О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Путевка в жизнь

Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета 28 января принял решение о выдаче компании ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" Сертификата типа номер СТ322-РРЖ95 на самолет RRJ-95В

Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) 28 января 2011 года принял решение о выдаче компании ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) Сертификата типа номер СТ322-РРЖ95 на самолет RRJ-95В, известный как Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Тем самым, сертификационные работы, проводимые с апреля 2004 года, завершены. 3 февраля в Межгосударственном авиационном комитете состоялась церемония вручения сертификата. Также АР МАК принял решение о выдаче ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" Сертификата разработчика гражданской авиационной техники.

Приложенная к сертификату карта данных содержит ряд ограничений, среди которых важнейшими являются категория посадки II, высотность аэродрома базирования 1500 метров, диапазон допустимых температур +40 град / - 40 град Цельсия. До конца текущего года разработчик рассчитывает получить сертификат по IIIa категории ИКАО, довести высотность до 3000 м, а диапазон температур расширить до +50 град / - 54 град Цельсия. Наконец, в конце 2011 года планируется валидировать сертификат, выданный АР МАК, в Европейском агентстве по авиационной безопасности (EASA).

История сертификации

МАК принял от ГСС заявку на получение сертификата типа для самолета SSJ100 (тогда он назывался RRJ, поэтому и в сертификате указано именно это название) 28 апреля 2004 г. Самолет в то время существовал еще только на бумаге, вернее в компьютерах, и ему предстояла нелегкая, как выяснилось, дорога в небо.

28 октября 2004 г. состоялся полномасштабный запуск программы RRJ. Решением Технического Совета, в состав которого вошли представители ГСС и Boeing при консультативном участии компании Snecma, было принято решение об успешном завершении четвертого этапа программы RRJ, что означало готовность к началу производства самолетов.

1 февраля 2005 г. в Комсомольске-на-Амуре для строительства на авиазаводе КнААПО как опытных, так и серийных самолетов был создан филиал ГСС. 17 февраля 2006 г. филиал приступил к сборке первого планера самолета RRJ (№97002), 28 января 2007 г. он был доставлен в Жуковский для проведения статических испытаний.

В июле 2007 г. в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) начались статические испытания Superjet 100. 26 сентября того же года на КнААПО состоялась "выкатка" первого летного экземпляра SSJ100. 8 ноября 2007 г. ЦАГИ завершил все статические испытания, необходимые для выдачи заключения на первый вылет. Испытания прошли без разрушения конструкции и при отсутствии пластических остаточных напряжений. Результаты проведенных испытаний показали хорошую сходимость экспериментальных и расчетных данных.

20 февраля 2008 г. в рамках подготовки к первому полету была успешно проведена первая гонка двигателей SaM146 на самолете. Запуску двигателей предшествовали испытания силовой установки и вспомогательной силовой установки, а также проверки основных систем самолета. 25 апреля в рамках подготовки к первому полету успешно завершились частотные испытания, было получено положительное заключение ЦАГИ на первый вылет и начальный этап летных испытаний по аэроупругости и безопасности от флаттера основных систем самолета.

13 мая 2008 г. в рамках программы заводских доводочных испытаний состоялись первые рулежки и пробежки. 19 мая 2008 г. с заводского аэродрома КнААПО первый летный экземпляр SSJ100 №95001 впервые поднялся в небо.

После первого этапа заводских летных испытаний самолет прошел серию доводочных летных испытаний в Комсомольске-на-Амуре (более 40 полетов с налетом более 100 ч).

24 октября 2008 г. во время презентации самолета в Хабаровске АР МАК передал ГСС Экспериментальный Сертификат на первый летный SSJ100. Самолет получил официальное разрешение на начало сертификационных полетов.

3 ноября 2008 г. ресурсный самолет №95006 на грузовом самолете Ан-124 доставили из Комсомольска-на-Амуре в Новосибирское авиационное производственное объединение. Самолет был передан в Сибирский Научно-исследовательский институт для ресурсных испытаний.

Второй летный экземпляр - RA95003 - впервые поднялся в воздух 24 декабря 2008 г. 1 апреля 2009 г. два первых опытных самолета Superjet100 (№95001 и №95003) выполнили перелет в ЛИИ им. Громова. Сертификационные испытания проходили в максимально сжатом графике. За сравнительно небольшой период времени два самолета обеспечили отличную динамику прохождения летной программы, налетав к началу 2009 г. в общей сложности более 400 часов в более чем 130 полетов.

11 апреля 2009 г. самолет №95001 перелетел из Жуковского в Архангельск для испытаний в условиях естественного обледенения. Полеты выполнялись между Мурманском и Архангельском, над побережьем Белого моря. За пять летных дней было совершено пять зачетных полетов. Летные испытания подтвердили все расчетные характеристики и результаты стендовых испытаний.

С самого начала реализации проекта SSJ100 компания ГСС выбрала стратегию параллельной сертификации самолета по нормам АР МАК и EASA. 17 апреля 2009 г. первые ознакомительные полеты на самолетах №95001 и №95003 выполнили пилоты Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA). Самолет №95001 пилотировал летчик-испытатель EASA/CEV Филипп Кастанс и экипаж летчиков-испытателей ГСС - Леонид Чикунов и Сергей Коростиев. В состав экипажа также был включен инженер по летным испытаниям EASA/CEV Фабрис Бутан. Экипаж в составе летчика-испытателя EASA/CEV Франсуа Фабра и инженера по летным испытаниям Жана-Пьера Марре, а также летчиков-испытателей ГСС Александра Яблонцева и Вадима Широких выполнил полет на второй опытной машине. Это стало частью работы сертификационной рабочей группы EASA "Полет", которая отвечает за летные испытания самолетов в рамках сертификационной программы Европейского агентства. Франсуа Фабр отметил, что "самолет очень удобно и легко пилотировать, по своим характеристикам управляемости SSJ100 очень близок к тем самолетам, к которым мы привыкли".

25 июля 2009 г. в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет самолета №95004, полностью оснащенного всеми системами и пассажирским салоном. 4 февраля 2010 г. поднялся в небо четвертый опытный самолет №95005.

В сентябре 2009 г. на самолете №95003 завершили программу сертификационных летных испытаний в условиях высокогорья в Армении. В марте 2010 г. на самолете №95004 завершилась программа испытаний в условиях низких температур в Якутске. В октябре 2010 г., в ходе испытаний в Турине (Италия), SSJ100 стал первым российским самолетом, экспериментально подтвердившим соответствие европейским требованиям по уровню шума на местности.

В период с октября 2008 г. по август 2010 г. в ЦАГИ в полном объеме были испытаны на прочность основные агрегаты самолета. Испытания лишний раз подтвердили слова Анри Фармана, сказанные им сто лет назад: "самолет не машина, и посчитать его невозможно". В результате испытаний на прочность в конструкцию самолета внесли необходимые изменения, были получены все экспериментальные данные, подтверждающие безопасность самолетов SSJ100, и позволяющие продолжить работы с целью дальнейшего развития семейства.

Сроки - вправо

К ноябрю 2009 г. планировалось получить российский сертификат на соответствие самолета авиационным правилам АП-25, в 2010 г. самолет рассчитывали сертифицировать по европейским нормам EASA, а затем планировалось получить сертификат FAA. К сожалению, процесс несколько затянулся. Опуская различные политические и организационные моменты, стоит отметить, что самолет сам по себе достаточно сложная техническая система, и как бы хороши не были методы компьютерного проектирования и расчетов, в реальности возникают сюрпризы.

За примерами далеко ходить не надо - у всех на слуху задержки испытаний самолета Boeing 787 и неоднократные переносы сроков поставки первых самолетов. Да и сама процедура сертификации по определению требует немалого времени. Самолет BD-700 Global Express канадской фирмой Bombardier Aerospace Canadair, например, впервые был представлен потенциальным заказчикам в октябре 1991 г., официально программа производства самолета начата в декабре 1993 г., первый полет состоялся в сентябре 1995 г. С 1996 г. четыре самолета проходили испытания, а сертификат был получен в мае 1998 г.

Первые поставки серийных самолетов были запланированы на конец 2008 г., однако этот срок также неоднократно переносился. В начале августа 2009 г. в прессе появились сообщения, что первый коммерческий рейс SSJ100 намечен на 28 декабря 2009 г. (авиакомпания "Аэрофлот", рейс SU-897 Москва - Челябинск). В общероссийскую систему продажи авиационных билетов "Сирена" были также введены рейсы на 14 других направлений, на которых в 2010 г. "Аэрофлот" предполагал использовать самолеты этого типа. Однако коммерческая эксплуатация самолета в указанные сроки не началась.

В декабре 2009 г. министр промышленности и торговли Виктор Христенко заявил об ожидаемом начале поставок в середине 2010 г. На заседании комиссии по производственно-техническим, финансовым и организационным вопросам программы SSJ100, прошедшем в Минпроторге 9 февраля 2010 г., президент ГСС Владимир Присяжнюк заявил, что российская сертификация самолета завершится в июне-июле 2010 г., а основные сертификационные работы по стандартам EASA должны завершиться в октябре. Он также пояснил, что развитие программы тормозится задержками с поставками двигателей. Из-за этого ГСС пришлось установить на четвертый SSJ100, приступивший к полетам в начале февраля, двигатели от первого опытного самолета, который уже выполнил свою часть летных испытаний. Управляющий директор НПО "Сатурн" Илья Федоров тогда заверил, что выполнено уже 90% испытаний двигателя двигатель SaM146 будет сертифицирован в мае. В мае 2010 г. президент ОАК Алексей Федоров озвучил срок поставки в конце 2010 г. К этому времени в цехе окончательной сборки КнААПО стояли фюзеляжи пяти машин без двигателей.

Сертификат EASA на двигатели SaM146 был получен 23 июня. НПО "Сатурн" до конца 2010 г. планировало поставить 13 двигателей, еще 33 двигателя сдать в 2011 г. с возможным увеличением до 48 двигателей. В июле 2010 г. губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт заявил, что до конца года первые три серийных SSJ100 получат компании "Армавиа" и "Аэрофлот".

Наиболее актуальные прогнозы по поставкам сделаны в день вручения сертификата типа - теперь ожидается сдача лайнеров заказчикам в марте 2011 года.

Соглашения о поставках
Дата заключения соглашенияПокупательСроки поставокТип самолетаЗаказаноОпционПримечание
17.08.05Финансовая Лизинговая Компания201195B 10твердый контракт
07.12.05Аэрофлот201195B 3015твердый контракт
19.06.07ItAli95LR100предварительное соглашение "On hold"
14.09.07Armavia201195LR22твердый контракт
16.07.08AMA Group201295 VIP50твердый контракт
16.07.08Superjet International201295LR200твердый контракт
15.06.09Malеv Hungarian Airlinesн.д.300предварительное соглашение"On hold"
16.06.09Авиализинг2012-201475B/95B 240твердый контракт для а/к "ЮТэйр"
16.06.09Gadair European Airlines?22предварительное соглашение
21.08.09Якутия201195B20в рамках контракта с ФЛК
19.05.10Phongsavanh Airlinesс 201236предварительное соглашение
19.07.10Kartika Airlines2012-201595B30твердый контракт
20.07.10Orient Thai Airlines2012-201495B1212предварительное соглашение
21.07.10Газпромавиас 201295LR10предварительное соглашение
21.07.10Рearl Aircraft Corporation3015твердый контракт
02.09.10Willis Lease Corporationс 201295LR64предварительное соглашение
02.11.10ЮТэйрс 201275B/95B240выигран тендер в рамках контракта с "Авиализингом"
17.01.11Interjetс 201295B/95LR155предварительное соглашение
Всего23971


В декабре 2006 г. были заключены твердые контракты с альянсом AiRUnion (15 самолетов SSJ100-95B и опцион на 10 машин) и авиакомпанией "Дальавиа" (6 самолетов SSJ100-95LR и опцион на 4 машины), однако по причине банкротства этих компаний сделки не будут реализованы. По аналогичной причине остается под вопросом контракт с ФЛК. Прорабатывается вопрос о возможности переоформления данных контрактов на дочерние компании "Аэрофлота". 18 декабря итальянская компания AlItalia заявила об отказе от контракта на закупку 20-24 самолетов SSJ в пользу самолетов Embraer.

Как известно, ряд имеющихся предварительных соглашений, например с ItAli, так и не был преобразован в твердые контракты в запланированные сроки, что привело к сокращению портфеля заказов. По официальным данным ГСС портфель твердых заказов на SSJ100 на 17 января 2011 г. составлял 170 машин. Первые поставки компаниям "Аэрофлот" и "Армавиа" запланированы на 1 квартал 2011 г.

В настоящее время в разной степени готовности в производстве находятся 17 серийных самолетов, 5 из которых - в цехе окончательной сборки. Первый серийный самолет SSJ100 №95007 был передан на ЛИС и 4 ноября 2010 г. выполнил свой первый полет. Самолет получил имя "Юрий Гагарин". Второй серийный самолет №95008 покрашен в цвета "Аэрофлота" и назван "Михаил Водопьянов".

Общая стоимость проекта (без стоимости создания двигателей) оценивается в 57 млрд. руб., при этом около 30% стоимости работ финансирует государство. Каталожная стоимость SSJ100 составляет $23,4-28,9 млн в зависимости от модификации.

По словам президента ГСС Владимира Присяжнюка с 2014 г. компания намерена производить по 50 самолетов SSJ100 в год. Объем рынка для самолетов семейства SSJ100 ГСС оценивает в 1040 самолетов до 2027 г. При этом прогнозируемый спрос на самолеты такого класса достигнет к 2027 г. 6100 самолетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка