О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Уведомительный порядок - это не уведомительный беспорядок

Новые федеральные правила использования воздушного пространства РФ, упрощающие порядок полетов для малой авиации вступают в действие с 1 ноября 2010 года

Новые федеральные правила использования воздушного пространства РФ, упрощающие порядок полетов для малой авиации вступают в действие с 1 ноября 2010 года. 28 октября состоялась пресс-конференция руководителя Росавиации Александра Нерадько и директора по организации воздушного движения и использованию воздушного пространства ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Сергея Погребнова, посвященная особенностям новых правил.

Новые правила, разработанные с учетом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ICAO) и утвержденные постановлением правительства РФ от 11.03.2010 г. №138, должны стать действенным механизмом либерализации использования воздушного пространства.

Новые правила устанавливают новую структуру и классификацию воздушного пространства России. Воздушное пространство Российской Федерации делится на три класса - A, C и G. Для каждого из них определена высота полетов. В классе A она составляет от 8100 метров и выше, полеты осуществляются по приборам под контролем диспетчеров обслуживания воздушного движения. Этот слой воздушного пространства предназначен для полетов магистральных воздушных судов коммерческой, деловой и государственной авиации по воздушным трассам. В классе C, высотой до 8100 метров, выполняются два типа полетов - по приборам и визуальные полеты, но только под контролем диспетчеров обслуживания воздушного движения.

Для полетов в классе G будет установлен принципиально новый, уведомительный порядок использования воздушного пространства. Полеты в этом классе будут проводиться не в соответствии с разрешениями, выдаваемыми оперативными органами Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД), а только в соответствии с уведомлением. Это уведомление надо будет направить в оперативные органы ЕС ОрВД по каналам Интернет или по каналам обычной телефонной связи. Раньше это делалось только с применением сетей специальной наземной фиксированной авиационной связи. Уведомительный порядок выполнения полетов дает импульс развитию малой авиации. Полеты в классе G будут выполняться без получения диспетчерского разрешения. Максимальная высота границы воздушного пространства класса G варьируется от 300 метров в Ростовской зоне ЕС ОрВД до 4500 метров в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Для выполнения полетов в классе G пилотам будет необходимо уведомить органы управления воздушным движением о времени и маршруте полета для получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения. При этом для обеспечения безопасности полетов пилотам будет предоставляться вся необходимая аэронавигационная и метеорологическая информация. В случае входа в процессе полета из класса G в класс A или C пилот обязан установить радиосвязь с диспетчером и продолжить полет в классе A или C по его указаниям. При этом двухсторонняя радиосвязь "пилот-диспетчер" обязательна. В насыщенной воздушным движением зоне Московского аэроузла (аэроузловая зона) на первом этапе ввода новых правил полеты будут выполняться по классу C. И это логично - ведь здесь выполняется половина всех полетов, осуществляемых в Российской Федерации. В этой зоне без радиосвязи в уведомительном порядке летать нельзя. Такое решение было принято по согласованию с пользователями воздушного пространства, владельцами воздушных судов, с общественными объединениями.

Полеты в классе G будут выполняться с ограничениями, к ним относятся запретные зоны, опасные зоны и зоны ограничения полетов. Например, полеты над Москвой запрещены, т.к. в городе имеется ряд опасных объектов (ядерные реакторы и т.п.) Специалистами Росавиации и ФГУП "ГК ОрВД" была осуществлена комплексная работа по оптимизации структуры воздушного пространства страны. С 1 ноября с.г. количество постоянных опасных зон сократится с 85 до 59, число местных воздушных линий уменьшится с 2209 до 510. Вчетверо сокращено также количество местных воздушных линий, пересекая которые пилот будет обязан выходить на связь с диспетчером обслуживания воздушного движения. Значительному сокращению подверглось число запретных зон и зон ограничений полетов, установленных на постоянной основе. Таким образом, новая структура воздушного пространства станет более удобной для выполнения полетов как воздушным судами коммерческой гражданской авиации, так и авиации общего назначения и сверхлегкой авиации. Тем самым значительно упрощается доступ в воздушное пространство на малых высотах для малой авиации.

Чтобы получить метеорологическую и аэронавигационную информацию и направить уведомление по каналам связи, необходимо будет выйти на специальные сайты.

ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (ГК ОрВД), которая разработала систему сбора планов полетов с использованием сети Интернет и многоканальной телефонной сети общего пользования. Вход в систему будет осуществляться по адресу ivprf.ru с 29 октября текущего года. С портала также можно будет выйти на сайты Росгидромета и ФГУП "Центр аэронавигационной информации".

