О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Шпилька, или В авиации мелочей не бывает

21 ноября прошлого года в Судане произошла опасная предпосылка к авиационному происшествию российского транспортного вертолета Ми-26Т. Несмотря на серьезность, происшествие осталось еле заметным

21 ноября прошлого года в Судане, в 16:29 местного времени, произошла опасная предпосылка к авиационному происшествию российского тяжелого транспортного вертолета Ми-26Т. Несмотря на серьезность, происшествие осталось еле заметным.

А что произошло? При полете по маршруту Джуба - Вау Ми-26Т RA-06978 UNO-552 с экипажем из 10 человек на борту сел на вынужденную. Обстоятельства: через 1 час 09 минут после взлета техник увидел шлейф, похожий на дым по правому борту вертолета. Сработало табло "Падение давления масла в главном редукторе", давление в главном редукторе стало падать. После достижения величины 2 кг/см2 экипаж приступил к снижению и подбору посадочной площадки. Перед приземлением давление масла упало до нуля. Экипаж произвел посадку в 20 милях южнее Румбик. Никто не пострадал. При осмотре вертолета после посадки было выявлено полное отсутствие масла в главном редукторе. Выбивание масла произошло из-под крышки маслофильтра ВР-26 вследствие обрыва одной из шпилек крепления крышки.

Сразу вспомнилась, шпилька масляного фильтра главного редуктора S-92, которая привела к самой громкой катастрофе новейшего вертолета. Вокруг той трагедии сколько копий сломано, вплоть до судебных разбирательств. Sikorsky не впервой судиться с родственниками погибших, но причина тогда была сразу озвучена. Причина предпосылки нашего Ми-26Т долгое время оставалась неизвестной. Существовало две версии. По одним источникам, это конструктивно-производственный недостаток (вот проведем исследование шпильки, тогда скажем). Странная версия, столько лет летали и вдруг КПН. По другим источникам - обычная техническая безграмотность персонала: "меняли масло и не затянули шпильку(и), в результате, разрушение и выбивание масла". Ближе к истине оказалась вторая версия. Представьте корпус редуктора в нижней части установлен масляный фильтр. Под крышкой фильтра - резиновое кольцо (уплотнение), которое в процессе эксплуатации износилось, и масло стало подкапывать из-под крышки. Вместо того чтобы заменить "резинку", какой-то раздолбай стал затягивать гайки шпилек крепления крышки (чтобы не капало). Затянул так, что в полете, одна из них не выдержала и оборвалась. В образовавшуюся щель все масло и выбило. Причина - низкая профессиональная подготовка, обусловленная высокой текучестью кадров.

Шпильку заменили, вертолет летает. О предпосылке рассказывают с улыбкой: "был у нас парень, который любил лазить по вертолету и затягивать гайки". А если серьезно, вынужденная посадка тяжелого транспортного вертолета в африканской пустыне - это Вам не посадка на аэродромную полосу. Гораздо сложнее и серьезнее. Легко могла закончиться трагедией. Внимание к таким предпосылкам должны быть особым. Сегодня в Судане (и не только в Судане) наши вертушки много летают. На чаше весов не только люди, жизнь которых бесценна, не только стратегические ВС, счет которых идет на единицы, но и престиж страны. В авиации нет мелочей. Любая шпилька может стать причиной самой серьезной трагедии (о вместимости Ми-26 после трагедии на Ханкале знает каждый школьник)....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка