О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

HeliRussia 2011

Четвертая международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2011 прошла в московском выставочном центре "Крокус-Экспо" 19-21 мая

Четвертая международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2011 прошла в московском выставочном центре "Крокус-Экспо" 19-21 мая. Организаторы выставки - Минпромторг РФ и компания "Русские вертолетные системы". Нынешняя выставка стала самой представительной: на площади 10750 кв. м свою продукцию представляли 121 российская и 40 зарубежных компаний из 16 стран: России, Украины, США, Великобритании, Франции, Швейцарии, Швеции, Италии, Испании, Германии, Канады, Колумбии, Польши, Норвегии, Белоруссии и Литвы. На предыдущей выставке были представлены 156 участников из 14 стран. Всего на HeliRussia 2011 демонстрировались 15 отечественных и зарубежных винтокрылых машин: Ми-38, вертолеты Ка-32А11ВС с отечественным медицинским модулем и Ка-32А11ВС с системой горизонтального пожаротушения, Ка-226Т с американским медицинским модулем, EC135 в окраске авиакомпании "Газпромавиа" и AS350B3 в цветах "ЮТэйр", AW139, AW109 Grand, SKYe SH09, АК1-3, R66 и R44, "Беркут".

Президент России Дмитрий Медведев направил приветственное письмо участникам и гостям HeliRussia 2011, в котором отметил, что выставка "способствует укреплению международной кооперации в авиастроении". "Российская часть экспозиции вновь демонстрирует образцы техники как гражданского, так и военного назначения, пользующиеся спросом на мировом рынке. Сегодня важно не только поддерживать достигнутый уровень качества, но и активнее модернизировать производство, стимулировать развитие инноваций", - отметил глава государства в своем послании.

На церемонии открытия вице-премьер РФ Сергей Иванов констатировал растущий интерес зарубежных производителей вертолетной техники к российскому рынку. Судя по посетителям, есть рост и среди покупателей российских вертолетов. В отличие от прошлого года экспозицию рассматривали немногочисленные китайцы, присутствовали, судя по одежде, и представители мусульманских стран. Выставку намеревались посетить послы и военные атташе Кипра, Канады, Замбии, Намибии, Малайзии.

Действительно, холдинг "Вертолеты России" в настоящее время поставляет вертолеты во многие страны, но главными покупателями по-прежнему остаются Индия и Китай.

Помимо исполнения действующих контрактов, Россия участвует в тендере на поставку 197 легких вертолетов для индийской армии. Вертолет Ка-226Т уже вошел в шорт-лист вместе с вертолетом Ecureuil компании Eurocopter. В тендере на 22 ударных вертолета Ми-28НЭ находится в коротком списке вместе с американским вертолетом AH-64D Apache Longbow. В тендере по ультратяжелым вертолетам Ми-26Т2 будет соперничать с CH-47 Chinook компании Boeing. "Вертолеты России" также участвуют в тендере по модернизации 108 вертолетов Ми-17 для армии и 15 вертолетов Ка-28 для ВМС Индии. Кроме того, в настоящее время выполняется контракт на поставку 80 вертолетов Ми-8В-5, первые 15 машин будут поставлены в 2011 г. Есть большая вероятность, что опцион еще на 59 вертолетов перерастет в твердый контракт. "Вертолеты России" осуществляют поставку в Китай 32 вертолетов Ми-171 по подписанному в 2010 г. контракту. Кроме того, идет работа над подписанием контракта (в счет государственного долга) по поставке 30 вертолетов Ка-32А11ВС для МЧС Китая.

Идет активная работа по продвижению российских вертолетов и на рынки других стран. По экспертным оценкам, сегодня вертолеты российского производства занимают около 20% рынка военной вертолетной техники стран Латинской Америки и только 2% рынка гражданских машин. При этом в гражданском сегменте при приобретении авиационной техники российского производства отмечается высокая потребность в лизинговых услугах. Поэтому в ходе выставки холдинг "Вертолеты России" и лизинговая компания ОАО "ВЭБ-лизинг" заключили соглашение о стратегическом партнерстве на авиационном рынке Латинской Америки. Подписанный документ предусматривает предоставление лизинговых услуг желающим приобрести гражданские вертолеты российского производства. Предусматриваются не только поставка вертолетов, обучение экипажей и послепродажное обслуживание, но и максимально выгодные финансовые условия. Интерес к использованию лизинговой схемы (на условиях долгосрочной аренды вертолетов с возможностью их дальнейшего выкупа) проявляют эксплуатанты из Перу, Мексики, Аргентины, Боливии, от них уже поступили соответствующие запросы. В случае успешной реализации программы по предоставлению вертолетов в лизинг "Вертолеты России" и "ВЭБ-лизинг" готовы рассмотреть возможность использования аналогичного инструмента в других регионах мира.

В свою очередь, "Вертолеты России" покупают за рубежом двигатели. Так 19 мая холдинг разместил первый заказ на поставку в течение двух лет 40 двигателей Turbomeca Ardiden 3G для вертолета Ka-62. Этот заказ стал материальным воплощением рамочных соглашений на поставку 308 двигателей этого типа, подписанных в апреле 2011 г.

Вполне естественно, что центром выставки стал стенд холдинга "Вертолеты России". "В настоящее время мы контролируем все вертолетостроительные предприятия и производителей основных узлов и агрегатов. Масштабная консолидация привела к росту производственных и экономических показателей работы. В 2010 г. мы произвели 214 вертолетов, в планах 2011 г. - 262 машины, в 2012 г. - более 300. Наш совокупный продукт за период 2007-2010 гг. более чем удвоился. По результатам 2010 г. мы занимаем 14% мирового рынка в стоимостном выражении. 13% существующего мирового вертолетного парка составляют вертолеты нашего производства. По результатам деятельности в 2010 г. мы заняли третье место в мире по выручке среди вертолетостроительных компаний, хотя в недавнем прошлом занимали всего лишь шестое место" - сказал на пресс-конференции генеральный директор холдинга Дмитрий Петров.

Дебютантом выставки стал второй опытный экземпляр вертолета Ми-38 (ОП-2 с регистрационным номером RA-38012). Именно он открывал экспозицию перед выставочным павильоном. На этом вертолете были усовершенствованы гидравлическая и топливная системы, система управления, внесены изменения в конструкцию лопастей несущего винта. Вертолет оборудовали современным комплексом БРЭО ИБКО-38 производства компании "Транзас", в котором реализован принцип "стеклянной кабины". 18 мая состоялся 22-й полет вертолета. Заводские сертификационные испытания планируется завершить в 2011 г., затем перейти к контрольным сертификационным испытаниям. Весь объем полетов предполагается выполнить в 2012-2013 гг., в 2014 г. закончить все работы по опытно-конструкторской части программы и освоению производства, а после этого начать серийное производство.

Первый опытный экземпляр вертолета находится в цехе окончательной сборки КВЗ, на нем будут установлены российские двигатели ТВ7-117В. Вторым вертолетом с российскими двигателями станет Ми-38 ОП-3. Он также будет иметь и некоторые конструктивные изменения - будет удлинен фюзеляж, установлены все системы и агрегаты, необходимые для сертификации вертолета.

Оба варианта - и с двигателями PW127, и с двигателями ТВ7-117В, должны пройти сертификационные испытания. Сертификация вертолета в России и за рубежом будет вестись последовательно. Сертификационным "эталоном" вертолета Ми-38 с обоими типами двигателей должен стать четвертый летный экземпляр - ОП-4.

На статической стоянке рядом с входом в здание МВЦ "Крокус Экспо" демонстрировались также новая модификация вертолета Ка-32А - многоцелевой спасательный вертолет Ка-32А11ВС. Этот вертолет накануне выставки (17 мая) был передан МЧС России в рамках контракта на поставку пяти вертолетов Ка-32А11ВС в санитарном варианте. На этих же вертолетах в случае необходимости может быть установлено и противопожарное оборудование. Противопожарный Ка-32А11ВС, оснащенный водяной пушкой для горизонтального пожаротушения, также демонстрировался на выставке, но только один день - 19 мая.