Уведомление можно будет также сделать по специальным телефонным номерам, которые опубликованы на сайтах ФАВТ и ГК ОрВД.

Все данные о пилотах и воздушных судах, которые будут выполнять полеты в воздушном пространстве РФ, вводятся в единую электронную базу данных. Для того, чтобы выполнять полеты в уведомительном порядке, должны будут зарегистрироваться, получить свой код доступа, логин и пароль к сайтам ГК ОрВД. Тот кто этого не сделает, тот не получит упрощенного порядка доступа к этому ресурсу.

Использование уведомительного порядка выполнения полетов в классе G предполагает обязательное ознакомление и обучение пилотов-любителей малой авиации и сверхлегкой авиации с новыми федеральными правилами. Для выполнения этой задачи Росавиация определила 33 авиационных учебных центра, которым делегировано право обучения пилотов с правилами выполнения полетов в условиях уведомительного порядка. В настоящее время выдано более 350 свидетельств пилота и внесены квалификационные отметки о готовности выполнять полеты в условиях уведомительного порядка использования воздушного пространства. Эти данные вносятся в единую электронную базу Росавиации по авиационному персоналу, воздушным судам и эксплуатантам гражданской авиации. Также в нее внесена информация о состоянии воздушного парка гражданской авиации страны. В государственный реестр воздушных судов внесены данные о 1200 воздушных судах категории единичных экземпляров (несерийного производства) и 631 воздушном судне категории сверхлегкой авиации.

Либерализация порядка использования воздушного пространства предполагает, что вся ответственность за обеспечение безопасности полетов при уведомительном порядке будет возлагаться на командира воздушного судна. Для предотвращения умышленных правонарушений при выполнении полетов Минтранс России предлагает внести поправки в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Предусмотренная действующими редакциями этих кодексов ответственность не приводит к уменьшению числа авиационных событий, связанных с нарушением использования воздушного пространства. Так, в 2009 году сохранилась тенденция увеличения числа нарушений порядка использования воздушного пространства и существенный рост аварийности в авиации общего назначения, который обусловлен умышленным нарушением правил обеспечения безопасности полетов.

Росавиацией предложено в дополнение к имеющимся видам административных штрафов, которые сейчас составляют 2-5 тыс. рублей, предусмотреть конфискацию предмета правонарушения, т.е. летательного аппарата, в случае повторного умышленного нарушения порядка использования воздушного пространства. При этом добросовестным пользователям воздушного пространства, по словам А.Нерадько, не стоит опасаться уголовного преследования или существенных денежных штрафов в случае ошибок или непреднамеренных нарушений установленных правил.

Для совершенствования мер по обеспечению безопасности полетов и усиления ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства предлагается внести ряд поправок в статью 271.1. Уголовного кодекса России "Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации". В частности, пересечение границ запретных зон и зон ограничения полетов в воздушном пространстве России, использование воздушного пространства без разрешения, если такое разрешение требуется в соответствии с законодательством России, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, наказывать лишением свободы на срок от одного года до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. А в том случае, если эти деяния повлекли смерть двух и более человек - наказывать лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Помимо этого, в федеральные правила использования воздушного пространства вводятся новые нормы, позволяющие теперь на нормативной базе, законно применять беспилотные летательные аппараты. Все эти изменения должны дать импульс развитию авиации общего назначения, малой и деловой авиации, которые получат возможность не дожидаясь разрешения, которое могло быть выдано раньше в течение суток, подать заявку на полет за час до вылета. Заявка должна быть подана в оперативные органы ЕС ОрВД, минуя чиновников территориального или федерального уровня.

Пользователям воздушного пространства, предполагающим выполнять полеты по правилам уведомительного порядка использования воздушного пространства Российской Федерации необходимо будет пройти обучение в сертифицированных авиационных учебных центрах, зарегистрироваться в межрегиональных территориальных управлениях Росавиации, получить в новое свидетельство пилота-любителя ГА или свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна, внести в новые свидетельства необходимые квалификационные отметки и своевременно продлевать срок их действия.

В заключение А.Нерадько подчеркнул, что уведомительный порядок - это не уведомительный беспорядок, как может быть кому-то это хотелось бы. Чтобы летать по правилам уведомительного порядка, нужно иметь зарегистрированное воздушное судно, быть обладателем действующего пилотского свидетельства, знать и выполнять правила полетов, владеть метеорологической и аэронавигационной информацией по маршруту предполагаемого полета....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка