О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Владислав Филев: "Мы конкурируем как можем"

Руководитель холдинга S7 Group Владислав Филев рассказал в интервью изданию Airline Business о работе авиакомпании S7 в непростых условиях российского рынка

Напротив монолитного фасада всем известного здания на Лубянке, где когда-то располагался советский КГБ, стоит головной офис российской авиакомпании, которая пытаясь избавиться от наследия советского прошлого, раскрасила свои самолеты в ярко-зеленый цвет. И среди них нет самолетов, разработанных КБ "Туполев".

Пять лет назад S7 Airlines отказалась от использования бренда "Сибирь", который у многих ассоциировался с холодной и неприветливой частью России, и вместо этого был выбран более позитивный бренд. Именно с этим названием - S7 Airlines - авиакомпания стала членом глобального альянса oneworld.

SkyTeam привлек в свои ряды почтенный "Аэрофлот", но в альянсе oneworld уверены, что им удалось переманить на свою сторону лучшего партнера. Руководитель холдинга S7 Group Владислав Филев рассматривает авиакомпанию как перевозчика для поколения MTV. "Кому-то нравится Мик Джаггер, другим нравится Бритни Спирс, - говорит В.Филев. - С авиакомпаниями точно такая же ситуация".

После развала СССР "Аэрофлот" подвергся обширной модернизации, однако тот факт, что серп и молот все-таки остались на эмблеме авиакомпании, а слово "международный" постепенно исчезло из названия, наталкивает В.Филева на мысль, что услугами некогда единственного перевозчика страны предпочитают пользоваться пассажиры, которые чувствуют себя "исконными россиянами". "Мы же чувствуем, что являемся более глобальной компанией, чем "Аэрофлот", хотя у нас гораздо меньше международных маршрутов, - отмечает В. Филев. - Мы пытаемся быть интернациональными в душе".

В альянс oneworld S7 приносит три своих хаба - московский Домодедово, Новосибирск и Иркутск - а также 55 аэропортов назначения на территории России и СНГ. Рейсы авиакомпании охватывают обширную территорию России от Санкт-Петербурга до Норильска, Владивостока и Петропавловска-Камчатского. S7 утверждает, что компания обладает самой обширной маршрутной сетью внутренних рейсов, кроме того, авиакомпания выполняет рейсы в Китай, Юго-Восточную Азию, в восточную и западную Европу.

В.Филев вспоминает 1 апреля 1998 года. В этот момент его авиакомпания имела только два рейса в своем расписании - из Новосибирска в Москву и в Пекин. В наше время S7 ежедневно выполняет около 160 рейсов. "В 24 раза больше за 12 лет, - говорит В. Филев. - Думаю, это - прекрасный результат. Сегодня мы зарабатываем годовой доход 1998 года за две недели".

Но в то же время В. Филев признается, что быстрый рост не был главным приоритетом в развитии авиакомпании. "На наш взгляд, мы росли слишком быстро, - подчеркивает В.Филев. - Нам нужно какое-то время на то, чтобы сделать свой бизнес более организованным, тонким, а процедуры - более крепкими. Мы считаем, что проблема авиационного бизнеса заключается в концентрации на увеличении количества услуг, а не на совершенствовании их качества".

И эта проблема особенно актуальна для России, которая испытывает трудности с консолидацией с тех пор, как альянс AiRUnion, включающий в себя пять авиакомпаний во главе с "КрасЭйр", пришел к банкротству в середине 2008 года. Поскольку конкурирующие авиакомпании, включая S7, разобрали остатки маршрутной сети AiRUnion, правительство России решило создать преемника альянса, в состав которого вошли бы несколько авиакомпаний, включая "Россию" и "Владивосток Авиа". Новую консолидированную авиакомпанию планировали назвать "Росавиа".

Новый перевозчик должен был стать потенциальным конкурентом "Аэрофлота", который в то время сам строил планы по консолидации: компания планировала купить большой пакет акций S7. Но Федеральная антимонопольная служба (ФАС) эффективно нейтрализовала амбиции "Аэрофлота" в конце 2008 года, опасаясь, что такое объединение двух крупнейших авиакомпаний страны неизбежно приведет к росту тарифов на билеты и отсутствию конкуренции на отдельных маршрутах. Вместо этого "Аэрофлот" будет расширяться за счет "Росавиа", поскольку правительство решило передать эти активы в состав лидирующего перевозчика страны.

По словам В.Филева, подвижность населения в России за последние два десятилетия не испытывает никакого прогресса. В России действуют 155 авиакомпаний, однако в 2009 году было перевезено только 45 млн. пассажиров.

Как говорит В.Филев, с ростом тарифов на перевозки новое телевидение стало более привлекательным для россиян, чем перелеты через всю страну. И в результате национальные авиакомпании вступили в "большую, кровавую войну". В.Филев утверждает, что "Аэрофлот" прогнозирует более высокое увеличение пассажиропотока в России к 2020 году по сравнению с прогнозами компаний Boeing и Airbus. И возникает вполне очевидный вопрос - откуда появятся эти пассажиры? "Если все будет так, как предсказывает "Аэрофлот", то для других авиакомпаний попросту не останется места, - говорит с усмешкой В.Филев. - Но вероятность этого чрезвычайно мала".

В.Филев также со скептицизмом относится к действиям авиакомпании "Трансаэро", которая наряду с "Аэрофлотом" и S7 входит в тройку крупнейших авиакомпаний России. "Трансаэро" к тому же является единственным в России оператором широкофюзеляжных самолетов Boeing 747 и 777. В настоящее время "Трансаэро" постепенно обновляет свой флот и закупает более новые Boeing 747-400 и 777 у двух азиатских операторов.

"Мы с интересом наблюдаем за тем, как они будут заполнять пассажирами эти самолеты", - говорит В. Филев, отмечая, что S7 не хочет вступать в "борьбу" между "Аэрофлотом" и "Трансаэро", добавляя в свой парк широкофюзеляжные авиалайнеры. "Думаю, мы пока подождем, - отмечает он. - Наращивание парка широкофюзеляжных самолетов является плохой идеей".

По мнению В.Филева, S7 должна избегать таких искушений и придерживаться более скромной стратегии развития. "Думаю, за два-три следующих года мы должны подготовить наш бизнес к следующей фазе роста", - говорит он, подчеркивая, что компания хочет конкурировать с другими перевозчиками за счет повышения своей эффективности и сокращения расходов.

"Я считаю, что операционное превосходство является ключевым, - говорит В.Филев. - Самое главное - то, как мы используем наши активы, наши самолеты". Авиакомпания хочет повысить коэффициент использования своего парка, состоящего из 39 самолетов, куда входят авиалайнеры семейства Airbus A320 и самолеты Boeing 737. Задача нелегкая. По словам В.Филева, S7 уже достигла самого высокого коэффициента использования самолетов Airbus A319 среди всех операторов данного типа. Авиалайнеры семейства Airbus A320 авиакомпании S7 используются по 11-13 часов в день, а самолеты Boeing 737-800 по 13-14 часов.

В отличие от "Аэрофлота" и "Трансаэро", которые обращают внимание на самолеты российского производства, S7 эксплуатирует только западные авиалайнеры. "У нас есть и российские самолеты, - отмечает В.Филев. - Но они все стоят на земле".

Правительство России было немного удивлено отказом национальных авиакомпаний от использования российских самолетов. Причем премьер-министр Владимир Путин критиковал "Аэрофлот" за такие действия.

В.Филев признается, что критика была и в адрес компании S7, но он не воспринимает ее всерьез. "Мы - свободные люди свободной страны, - говорит он, подчеркивая, что "Аэрофлот" принадлежит государству, а S7 - частная компания. - И это - наш выбор, мы следуем за выбором наших клиентов. Я не против российских самолетов. Но я против дорогих авиалайнеров".

Ничто так не ослабляло стратегию медленного устойчивого развития компании S7, как отмена в 2009 году значительного заказа на самолеты Boeing 787. Тогда авиакомпания заказала 25 новых авиалайнеров Boeing, и в офисе В.Филева до сих пор стоят модели самолета 787-й серии, окрашенные в цвета S7.

"Как бывший военный я знаю важность нового оружия, - говорит В.Филев. - Самолет нового поколения похож на новое оружие. Если появится такая возможность, то мы обязательно купим эти самолеты. Проблемой была нехватка наличных денег. Мне нужно было вернуть наличность обратно". Наличные деньги понадобились S7 для выхода из сложного финансового положения, в котором она оказалась в 2009 году. Тогда доходы компании увеличились на 35% до 42 млрд руб., но из-за кризиса 2008 года чистая прибыль компании снизилась до 73 млн руб.

По словам В.Филева, в октябре 2008 года у S7 был долг в размере 13 млрд. руб., а тогда банки не предоставляли финансовую помощь. Было очень сложно ликвидировать эту задолженность, но компании все-таки в течение года удалось сократить этот долг до 8 млрд руб. А к июлю 2010 года уровень долга стал "вполне приемлемым".

Свое финансовое положение S7 исправила за счет кредита в размере 8,9 млрд руб. от "Альфа-банка" на срок до 2014 года. Возможно, государственный банк выдал бы компании кредит на более выгодных условиях, но В.Филев не захотел работать с госструктурами. "Мы предпочитаем работать в большей степени с коммерческими организациями", - отмечает он.

В.Филев считает, что государство в один момент могло бы просто прекратить финансирование. "Они могут забыть о нашей компании. И их не интересует повреждение своего баланса. Когда работаешь с частной компанией, то, по крайней мере, можешь обсудить вопрос с деньгами. А так вопрос всегда в цене. Когда же ведешь переговоры с правительством, то никогда не знаешь, в чем секрет, - говорит В.Филев. - Кризис 2008 года многому нас научил. И сейчас я доволен нашим финансовым положением. Теперь у нас есть свободная наличность. И это радует".

Авиакомпании S7 удалось снизить свои затраты до 6,9 центов на 1 пасс.-км, хотя, как говорит В.Филев, они стремятся снизить затраты до 5,5 пасс.-км. "Эффективные затраты - наша основная цель, - отмечает В.Филев. - Я считаю, что мы можем сократить затраты и сделать нашу компанию более конкурентоспособной".

Осторожная стратегия S7 простирается и на маршрутную сеть авиакомпании. "В ближайшие годы все будет очень просто", - говорит В.Филев. - "Мы постараемся улучшить наше обслуживание, и рост будет незначительным. Изменений в структуре будет немного. Мы не должны менять наше расписание более, чем на 10-12% в год. Значительных перемен не будет".

Авиакомпания даже приостановила выполнение чартерных перевозок своей дочерней компанией Globus, поскольку, по мнению В. Филева, самолеты этой "дочки" можно использовать на регулярных рейсах. "Невозможно в одной юридической структуре осуществлять два вида операций", - подчеркивает он.

Как только S7 решит все проблемы, появятся и возможности для роста. "Это вопрос стоимости. Не важно, произойдет ли это за счет приобретения новых самолетов или слияния с другими компаниями, весь вопрос в стоимости", - говорит В.Филев.

Он также надеется, что доступ авиакомпании S7 к маршрутной сети альянса oneworld обеспечит прирост пассажиропотока и позволит авиакомпании оправдать те инвестиции, которые она вложила в повышение качества своих услуг, чтобы отвечать требованиям oneworld. "Мы пытаемся стать авиакомпанией западного стиля, - отмечает В. Филев. - Ну а если вы не знаете каких-то моментов, то для начала пытаетесь найти людей, которые хорошо разбираются в этом".

По словам В.Филева, авиакомпания S7 работала с западными консультантами и опытной командой отставных пилотов, своих специалистов предоставили компании Airbus и Boeing. Lufthansa Technik обеспечивала помощь в создании системы поддержания летной годности самолетов и их обслуживания. В.Филев говорит, что усилия были "дорогими", но инвестиции оправдали себя. "Сотрудничество с такой опытной компанией очень важно для нас, - отмечает он. - Точно такая же история с продажами и коммерческим управлением, всегда нужно искать людей, которые разбираются в чем-то лучше других".

Во время 18-месячного периода подготовки к вступлению в альянс авиакомпания S7 при спонсорской поддержке British Airways организовала рабочие группы в 35 областях своей деятельности. "Была проделана огромная работа, - говорит В.Филев. - И вы можете видеть ее результаты: наши стандарты и процедуры одобрены oneworld".

И модернизация является крайне необходимой для привлечения молодых клиентов. "Мы пытаемся заинтересовать молодежь", - говорит В.Филев. Он отмечает, что продажи авиабилетов через Интернет увеличились на 15%, что говорит о росте заинтересованности со стороны молодежи.

Но не все в России поспевает за темпом развития S7. "Обычно мы всегда недовольны, - говорит В.Филев, указывая на нехватку современных аэропортов. - Мы всегда хотим лучшего. Но Домодедово - лучший аэропорт в России". Его не беспокоит тот факт, что "Аэрофлот" получает дополнительную прибыль за счет платежей за право полетов над территорией Сибири. Российский климат, и атмосферный, и экономический, просто-напросто не допускает слабых игроков. "Мы конкурируем как можем, справедливо и несправедливо, - добавляет В. Филев. - Мы живем как живем. Если кто-то будет сидеть на вершине горы, то мы будем ждать. Мы молоды. И у нас есть время"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка