "Гражданским самолетам Сухого". "Нет, они не готовы. Они могут нам поставить в декабре два самолета, но это будут самолеты, не соответствующие требованиям "Аэрофлота", и их нужно дорабатывать", - подчеркнул Ш.Курмашов в кулуарах Саммита финансовых директоров, организованного Институтом Адама Смита. По словам представителя "Аэрофлта", для этих самолетов в настоящее время нет тренажеров и нет пилотов, и они "не соответствуют летным характеристикам "Аэрофлота".

"Аэрофлот" стал занимать более жесткую позицию по отстаиванию своих интересов, в том числе и в судебном порядке, после прихода в авиакомпанию нового генерального директора Виталия Савельева: перевозчик теперь чаще прибегает к помощи юристов. В частности, один из исков был подан летом к правительству Москвы. Тогда авиакомпания требовала возмещения ущерба, ссылаясь на сокращение пассажиропотока из-за транспортного коллапса, пока было перекрыто Ленинградское шоссе. Помимо "ГСС", в числе ответчиков за задержку в поставке авиалайнеров может оказаться и Boeing - см. врезку.

Вместе с тем маловероятно, чтобы "Аэрофлот" возложил серьезные санкции на ЗАО "ГСС" за задержку поставок, поскольку проект SSJ 100 поддерживается в правительстве РФ на самом высоком уровне. Сегодня же российский вице-премьер Сергей Иванов отреагировал на сообщения о возможных задержках поставки SSJ-100, заявив, что первые самолеты будут переданы еще в 2010 году. Кроме того он добавил, что "мир не рухнет, и "Аэрофлот" тоже", если поставки задержатся до начала 2011 года. Оговорка С.Иванова насчет 2011 года - не единственная, в течение 2010 года ряд высокопоставленных сотрудников ОАК высказывали сомнения относительно того, что перенос поставок на декабрь 2010 года не последний. При этом никто из них не взял на себя смелость сообщить это авторизовано.

Впрочем, если сдвиг срока поставки первых машин на месяц-другой не слишком критичен для национального перевозчика, то его характеристики для авиакомпании принципиально важны. В СМИ со ссылкой на внутренние документы "Гражданских самолетов Сухого" сообщалось, что лайнер SSJ-100/95B потяжелел почти на три тонны, что привело к увеличению потребления топлива. Как следствие, указывают журналисты, до 2200 км сократилась дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой. В пресс-службе ГСС парируют, что масса конструкции действительно увеличилась, но не так значительно, в то же время на три тонны возрос максимальный взлетный вес, и это позволило сохранить дальность полета на уровне заявленных 3048 км.

Как бы то ни было, "Аэрофлот" не может предъявлять претензии к производителю только на основании публикаций в СМИ. Официальным документом, на основании которого можно судить о выполнении контрактных обязательств по характеристикам, является карта данных в сертификате типа, а этот документ пока производителем не получен. Равно как и претензии по срыву сроков поставки могут иметь место после того, как назначенный срок истечет.

"Аэрофлот" также намерен выставить штраф в размере свыше $100 млн компании Boeing за просрочку поставок самолетов Boeing 787 Dreamliner. Boeing неоднократно откладывал начало поставок серийного самолета заказчикам - с зимы-весны 2009 года на четвертый квартал 2010 года, а затем - на середину первого квартала 2011 года. Первые машины получит японская авиакомпания All Nippon Airways. "Аэрофлот" заказал 22 таких лайнера, поставки самолетов должны были начаться в 2014 году. Ш.Курмашов отметил, что штрафы за срыв сроков поставки Dreamliner "перевалили за $100 млн". "Это накопившаяся сумма, которая может быть предъявлена при стечении определенных условий, прописанных в контракте", - подчеркнул он.

 
Ссылки по теме:
Материал «"Аэрофлот" выходит на тропу штрафов» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Иванов Сергей, Аэрофлот - российские авиалинии, Гражданские cамолеты Сухого, SSJ-100, Объединенная авиастроительная корпорация, Курмашов Шамиль , Аэрофлот (Aeroflot) (в процессе тестирования)