О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Успех A320neo беспокоит компанию Boeing

Уже через два дня после начала 49-го Международного аэрокосмического салона в Ле-Бурже компания Airbus достигла своей главной цели, получив в общей сложности с декабря 2010 г. более 500 заказов на свои новые узкофюзеляжные самолеты A320neo

Уже через два дня после начала 49-го Международного аэрокосмического салона в Ле-Бурже компания Airbus достигла своей главной цели, получив в общей сложности с декабря 2010 г. более 500 заказов на свои новые узкофюзеляжные самолеты A320neo. По признанию руководства Airbus, ожидания компании были не столь высокими.

"С продажами более 1000 самолетов всего лишь через полгода после запуска программы говорит о том, что наш A320neo является настоящим бестселлером. Должен признаться, что я значительно недооценивал спрос рынка на самолеты neo до начала этой выставки", - сказал президент Airbus Том Эндерс после объявления о получении рекордного заказа на самолеты A320neo стоимостью $18 млрд.

Успех был действительно потрясающим. За четыре первых дня салона Paris Airshow 2011 европейский авиастроитель смог продать в общей сложности 667 самолетов A320neo, которые должны стать на 15% экономичнее своих предшественников. В условиях постоянного роста мировых цен на нефть и соответственно на авиатопливо такой фактор как топливная экономичность, зачастую, становится решающим при выборе нового авиалайнера. Но помимо более низкого расхода топлива лайнеры A320neo обещают стать более экологичными и менее шумными, а опасения насчет удорожания обслуживания самолета постоянно опровергаются представителями Airbus и производителями двигателей для обновленного семейства.

И в борьбе со своим главным конкурентом, американской корпорацией Boeing, компания Airbus завершила авиасалон в Ле-Бурже победительницей. Но как бы то ни было последнее слово все же остается за Boeing.

Безусловно, перед Boeing сейчас стоит сложная задача. Рынку необходим новый или ремоторизированный самолет, по крайней мере, той его части, которая является клиентами американского концерна. Пока что, если внимательно проанализировать заказы, поступившие на лайнеры A320neo, можно отметить, что большая их часть поступила от существующих клиентов Airbus. Есть, конечно, в этом списке и исключения. В частности, авиакомпания SAS оформила заказ на 30 лайнеров A320neo, но угрозы позициям Boeing здесь пока нет, поскольку заказанные самолеты Airbus руководство SAS планирует разместить в Копенгагене, тогда как в двух других базовых аэропортах компании в Осло и Стокгольме по-прежнему будут работать лайнеры 737-й серии.

Немного удивительным был заказ на самолеты A320neo со стороны индонезийского перевозчика Garuda, который ранее был преданным эксплуатантом ВС компании Boeing. Но это, пожалуй, единственный пример перехода прежнего клиента на продукцию конкурента Boeing.

Есть еще один заказ, заслуживающий отдельного упоминания - это покупка лайнеров A320neo компанией Republic Airways, которой принадлежит авиакомпания Frontier Airlines. Ранее Republic Airways договорилась о заказе самолетов Bombardier CSeries, но с учетом результатов авиасалона в Ле-Бурже аналитики считают, что этот заказ на CSeries находится под вопросом.

Но если о проекте CSeries можно говорить как уже о свершившимся факте, то будущая судьба самолетов Boeing 737NG остается неясной. Напомним, что перед Boeing стоит одна дилемма: пойти по стопам Airbus и провести ремоторизацию своего успешного семейства или же сделать нестандартный ход и выпустить в свет совершенно новый самолет.

Первый вариант привлекателен тем, что можно получить более эффективный лайнер при меньших затратах, поскольку установка новых двигателей на самолеты 737NG не потребует огромных инвестиций. Но некоторые эксперты уже неоднократно говорили о том, что возможности корпуса 737 уже исчерпаны и дальнейшая модернизация этой серии просто не даст серьезного выигрыша в эффективности.

Второй вариант имеет очевидный плюс. Можно создать совершенно новый самолет, полностью оптимизированный под новые двигатели, что конечно же, будет более эффективным решением. Но при этом Boeing придется потратить на этот проект гораздо больше времени при достаточно высоких инвестиционных расходах. Кроме того, некоторые аналитики во главе с руководством Airbus считают, что на данный момент в распоряжении авиастроителей нет тех технологий, которые позволили бы создать эффективный авиалайнер.

В пользу второго варианта говорят и пожелания клиентов Boeing. Руководитель одной из крупнейших лизинговых компаний Air Lease Corp. Стивен Удвар-Хази даже согласился стать стартовым заказчиком новых узкофюзеляжных самолетов Boeing. По его словам, руководству американской компании не нужно поддаваться на коммерческий успех семейства A320neo, поскольку этот успех рассчитан на краткосрочную перспективу, а Boeing в своем решении должна опираться на долгосрочные потребности авиационной отрасли.