В целом "Вертолеты России", как и на прошлой выставке, сделали акцент на региональных вертолетах. Боевые вертолеты Ми-28 и Ка-52 были представлены только в моделях в глубине стенда, беспилотных вертолетов не было совсем. О работах по скоростному вертолету генеральный директор холдинга "Вертолеты России" Дмитрий Петров сказал, отвечая на вопрос в ходе пресс-конференции. Он сообщил, что "пока работы "Камова" и "Миля" в этом направлении финансируются паритетно", в конце 2012 г. планируется провести внутренний конкурс и выбрать "одну платформу, которую мы будем финансировать".

У холдинга "Вертолеты России" также есть своя внутренняя технологическая платформа "Рисса", которая предполагает создание так называемого "зеленого" вертолета. "Не раскрывая полностью нашу работу в этом направлении, могу сказать, что мы работаем с двумя крупнейшими производителями электрических двигателей в мире для наработки научно-технического задела по использованию новой силовой установки на новых принципах", - отметил гендиректор холдинга Д.Петров.

Центром стендовой экспозиции холдинга стал легкий вертолет Ка-226Т с французскими двигателями Arrius 2G и российским редуктором ВР-226Н. Сертификационные испытания и подготовку серийного производства Ка-226Т планируется завершить в 2011 г. Вертолет экспонировался с медицинским модулем американского производства.

Ми-34С1 на этот раз был представлен только в виде модели, а в презентации к пресс-конференции холдинга было указано, что "первый полет вертолета состоится на МАКС-2011". В конце 2011 г. или в начале 2012 г. "Вертолеты России" планируют завершить сертификацию и с начала 2012 г. внедрить вертолет в серию. "У нас уже есть потенциальные покупатели", - отметил Д.Петров. Это действительно так. В апреле 2011 г. "Вертолеты России" и бразильская инвестиционная группа Qualy Group Brasil подписали Договор о сотрудничестве в продвижении вертолета Ми-34С1 в Бразилии на основе дилерского соглашения. Документ предусматривает возможную поставку 150 вертолетов Ми-34С1 до 2023 г. В ходе выставки, контракт на поставку 10 вертолетов Ми-34С1 был подписан с авиакомпанией "ЮТэйр". Причем руководство авиакомпании считает, что число заказываемых Ми-34С1 может увеличиться до 50 машин. Часть вертолетов будут поставлены с 2012 г. в учебный центр компании "ЮТэйр" для подготовки пилотов.

Кроме того, "Вертолеты России" намерены проводить сборку европейских вертолетов AW139, производственный комплекс строится в Томилино. "Мы планируем в августе открыть этот комплекс, и полагаем, что в конце 2011 г. состоится сборка первого вертолета AW139", - сообщил Д.Петров. Кстати, первый вертолет этого типа в начале апреля был поставлен в Россию с помощью "ВТБ-Лизинг". В начале 2012 г. два вертолета AW139 должен получить президентский авиаотряд "Россия", а общее число российских заказов на вертолет AW139 достигло шести.

Компания "ЮТэйр", помимо Ми-34С1 и уже закупленных Ми-171, намерена приобретать и зарубежные вертолеты, в частности EC175 и AS350B3(B3e)/AS355NP, которые демонстрировались на стенде компании "Еврокоптер Восток" в окраске авиакомпании. Первый в виде модели, второй - натурный. Вертолеты ЕС175 (с российским БРЭО) начнут поступать в "ЮТэйр" в 2013 г.

"Еврокоптер Восток" также продемонстрировала вертолет ЕС135, на котором по требованию авиакомпании "Газпромавиа" впервые установлено российское БРЭО компании "Транзас Авиация". Все восемь вертолетов, заказанных в 2009 г., уже поставлены заказчику.

Главной новинкой выставки по праву можно назвать вертолет Robinson R66, представленный компанией Uralhelicom. Сразу после выставки вертолет будет передан заказчику, но эксплуатировать его он пока не сможет, поскольку FAA еще не сертифицировала R66 для работы при низких температурах (-40 градусов). Также вертолет должен получить российский сертификат, это событие прогнозируется до конца лета 2011 г. В апреле 2011 г. R66 получила и компания "Авиамаркет", которая уже имеет семь твердых заказов на 2012 г. Пока же на российском рынке, да и не только на российском, доминируют вертолеты R44, которых на выставке было представлено пять штук. Компания "Аэросоюз" показала на выставке HeliRussia 2011 художественную композицию White Eagle ("Белый орел"), представляющую собой вертолет Robinson R44, обклеенный белыми перьями. Как пояснил президент "Аэросоюза" Александр Климчук, летать с перьями вертолет, разумеется, не будет, однако для большинства пилотов всего мира путь в небо начинается именно с вертолетов Robinson - с ними частные пилоты "оперяются".

Впервые в Европе на выставке HeliRussia 2011 состоялась презентации вертолета SKYe SH09, выполненного из композиционных материалов. На стенде швейцарской компании Marenco Swisshelicopter (создана в 2007 г.) демонстрировался натурный макет нового вертолета. Сборка опытной машины началась зимой 2011 г., в феврале состоялась презентация вертолета в США, на выставке HeliExpo 2011. Первый полет намечен на начало 2012 г., сертификация запланирована на 2015 г. В том же году компания Marenco намерена продать 15 вертолетов, а в 2016 г. - 30. Легкая машина максимальным взлетным весом 2,5 тонны будет оснащена одним газотурбинным двигателем. По заявлениям производителя, вертолет станет одним из самых малошумных на рынке.

Американская компания Sikorsky не привезла на выставку натурных вертолетов. Более того, на ее стенде не было даже ни одной модели. На выставке компанию представляли Сергей Сикорский и вице-президент компании по продажам и маркетингу Фрэнк Дипаскуале. Он и объявил о том, что Sikorsky начинает официальные продажи своих вертолетов в России. В 2012 г. компания рассчитывает сертифицировать в России тяжелый вертолет S-92 и легкий вертолет S-434. Sikorsky также планирует продвигать на российский рынок средний вертолет S-76D. Однако сроки его российской сертификации пока не ясны, поскольку пока эта модель находится на стадии испытаний. S-76D налетал 300 часов, его сертификация в FAA ожидается в конце 2011 г., начало поставок - в 2012 г. Вероятно, это связано с тем, что на мировом рынке с 2012 г. компания ожидает падение спроса на гражданские вертолеты.

Кроме того, основываясь на работах по демонстратору X2, компания ведет разработку боевого скоростного вертолета S-97. Фрэнк Дипаскуале отметил что, "мы разрабатываем S-97 на собственные средства и инвестируем 200 млн дол на постройку двух опытных образцов S-97. В рамках этой программы до конца 2011 г. планируется выполнить защиту эскизного проекта. Первый полет первого опытного образца запланирован на 2014 г. Вертолет X2 в сентябре 2010 г. установил рекорд, достигнув скорости 400 км/ч, а в начале мая Sikorsky получила награду "Колиэр Трофи" за этот рекорд. Однако он продержался недолго - в мае европейский вертолет X3 в горизонтальном полете достиг скорости 430 км/ч.

В средине января Sikorsky открыла специальный центр, который позволит собирать новые вертолеты в виртуальной реальности. За счет этого производитель рассчитывает выявлять допущенные при проектировании ошибки, которые ранее могли быть замечены только в ходе сборки опытных образцов. Центр виртуальной сборки включает в себя 12 камер, нашлемный дисплей, специальные перчатки и захватное устройство, подключенные к трем компьютерам. Такой метод позволит удешевить и ускорить процесс создания летательных аппаратов. Впервые виртуальная сборка будет применена для создания нового тяжелого вертолета CH-53K, разрабатываемого по заказу Корпуса морской пехоты США. Эта модель с максимальным взлетным весом 33 т является дальнейшим развитием вертолета CH-53E Super Stallion. По сравнению с предшественником полезная нагрузка CH-53K увеличена почти в три раза, до 12 т. Сейчас программа CH-53K находится на этапе создания опытного экземпляра. Начало эксплуатации запланировано на 2018 г. Американские военные планируют закупить боле 200 вертолетов этой модели.

Кроме того, среди перспективных работ американской компании есть полностью электрический вертолет Firefly ("Светлячек"). Первый полет опытного экземпляра ожидается в конце 2011 г. Впервые о работах компании в этом направлении стало известно в июле 2010 г. на ежегодном авиафоруме AirVenture в Ошкоше, Висконсин. Firefly создается на базе вертолета S-300С, первые серийные образцы которого появились еще в 1961 г. Электрическая силовая установка будет питаться от трех литиевых аккумуляторов емкостью 135 А-ч, что будет достаточно для выполнения 15 минутного полета.

Однако пока вертолеты летают на менее экзотических двигателях, которые на выставке представляли петербургское ОАО "Климов", запорожские моторостроители и Воронежский механический завод, а также компания Turbomeca, входящая в группу Safran.

ОАО "Климов" продемонстрировала двигатели ТВ7-117В, ВК-2500П/ПС и ВК-800. Внимание посетителей к этим экспонатам старались привлечь симпатичные девушки. В настоящее время опытные образцы двигателя ТВ7-117В проходят стендовые испытания. Идет подготовка к проведению летных испытаний на вертолете Ми-38.

Среди российских новинок выставки можно назвать двухместный вертолет сосной схемы "Беркут" (взлетная масса 785-830 кг), созданный одноименным ООО. Первый полет должен состояться через месяц, а затем новый вертолет, вероятно, смогут увидеть посетители МАКС-2011.

Целый ряд автожиров продемонстрировали на совместном стенде ООО "АвтоГиро Руссланд" и компания "ГиРос": от роскошного двухместного Cavalon до простенького на вид, но очень элегантного автожира MTOSport. Взлетный вес примерно одинаковый - 240-260 кг, двигатели - Rotax. Кроме того, на плакате был представлен проект грузо-пассажирского автожира "Гирос-3" с двумя тянущими винтами в кольцевых каналах по бокам фюзеляжа. Предполагается, что автожир взлетной массой 1500 кг будет оснащен ГТД мощностью 460 л.с. Он сможет перевозить 5 человек или 400 кг груза на расстояние 600 км при крейсерской скорости 175 км/ч. Длина разбега и пробега при этом не превысит 15 м.

Интересную работу представил Воронежский государственный технический университет - легкий одноместный автожир "Барсик" с максимальным взлетным весом 260 кг с двигателем Rotax. На его базе может быть создан и беспилотный автожир для химической и биологической обработки растений. Еще один автожир - МАИ-208 разработки ОКБЭС Московского авиационного института.

На выставке была представлена экспозиция компании "Транзас", которая за последние годы стала одним из крупных игроков на вертолетном рынке. В частности, на поставляемых в Россию в интересах авиакомпании "Газпромавиа" вертолетах EC135 установлена система раннего предупреждения приближения к земле, спутниковый приемоиндикатор ГЛОНАСС / GPS и многофункциональный 12-дюймовый индикатор, выпускаемые питерской компанией. Как ожидается, это оборудование может быть установлено и на других вертолетах европейского производства, поставляемых как российским, так и иностранным заказчикам. Стоит напомнить, что "Трансзас" стал интегратором БРЭО на вертолетах Ми-38 и Ми-171А2, ведутся работы по перспективным комплексам для камовских машин. Что же касается деятельности подразделения "Транзаса", специализирующегося на тренажерах, то вертолетное направление является приоритетом: за 10 лет компанией поставлено 34 авиационных тренажера, включая шесть с системой подвижности, 22 комплексных без системы подвижности и шесть - процедурных. Созданы тренажеры для вертолетов Ми-8/Ми-17 и их модификаций, Ми-24/35, Ми-26, ведутся работы по тренажеру Ка-32.

Выставка отличилась и обширной научной программой. В частности, прошли круглые столы "Тренажерные технологии - резерв повышения безопасности полетов", "Вопросы использования альтернативных топлив пропан-бутанового ряда (АСКТ) на вертолетах и других воздушных судах". Интерес к этим вопросам был столь велик, что участников пришлось буквально выпроваживать из залов после завершения конференций, чтобы освободить место для следующих мероприятий.

На заседании по вопросам применения АСКТ в авиации с докладами выступили представители ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИ ГА, ООО "Интеравиагаз". Работы в этом направлении ведутся с 1960-х годов. В итоге в 1987 г. выполнил первый полет вертолет Ми-8ТГ, год спустя - самолет Ту-155. Был накоплен богатый опыт по созданию летательных аппаратов и двигателей на АСКТ, разработано оборудование, позволяющее получать газовое топливо на газо- и нефтеперерабатывающих заводах, а также в местах добычи из попутных нефтяных и природных газов, которые сегодня просто сгорают. Все это было реализовано в 1985-1995 гг. и в начале 2000-х годов, когда работы частично поддерживало государство.

Вопросы использования АСКТ на вертолетах в качестве первого этапа внедрения газотопливной технологии в авиационную технику неоднократно обсуждались на различных комитетах Госдумы и Совета Федерации и получали поддержку. Однако внедрять эту технологию пока никто не торопится.

Участники круглого стола приняли решение просить заместителя председателя Госдумы Владимира Жириновского обратиться к руководству страны с просьбой включить компоненты проекта двухтопливного вертолета в существующие ФЦП и создании специальной программы, а также обратиться в "Оборонпром" и "Вертолеты России" с предложением представить Ми-8ТГ вместе с заправочным модулем АСКТ на МАКС-2011.

Кроме того, в рамках выставки прошла ставшая традиционной 3-я международная конференция "Рынок вертолетов: реалии и перспективы", организованная Ассоциацией вертолетной индустрии и агентством "АвиаПорт".

В рамках HeliRussia-2011 прошло награждение победителей Международного конкурса на лучшую публикацию по вертолетной тематике. Победителями конкурса стали Сергей Ткачук (статья "Вертолетные двигатели ОАО "Мотор Сич" вне конкуренции"), Герман Спирин (статья "Мобильность оператора: ставка на русских"), Александр Полищук (статья "Перспективы мирового вертолетостроения") и Андрей Фомин (статья "Вертолетная индустрия России: итоги 2010 года и планы на будущее").

Наконец, по традиции Ассоциация вертолетной индустрии объявила о награждении лауреатов профессиональной Премии Ассоциации за 2010 год. Лауреат премии АВИ за 2010 год в номинации "Пилот года" - Владимир Морозов, командир воздушного судна - инструктора Ми-26 летного отряда № 2 ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр". Лауреат премии АВИ за 2010 год в номинации "Летчик-испытатель года" Александр Смирнов, старший летчик-испытатель 1 класса, ОАО "Камов". Лауреат премии АВИ за 2010 год в номинации "Пилот-спортсмен года" Максим Сотников, генеральный директор компании "КомСтрин". Лауреат премии АВИ за 2010 год в номинации "Инженер года" Михаил Голубев, главный технолог Авиационно-ремонтного комплекса ОАО "ЮТэйр-Инжиниринг". Лауреат премии АВИ за 2010 год в номинации "Инженер - конструктор года" Сергей Селеменев, начальник отдела № 20 несущих винтов, ОАО "Камов". Лауреат премии АВИ за 2010 год в номинации "Инженер - испытатель года" Валерий Пильчевский, ведущий инженер первого класса по летным испытаниям воздушных судов, руководителя группы ведущих инженеров по летным испытаниям, ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля". Лауреат премии АВИ за 2010 год в номинации "Перспективный молодой инженер года" Владимир Шибин, начальник лаборатории службы главного метролога, ОАО "Кумертауское авиационное производственное предприятие"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка