Опубликовано: 22.03.2011, 10:11
 

Лизинг по схеме "все включено"


[image]

События 2010 года стали серьезным испытанием в судьбе проекта Ту-204СМ. После того, как американский партнер по созданию ПС-90А2 - компания Pratt & Whitney - фактически заблокировал поставки самолета с новым двигателем в иранскую авиакомпанию Iran Air Tour, стартовым заказчиком нового лайнера должен был стать российский "Атлант-Союз". Но и этой сделке не суждено свершиться: после переименования в "Москву", подконтрольный столичному правительству перевозчик по злой иронии судьбы оказался не нужным новому градоначальнику, и уже осенью эксперты заговорили о том, что Ту-204СМ остался без заказчиков. В этой ситуации банкир и бизнесмен Александр Лебедев выразил намерение протянуть руку помощи авиастроителям и заказать для своей авиакомпании Red Wings 44 новых лайнера. Однако прежде чем подписать контракт, А.Лебедев выдвинул жесткие условия по предоставлению ряда гарантий, относящихся к надежности, регулярности и остаточной стоимости воздушных судов. Это заставило лизинговую компанию ИФК разработать комплексное предложение, которое включает в себя как услуги по лизингу самолетов, так и послепродажное обслуживание. Однако новая схема, получившая название "лизинг + ТОиР", с успехом может использоваться и в других сделках. К примеру, она представляет интерес для авиакомпаний, которые будут брать воздушные суда Ан-148 / -158 в операционный лизинг. О формате этой услуги на конференции "Техобслуживание и ремонт авиационной техники в России и СНГ" рассказала первый заместитель генерального директора ИФК Дарья Доренвендт.

Желание клиента

Требования заказчика к воздушным судам, помимо ценовых параметров, напрямую влияющих на стоимость владения, включают в себя обеспечение высокой утилизации воздушных судов, надежность вылета по расписанию, а также приемлемую стоимость поддержания летной годности. В своем письме, адресованном премьер-министру Владимиру Путину, А.Лебедев указал, что надежность вылета Ту-204СМ должна быть не ниже 99,8%, а величина отчислений на поддержание летной годности не должна превышать $1100 за летный час при среднемесячном налете 300 часов. Также потенциальный покупатель Ту-204СМ особо отмечал, что для лайнера необходимо гарантировать остаточную стоимость на уровне $18,5 млн спустя 10 лет, и $9,5 млн - через 15 лет.

Как показывает анализ данных, полученных в ходе эксплуатации отечественных самолетов, требуемые показатели достижимы. Так, по сведениям разработчика двигателей семейства ПС-90 ОАО "Авиадвигатель", регулярность вылетов самолетов с пермскими двигателями с декабря 2007 г. по ноябрь 2010 г. возросла с 99,8% до 99,96%. Авиакомпания "Владивосток Авиа", эксплуатирующая шесть лайнеров Ту-204-300, сообщает о среднемесячном налете в 2009 году в 284 часа на борт, при этом в 2009 году два лайнера стабильно имели налет свыше 300 часов в месяц, а годом ранее еще одна пара бортов достигала уровня 415-430 часов в месяц. Использование в составе силовой установки самолета Ту-204СМ двигателя ПС-90А2, применение новой вспомогательной силовой установки по заверениям разработчика должны благоприятно повлиять на надежность лайнера.

ПЛГ подешевеет на треть

Отдельный вопрос связан со стоимостью поддержания летной годности. О том, насколько этот параметр важен для авиакомпаний, можно судить по сведениям, приведенным Д.Доренвендт. В структуре ставки ACMI (самолет, экипаж, ТОиР и страховка), характерной для отечественных авиаперевозчиков, на техническое обслуживание приходится 41%. Таким образом, снижение расходов по этой статье на 10% приведет к снижению величины ACMI на 4,1% и, в свою очередь, даст изменение экономической стоимости самолета на уровне 10,2%. А перспективы снижения ставки на поддержание летной годности для отечественных воздушных судов есть, и существенные.

В проведенных переговорах, в которых помимо ИФК были задействованы разработчик самолета ОАО "Туполев" и ведущие поставщики комплектующих изделий, достигнуты весьма обнадеживающие результаты. Так по периодическому обслуживанию снижение расходов в ставке с летного часа может составить 38,34%, что достигается как сокращением трудоемкости выполняемых работ на 15%, так и повышением на 23% межсервисных интервалов. На 37,29% можно сократить расходы по двигателям в силу повышения почти вдвое их надежности при переходе от ПС-90А к ПС-90А2, а также сокращения срока ремонта на 30%. Очевидно, что количество съемов с крыла и время наработки заметно влияют на количество резервных двигателей, поэтому прогнозируемые изменения снизят расходы на силовую установку в целом. По словам Д.Доренвендт, во взаимоотношениях с производителями авиадвигателей достигнуто соглашение, что почасовые отчисления на поддержание летной годности, в отличие от международной практики, будут включать не только расходы на будущий ремонт в цехе производителя, но и расходы на замену агрегатов двигателя с ограниченным ресурсом.

Еще более внушительные перспективы открываются в части снижения расходов на агрегаты с ограниченным ресурсом: увеличение ресурса, применение безремонтных технологий потенциально дает снижение расходов по статье "агрегаты с ограниченным ресурсом" на 83,51%. В случае, если производитель того или иного агрегата не готов обеспечить переход на эксплуатацию по техническому состоянию, или гарантировать увеличение межремонтного ресурса, ИФК заключает с ним договоры на создание соответствующих возвратно-обменных фондов. Как следствие, суммарное снижение ставки на поддержание летной годности прогнозируется на 33,05% относительно текущих ставок.

Невиртуальный пул

При существующем парке эксплуатируемых лайнеров отечественного производства формирование полноценного пула запасных частей, диагностического и ремонтного оборудования становится неподъемным для отдельных эксплуатантов, полагает первый замдиректора ИФК. "Самое главное - консолидация резервов запасных частей, ремонтного оборудования, поскольку эксплуатант не в состоянии делать те инвестиции в дорогостоящее оборудование и быть при этом экономичным", - отметила она. Сегодня лизинговая компания сформировала значительные запасы запчастей для предоставления на условиях финансового лизинга и операционной аренды, возвратного лизинга. Возможна и реализация пульной схемы, при этом сам пул запасных частей является не виртуальным, а реальным. В частности, уже сформирован пул двигателей ПС-90А, в начальной стадии формирования - пул для Ан-148. По планам компании, возвратно-обменный фонд для реализации сделки на поставку 44 Ту-204СМ должен пополниться на 1,5 млрд рублей, а пул двигателей и ВСУ - на 2,1 млрд рублей.

По мнению Д.Доренвендт, еще одним резервом для повышения налета на воздушное судно является переориентация на восстановление комплектующих изделий в эксплуатации. Созданная летом 2009 года ИФК совместно со своим партнером по ТОиР - компанией "ИФК-Техник", лаборатория авиационного и радиоэлектронного оборудования сегодня оснащена тремя комплексами наземных автоматизированных систем контроля типа НАСКД-200МБ, НАСК-2000-1 и НАСК-2000-2 производства "БЕТА ИР" и "Авиаприбор". Это оборудование позволяет проводить тестирование порядка 60% всех электронных блоков эксплуатируемых клиентами ИФК самолетов отечественного производства. В дальнейшем планируется дополнить лабораторию рабочими местами, которые позволят проводить диагностику блоков из состава аппаратуры внутренней связи, систем управления и контроля двигателя, навигации, инструментальной система посадки и других систем. Подобные инвестиции в диагностическое и ремонтное оборудование оправдано: по словам Д.Доренвендт, созданный лабораторный комплекс позволяет значительно сократить вложения в собственно блоки, заменить их либо на приобретение модулей, либо на приобретение ремонтных технологий, повышает скорость восстановления исправности электронных блоков. Как следствие, модульный ремонт обеспечивает снижение стоимости ремонта примерно на 25-30%. Кроме того, 30% блоков, которые сегодня снимаются с самолета, могут возвращаться в эксплуатацию, так как имеют место неподтвержденные отказы.

Помимо проверки электронных блоков с помощью НАСК, ИФК уделяет внимание новым методам диагностики двигателей, в частности сцинтилляционному анализу. В 2011 году поступит в эксплуатацию разработка лаборатории физики низкотемпературной плазмы Иркутского государственного университета - атомно-эмиссионный плазменный сцинтилляционный спектрометр, позволяющий проводить оценку технического состояния двигателя по накоплению продуктов износа в масле.

Большой прогресс достигнут в оснащении эксплуатационной базы на Кубе, где эксплуатируется семь самолетов, поставленных ИФК. Вводится в строй участок ремонта тормозных дисков, участки для проверки противопожарного, кислородного оборудования, до конца 2011 года начнет работу участок восстановления двигателей ПС-90А.

До недавнего времени процесс взаимодействия с производителями комплектующих изделий напоминал улицу с односторонним движением. Точнее, в то время как завод-финалист и лизингодатель уговаривали, настаивали на снижении стоимости при повышении надежности, партнеры двигались в обратную сторону. Предложенная для реализации проекта Ту-204СМ схема делает производителей комплектующих изделий партнерами и союзниками, имеющими общие цели. Добиться этого удается с помощью реализации схемы отчислений с летного часа, когда поставщик заинтересован в том, чтобы его изделие было работоспособным и не требовало ремонта или замены как можно дольше, в то время как отчисления будут зависеть только от летного часа эксплуатации изделия. "Если производитель достигает такого уровня надежности и качества, что изделие не ломается, то он получает средства за каждый летный час, увеличивая свой доход", - говорит Д.Доренвендт. Альтернатива для нерадивых комплектаторов - получать от авиакомпании средства, которых не будет хватать на восстановление часто выходящих из строя блоков. Данная схема ждет практической реализации на программе Ту-204СМ, однако в дальнейшем она найдет применение и в программе Ан-148.

Судьба сделки на поставку 44 самолетов Ту-204СМ, очевидно, зависит от множества факторов, и неисполнение даже одного из требований потенциального заказчика может завернуть переговорный процесс в тупик. Предложенная ИФК схема взаимодействия с авиакомпанией Red Wings в вопросе поддержания летной годности флота частично прошла проверку на уже эксплуатируемых воздушных судах, частично является теоремой, ожидающей своего доказательства. При этом проведенные переговоры с поставщиками покупных комплектующих изделий показали, что они готовы включиться во вновь формируемую схему как активные игроки, заинтересованные в работе на результат. А результатом должно стать предоставление авиакомпаниям, приобретающим в лизинг отечественные лайнеры, инструмента для заработка денег, с понятной и прозрачной стоимостью владения, с гарантиями соблюдения оговоренных параметров сделки. Одним из принципиальных вопросов является готовность лизинговой компании решать проблему без постоянного упования на бюджетное финансирование, без которого авиационная промышленность до настоящего времени не готова браться за решение задачи поддержания летной годности. Однако последнее слово остается именно за разработчиком и производителем самолета - ОАО "Туполев".

 
Ссылки по теме:
Материал «Лизинг по схеме "все включено"» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: ОДК-Авиадвигатель, ИФК Техник, Туполев, Ильюшин Финанс Ко., Владивосток Авиа, БЕТА ИР, Ан-148, Ту-204-100, Авиационная промышленность, Ту-204-300, Лебедев Александр, Ред Вингс, Владивосток Авиа (Vladivostok Air) (в процессе тестирования)