Он также считает, что Boeing должна решить и ряд других сопутствующих вопросов, которые непременно будут сопровождать решение о создании нового самолета. Один из них - производственный процесс. По словам С.Удвара-Хази, производство узкофюзеляжных лайнеров может быть эффективным при темпах выпуска равных 50-60 самолетам в месяц. Вполне очевидно, что существующие производственные мощности Boeing не справятся с такими объемами, а значит, компании придется расширяться. Причем здесь необходимо учитывать тот факт, что на оплату труда сотрудников в США приходится тратить значительные средства, поэтому нужно искать другие варианты. И здесь С.Удвар-Хази предлагает разместить один из заводов за границей, например, в Китае, где как известно, рабочая сила - одна из самых дешевых.

В целом же, он подчеркнул, что авиационная отрасль ждет от Boeing скорейшего решения по вопросу дальнейшей судьбы самолетов 737NG и желательно, чтобы компания все-таки решилась на разработку нового лайнера, а не следовала примеру Airbus.

Boeing, в свою очередь, пообещала принять окончательное решение по этому вопросу в течение ближайших нескольких месяцев. В настоящее время, как сказал руководитель подразделения Boeing Commercial Airplanes Джеймс Албау, компания вплотную работает со своими клиентами, чтобы определиться с их требованиями и понять, какой же все-таки самолет будет востребован рынком.

"Мы не хотим торопиться с принятием решения. И нет сомнений, что создание нового самолета будет более дорогостоящим и более рискованным проектом, но при этом он будет самым эффективным", - сказал Дж.Албау во время авиасалона в Ле-Бурже.

По внутренним оценкам Boeing, новый самолет будет на 20% эффективнее в плане расхода топлива по сравнению с существующими самолетами, а это значительный шаг вперед. Сейчас в компании созданы две рабочие группы, которые занимаются анализом различных вариантов, и в итоге, опираясь на их отчеты, руководство Boeing должно будет определиться со своими дальнейшими действиями.

Примечателен тот факт, что во время своих многочисленных выступлений в Ле-Бурже топ-менеджеры Boeing неоднократно упоминали проект создания нового самолета, постепенно прояснялись небольшие детали, а вот о возможной ремоторизации семейства 737NG говорили очень мало.

В частности, стало известно, что в конструкции нового самолета однозначно будут использоваться композитные материалы, правда, в каком соотношении пока неясно. Определенную озабоченность у менеджеров Boeing, также как и у С.Удвара-Хази, вызывает производственный процесс, поскольку компании придется выпускать до 60 таких самолетов в месяц. Опыт, накопленный в ходе работы над многострадальным проектом 787 Dreamliner, также будет учтен при запуске новой программы, если она, конечно же, будет запущена.

В свою очередь, если Boeing все же решится на ремоторизацию, то модернизированные самолеты 737-й серии будут эффективнее лайнеров A320neo. Как отметил вице-президент Boeing по развитию программы 737 Майк Бэйр, ремоторизированные 737 будут потреблять на 10-12% меньше топлива, а расходы, связанные с эксплуатацией этих лайнеров будут ниже на 6-7%. Причем эти самолеты вполне совместимы с двигателями Pratt & Whitney PW1100G и CFM Leap-X, которые сейчас предлагаются для проекта A320neo.

Моторостроители, включая General Electric, Rolls-Royce и P&W, по словам М.Бэйра, уже прорабатывают варианты с новыми двигателями, которые могли бы появиться под крылом нового узкофюзеляжного лайнера Boeing. Согласно ожиданиям компании, новый самолет будет потреблять на 20% меньше топлива, при этом затраты на его эксплуатацию будут ниже приблизительно на 10%.

Конечно, сейчас Boeing находится в непростой ситуации. Многое будет зависеть от психологического давления на руководство компании. Уже сейчас Airbus получает крупные заказы на самолеты A320neo, что не может не волновать конкурентов. Если мировые цены на нефть будут расти и дальше, то по мнению аналитиков, авиакомпании будут все больше и больше устремлять свои взоры в сторону авиалайнеров от Airbus. И такой вариант развития событий будет не на руку американскому концерну, поскольку поспешность в принятии любых решений, зачастую, играет негативную роль.

Если на сторону Airbus станут переходить клиенты Boeing, ситуация станет более тяжелой, и тогда вполне вероятно, что семейство 737NG получит новые моторы, поскольку новый лайнер может появиться на свет не раньше начала следующего десятилетия.

Немалое опасение у аналитиков вызывают и новые игроки рынка узкофюзеляжных самолетов. В самой компании Boeing достаточно высоко оценивают потенциал китайского проекта C919, который разрабатывается государственной корпорацией Comac. По мнению аналитиков Boeing, эти самолеты действительно могут завоевать популярность среди авиакомпаний.

Есть опасения и относительно лайнеров CSeries. Так, например, 130-местная модель этих самолетов будет непосредственно конкурировать с младшими моделями в семействе узкофюзеляжных лайнеров Boeing и Airbus. В Boeing также считают, что эти самолеты могут отобрать у "большой двойки" часть существующих клиентов....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка