О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорты озаботились экологией

27-28 октября 2010 г. в гостинице "Новотель" состоялась 38-я международная конференция "Аэропорты и окружающая среда"

27-28 октября 2010 г. в гостинице "Новотель" (аэропорт "Шереметьево") состоялась 38-я международная конференция "Аэропорты и окружающая среда". В конференции приняли участие руководящие работники аэропортов и аэропортовых служб, предприятий, производящих аэродромную технику, представители федеральных авиационных властей и проектных организаций. Среди зарубежных участников конференции - делегации из Белоруссии, Латвии, Казахстана, Мальты, Украины, Узбекистана, Финляндии, Франции и др. В этот раз выставки аэропортового оборудования на открытой площадке перед гостиницей не было, однако с информацией о новинках производителей можно было ознакомиться на стендах в холе гостиницы. Свою продукцию презентовали компании-производители и дистрибьюторы: "Авиатехснаб", "БиЭйВи", Aerospase, ОАО "Азовобщемаш", Las-1, "Белстатс", ООО "Попутный ветер", АО "Транс тех", CAVAG, Elsag Datamant, ЗАО "Рошальский химический завод "Нордикс" и др., - многие из которых были уже хорошо знакомы участникам встречи по прошлым выставкам и конференциям.

Работа конференции проходила в трех секциях: "Экологическая безопасность", "Аэропорт и город - путь к безопасному соседству" и "Что такое санитарно-защитная зона (ССЗ) аэропортов". В большинстве докладов прозвучала озабоченность урбанизацией территорий вблизи аэропортов, что вызывает трения между городскими властями и администрацией аэропортов. С одной стороны, такое соседство мешает развитию аэропортов и ограничивает их пропускную способность. С другой стороны, аэропорты, а также авиаремонтные предприятия, оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Взлетающими самолетами в атмосферу выбрасываются тысячи тонн вредных выхлопных газов: CO2, NOx, SOx . Отсутствие защитных сооружений приводит к бесконтрольному сливу вредных жидкостей в почву и отравлению грунтовых вод. Поскольку разросшиеся города от аэропортов не отодвинешь, приходится искать компромиссы и принимать взаимоприемлемые решения.

Беспризорная экология

Государственная политика в области авиационной экологии объектов гражданской авиации основывается на контроле состояния окружающей среды при функционировании объектов и проведении природоохранных мероприятий как предупредительного, так и защитного характера. Контролем экологического состояния предприятий и объектов гражданской авиации сегодня занимаются территориальные органы Ростехнадзора и Роспотребнадзора.

По заключению Авиационного экологического центра ГосНИИ ГА, в положениях Минтранса, Ространснадзора и Росавиации отсутствуют основополагающие функции, от решения которых зависит, обеспечение экологической безопасности авиатранспортных процессов, хотя приоритетом для государств в области гражданской авиации, по мнению международной организации ICAO, членом которой является и Россия, является государственная поддержка только двух направлений: безопасности полетов и авиационной экологии. Прошедшая в сентябре 2010 года 37-я сессия ассамблеи ICAO подтвердила необходимость проведения работ в области авиационной экологии. К сожалению, Рекомендации ICAO в области авиационной экологии Россией не исполняются, собственные документы практически не разрабатываются и их гармонизация с международными требованиями не планируются.

Существующая в стране методическая база по расчету и учету воздействия неблагоприятных внешних факторов при летной и наземной эксплуатации воздушных судов, их технического обслуживания и ремонта разработана более 20 лет назад. За это время появилась новая авиационная техника, изменилась технология обслуживания, используются другие материалы и спецжидкости.

Сегодня определенные надежды на улучшение ситуации связываются с запланированными работами в рамках реализации Климатической доктрины РФ по инвентаризации источников и снижению выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ.

Шумим!

Проблема снижения авиационного шума остро стоит перед авиаторами с первых дней существования реактивной авиации. В современной гражданской авиации одной из важнейших технических проблем является снижение шума самолетов на местности до величины, обеспечивающей самолету конкурентно необходимый уровень акустических характеристик. До последнего времени этот уровень определялся действующими международными нормами ICAO (приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации) на предельно-допустимые уровни шума самолета в контрольных точках на местности. Нормы главы 3 распространяются на все магистральные самолета, сертифицированные до 2006 года, а нормы главы 4, которые жестче норм главы 3 на 10EPNдБ в сумме по трем контрольным точкам на местности, распространяются на самолеты, сертифицированные после 1 января 2006 года.

Какую угрозу представляет авиационный шум для человека? По данным Всемирной организации здравоохранения, человек не при уровне шума не может отдыхать при уровне шума более 40 дБ. Шум, превышающий 65 дБ, приводит к беспокойству. Постоянный шум в 80-100 дБ уже опасен для здоровья. Громкость звука выше 120 дБ может привести к повреждению слуха, а в 130-140 дБ - превышает болевой порог и ведет к баротравме, разрушению органов слуха. Уровень звука 180 дБ и выше может оказаться смертельным. По мнению экспертов, в 2006 году 20 млн людей, проживающих вблизи аэропортов (без учета граждан КНР и Индии), постоянно подвергаются шуму 55 дБ.

По исследованиям ЦАГИ, в существующем парке магистральных самолетов выпуска до 2006 года около 70% самолетов соответствуют требованиям норм главы 4 с запасом 4-7 EPNдБ. Новые самолеты типа Airbus A380, Boeing 787 соответствуют нормам с запасом 12-17 EPNдБ. В соответствии с современными представлениями о конкурентно-необходимом уровне акустических характеристик, уровни шума на местности перспективного самолета, который появится в эксплуатации к 2020-2025 годам, должны соответствовать требованиям норм главы 4 стандарта ICAO с запасом до 25-35 EPN дБ, по планам европейского консультационного комитета по аэрокосмическим исследованиям (ACARE), и до 35 EPNдБ, по целям национального комитета по науке и технологиям США (NSTC). Новые узкофюзеляжные самолеты фирм Boeing и Airbus которые появятся в 2025 г., будут эксплуатироваться, по меньшей мере, еще 20-25 последующих лет и выйдут из эксплуатации примерно в 2050 г. Значит, этот год и будет временем радикального уменьшения авиационного шума и выбросов загрязняющих атмосферу веществ.

Существующее мнение, что самолеты новых поколений будут более экологичны, верно лишь отчасти. Да, за счет лучшей скороподъемности и менее шумных двигателей человек ощутит в лучшую сторону единичный пролет современного лайнера по звуковым характеристикам, но при посадке шум не изменится - все также будут выпускаться шасси и механизация крыла, а увеличение количества выбросов загрязняющих веществ двигателями нового поколения скажется на почве, воде и растениях. Планируемое к 2020 году увеличение объемов перевозок сведет на нет шумовые преимущества отдельного полета, а зона шумового воздействия с ростом интенсивности полетов сократится незначительно.

Как получилось, что жилые кварталы Москвы оказались в зоне неблагоприятного действия аэропортов? Исследования отдела надзора управления Роспотребнадзора по г. Москве показали, что причин застройки территорий вблизи аэропортов несколько: отсутствие установленных санитарно-защитных зон у аэропортов, самовольная застройка близ территории аэропортов и недостаточно жесткий контроль со стороны надзорных органов и органов власти за фактами самовольного строительства. Кроме того, отсутствие в ранее существующих санитарных нормах и правилах по санитарно-защитным зонам объекта классификации "аэропорт" также послужило причиной отсутствия у аэропортов установленных санитарно-защитных зон. В новую редакцию СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 внесено понятие санитарно-защитной зоны для объектов наземного базирования аэропортов и санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов.

Управлением Роспотребнадзора по городу Москве рассмотрены два проекта санитарно-защитных зон аэропортов - "Внуково" и "Шереметьево". По аэропорту "Шереметьево" выдано заключение о зоне ограничения застройки с предложением разработки мероприятий для обеспечения режима санитарно-защитной зоны. Это не заключение по размеру санитарно-защитной зоны, которая на настоящий момент не может быть принята, т.к. в ее границы попадает жилая застройка. Но это решение, позволит исключить приближение жилой застройки к территории аэропортов. По проекту санитарно-защитной зоны "Внуково" для объектов наземного базирования было выдано санитарно-эпидемиологическое заключение, т.к. граница ее прошла по территории промышленной площадки, а санитарные разрывы не согласованы, т.к. затрагивают территорию жилой застройки.

По заключению специалистов Роспотребнадзора, для решения проблемы экологии аэропортов, необходимы следующие меры:
  1. Аэропорты, как источники загрязнения среды обитания, должны иметь санитарно-защитные зоны с целью исключения влияния на состояние здоровья населения и условия их проживания, а также для ограничения застройки прилегающей к аэропортам территории.

  2. Необходимо создание системы мониторинга за состоянием акустической обстановки в зоне влияния аэропортов. (Как отметил в своем докладе директор Французской национальной академии ГА Марк Уалл, в окрестности Парижа размещены 40 станций контроля уровня шума: 22 в аэропорту "Шарль де Голль", 8 - в Орли, 2 - в Ле Бурже).

  3. На основании различных данных (акустических расчетов, натурных измерений уровня звука на различном удалении от аэропорта, расчета степени риска здоровью населения) прилегающую к аэропорту территорию разделить на зоны с различным функциональным ее использованием (для жилой застройки, объектов коммунального назначения и др.).

  4. Следует определиться с методологией установления размера санитарно-защитной зоны от аэропортов: на базе единого норматива при оценке шумового воздействия, учетом оценки риска здоровью населения, единых методик расчета.
Обязательное требование о наличии санитарно-защитных зон у объектов, являющихся источниками воздействия на окружающую среду, регламентируется федеральными законами "Об охране окружающей среды" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также санитарными нормами и правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) аэропорта должна быть определена от совокупности наземных источников воздействия (объектов/операций) на окружающую среду. Также в настоящее время к аэропортам предъявляется требование по обоснованию санитарных разрывов - расстояний от траекторий стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов, за пределами которых химическое и физическое воздействие, оказываемое пролетающими воздушными судами на окружающую среду, не превышает гигиенических нормативов.

Сливай воду

Большое внимание участников конференции было уделено сбору, отводу и очистке поверхностных сточных вод в аэропортах. Водоотводные системы аэропортов являются сложными инженерно-техническими сооружениями, от надежности работы которых зависит долговечная работа аэродромных сооружений, в первую очередь искусственных покрытий, а также безопасность выполнения взлетно-посадочных операций. Водоотводная система любого современного аэропорта состоит из двух составных частей - водосточной системы, предназначенной для сбора и отвода поверхностных вод, образующихся в периоды выпадения атмосферных осадков и дренажной системы, предназначенной для перехвата и отвода грунтовых вод, поступающих в основание искусственных покрытий. Обе системы взаимосвязаны и работают совместно.

В аэродромном строительстве недавно стали применяться линейные водоотводные сооружения нового типа, которые раньше появились на строительном рынке. Как показали исследования ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект", отсутствие научных исследований, технологии монтажа и опыта эксплуатации этих сооружений приводит к возникновению негативных явлений, связанных с разрушением как самих водоотводных сооружений, так и смежных участков искусственных покрытий. Необходимо рассматривать возможность применения закрытых каналов в соответствии с климатическими условиями района строительства и технологиями эксплуатационного содержания аэродрома, особенно в осенне-зимний период.

Большинство крупных аэропортов России имеют очистные сооружения, построенные по "классической" схеме с типовым набором элементов - аккумулирующей емкости, иловой площадки, насосной станции, нефтесборных устройств и элементов биологической очистки - специальных прудов. В таких очистных сооружениях обеспечивается достаточно высокая степень очистки на уровне предельно допустимых концентраций, соответствующих рыбохозяйственному водоему. Основным недостатком "классических" очистных сооружений является потребность значительной территории, требующейся для их размещения. Наряду с "классическими" очистными сооружениями предлагается использовать более компактные очистные сооружения контейнерного типа. Очистные сооружения такого типа были использованы при строительстве аэропорта "Геленджик". Эти сооружения при обеспечении высокой степени очистки требуют меньшей территории для их размещения по сравнению с "классическими".

В настоящее время в ряде проектов водоотводных систем аэродромов в ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект" использованы испарительные и испарительно-поглощающие бассейны. Это бесстоковые очистные сооружения, обеспечивающие сбор и утилизацию сточных вод без сброса их в водотоки окружающей территории. В результате обеспечивается сохранность экологического баланса территории и предотвращается ее загрязнение. Указанные сооружения были использованы при разработке проектов четырех аэропортов: "Анапа", "Абакан", "Улан-Удэ" и "Крайний". Испарительный бассейн можно использовать также в качестве дополнительного водоема технического назначения. Бесстоковый испарительно-поглощающий бассейн работает без выпуска стоков в естественный водоем. Очистка происходит в бассейне. При строительстве аэропорта Геленджик была использована технология очистных сооружений контейнерного типа. Это достаточно компактное сооружение нового типа, осуществляющее очистку до уровня показателей рыбохозяйственного водоема.

Уменьшить объем вредных стоков от аэропортов можно посредством применения современных, эффективных химических средств очистки поверхности аэродромов. Такое средство разработала финская компания Kemira, которая презентовала свой продукт - жидкий реагент Clearway F и гранулированный Clearway SF. Эти экологически чистые "деайсеры" сертифицированы в России Федеральным агентством воздушного транспорта и применяются для очистки ВПП в аэропортах Франкфурта, Мюнхена, Берлина, Хельсинки, Копенгагена, Лейпцига, Праги, Мадрида, Риги, в Швеции, Японии и др. По словам менеджера по продажам компании г-на Timo Nissinen, "Эти продукты реально лучшие на рынке и имеют, по крайней мере, два решающих преимущества: экологичность и непревзойденная эффективность применения".

В заключение встречи генеральный директор ассоциации "Аэропорт" ГА Виктор Горбачев выразил надежду, что материалы проведенной конференцией найдут практическое применение в деятельности аэропортов....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка