О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сертификация транспортников A400M завершится в 2012 году

В 2011 г. программа создания военно-транспортного самолета A400M планомерно приближалась к своему логическому завершению - получению сертификата типа, однако возникшие к ходе испытаний проблемы заставили Airbus перенести сертификацию транспортника

В 2011 г. программа создания военно-транспортного самолета A400M планомерно приближалась к своему логическому завершению - получению сертификата типа, однако возникшие к ходе испытаний проблемы заставили компанию Airbus перенести сертификацию транспортника на второй квартал 2012 г. Еще в декабре 2011 г. руководство Airbus Military рассчитывало получить сертификат типа до конца года, но эксперты уже тогда предрекали продление сертификационных испытаний.

Препятствием для завершения испытаний послужило несколько проблем. Одна из них была связана с погодными условиями, которые помешали провести испытания транспортника в условиях обледенения. Другая проблема заключалась в неисправности турбовинтового двигателя TP400D. Тем не менее, на встрече с инвесторами операционный директор Airbus Фабрис Брежье отметил, что несмотря на возникшие проблемы все приготовления к началу первых поставок самолета A400M идут полным ходом, и ВВС Франции должны получить свой транспортник в марте 2013 г., как и было запланировано ранее. Сейчас, самолет с серийным номером MSN007, предназначенный для поставки ВВС Франции, находится на этапе заключительной сборки.

На конец 2011 г. в рамках программы испытаний самолеты A400M налетали в общей сложности 2554 часов и выполнили 859 вылетов. Как отметил Ф. Брежье, в ходе испытаний все системы военно-транспортного самолета подтвердили свое соответствие потребностям заказчиков. В целом, на всю программу летных испытаний транспортника Airbus отводится около 3700 часов - эта цель должна быть достигнута уже в текущем году.

Руководитель программы летных испытаний Airbus Military Фернандо Алонсо отметил, что невыполнение первоначального графика испытаний не является серьезной проблемой, и компания в большей степени сосредоточена на том, чтобы организовать первые поставки нового транспортника в соответствии с намеченными сроками.

Есть также проблемы с договорными обязательствами. В частности, отмечается, что Франция выражает недовольство предлагаемой послепродажной поддержкой нового самолета. Но в целом Airbus Military осталась довольна реализацией программы A400M в 2011 г., учитывая то, что основные технические неисправности, связанные с двигателями TP400D, все же были решены.

Напомним, что одна из неисправностей в июне 2011 г., вызванная отказом одного из компонентов турбовинтового двигателя, привела к отключению силовой установки во время полета. В ходе проведенного анализа выяснилось, что к отказу привела усталостная трещина, возникшая в одном из зубьев зубчатого колеса из-за резонансных колебаний промежуточной передачи. Впоследствии инженеры модернизировали конструкцию промежуточной передачи, чтобы избежать появления резонансных колебаний и тем самым предотвратить усталостные разрушения материала. Помимо внесения изменений в конструкцию новых двигателей будет проведена модернизация уже выпущенных силовых установок. Инженеры также разработали специальный алгоритм, который позволяет идентифицировать ранние признаки отказа и предотвратить отключение двигателя в полете.

Другая техническая проблема была связана с компрессором высокого давления. Данная проблема привела к временному выводу из эксплуатации трех силовых установок во время наземных испытаний. В этот раз поломка лопатки компрессора была также вызвана акустическим резонансом. Как отмечают инженеры Airbus Military, эта неисправность проявляется только в ограниченном диапазоне скоростей. Конструкторам также удалось исправить эту проблему. Одно из решений заключается в контролировании скорости работы двигателя, позволяющей избежать выхода силовой установки на тот режим, на котором возникает данная неисправность. Второе решение заключается в модернизации направляющей лопатки компрессора.

В целом же, характеристики двигателей TP400D, определенные в ходе испытаний, опережают заявленные спецификации. В частности, отмечается, что расход топлива оказался на 1% ниже того значения, которое ставилось целью перед конструкторами перед запуском транспортника в эксплуатацию. Сборка двигателей для самолета MSN007 начнется в конце текущего года, а его поставка ВВС Франции должна состояться во втором квартале следующего года.

Что касается программы летных испытаний, то в последние месяцы основное внимание сотрудников Airbus Military, конечно же, было уделено завершению сертификационных испытаний. Как говорит Ф.Алонсо, работа над этой программой не прекращается, но когда она будет завершена, пока неизвестно.

Во многом завершение тестов будет зависеть от условий, в которых проводятся испытания. Например, испытания в условиях обледенения были завершены только на 40% преимущественно из-за слишком мягкой погоды в Европе, которая была нетипична для последних месяцев. Но в принципе, как говорит Ф.Алонсо, данную часть испытаний можно завершить в течение четырех вылетов при условии соблюдения подходящих условий.

Кроме того, инженеры внесли изменения в конструкцию антиобледенительной системы после идентификации незначительных проблем во время летных испытаний. А в основном, по словам Ф.Алонсо, большая часть работы, намеченная на сертификационные испытания, уже выполнена.

Как и с испытаниями в условиях обледенения, тестам в условиях встречного ветра воспрепятствовала погода. По словам одного из летчиков-испытателей, несколько тестов в условиях встречного ветра все-таки были проведены, и никаких проблем с двигателями самолета в ходе этих испытаний не возникло.

Также в ходе испытаний была достигнута минимальная эволютивная скорость разбега самолета с одним неработающим двигателем, равная 164 км/ч. Данная цифра имеет важное значение для транспортных самолетов, предназначенных для эксплуатации на аэродромах с короткими ВПП. Для того, чтобы достичь относительно небольшого значения минимальной эволютивной скорости на самолете A400M, который оборудован достаточно мощными турбовинтовыми двигателями, инженеры Airbus спроектировали специальную систему, которая в случае отказа одного из двигателей автоматически переводит противоположный двигатель в режим обратной тяги в зависимости от текущей скорости самолета. Как уверяют специалисты Airbus, такая система позволяет транспортнику находиться в 10-метровой зоне в пределах центральной линии ВПП.

В прошлом месяце также были завершены испытания самолета A400M в "водяной ванне", чтобы гарантировать отсутствие помпажа двигателей при попадании в них воды из-под колес самолета. Транспортник прошел это испытание, однако вода, попавшая в механизм выпуска шасси, послужила причиной небольшой неисправности. Теперь инженерам Airbus предстоит исправить данную проблему.

В 2012 г. самолету A400M с серийным номером MSN006 предстоит пройти испытаний на функциональность и надежность систем. Вслед за этим запланирована 300-часовая программа летных испытаний, в ходе которой должна быть продемонстрирована готовность самолета к эксплуатации. В текущем году Airbus Military запланировала выполнение различных работ над своим транспортником, однако, как отмечает руководство компании, нет необходимости в завершении всех модернизаций перед вводом самолета в эксплуатацию. Часть работ можно выполнить уже после начала первых поставок в том случае, если компания не сможет уложиться в отведенный для нее график.

В числе запланированных испытаний выделяются такие пункты, как испытания самолета A400M в условиях жаркого климата, которые, скорее всего, будут проводиться в Боливии весной 2012 г. Первоначально эти испытания должны были проводиться в 2011 г., но технические проблемы с двигателями TP400D вынудили Airbus Military перенести их на более поздний срок. Также запланированы дополнительные испытания самолета в условиях низких температур.

Также в текущем году Airbus Military планирует провести дополнительные выброски с самолета парашютистов и различных грузов. Будет проведена оценка характеристик загрузки и разгрузки транспортника на земле. Возможно, также будут проведены дополнительные дозаправки в воздухе, в первую очередь, в паре с различными вертолетами. Еще одним важным пунктом является выполнение взлетов с неподготовленных взлетно-посадочных полос, имеющих травяное, грунтовое или гравийное покрытие.

Что касается проблем с договором послепродажного обслуживания, то в настоящее время руководство Airbus Military продолжает переговоры по этому вопросу с заинтересованными сторонами. В частности, переговоры с Францией продолжаются уже на протяжении нескольких месяцев. В октябре прошлого года представители ВВС Франции пригрозили отказом в оплате поставок новых самолетов, если контракт на обслуживание не будет согласован. Но как отметил Ф. Брежье, Airbus должна согласовать все условия контракта в ближайшие недели.

Он также добавил, что данный контракт будет носить временный характер, но впоследствии его положения будут распространены на все самолеты A400M, которые будут поставлены ВВС Великобритании и Франции. Сообщается также, что переговоры были осложнены возникшими разногласиями между концерном Airbus и компаниями, входящими в консорциум Europrop International (EPI). В основном, разногласия были связаны с тем, что стороны не могли договориться о тех рисках, которые каждая из них возьмет на себя после запуска транспортников A400M в эксплуатацию.

В декабре прошлого года Airbus Military вернула ЮАР платежи, перечисленные ей в качестве предоплаты за поставку восьми самолетов A400M. Заказ на эти транспортники был отменен ЮАР еще в 2009 г., но стороны никак не могли согласовать условия возвращения предоплаченных денежных средств. Теперь же, когда все разногласия улажены, освободившиеся слоты, которые раньше были заняты заказом со стороны ЮАР, компания Airbus Military может предложить другим заказчикам. Напомним, что в общей сложности ЮАР требовала от Airbus вернуть ей $379 млн.

Тем временем, конкурирующие авиастроительные компании планируют начать переговоры по поставке военно-транспортных самолетов ЮАР. Так, например, сообщается, что американская компания Lockheed Martin готова предложить ЮАР свои транспортные самолеты C-130XJ. В то же время сама ЮАР по-прежнему сохраняет достаточно тесные связи с программой A400M, промышленным партнером которой она стала еще в 2005 г. Такие южноафриканские фирмы как Denel Aerostructures и Aerosud до сих пор являются поставщиками программы A400M. В частности, эти фирмы занимаются производством таких компонентов, как крыльевые обтекатели, законцовки крыла, изоляционные материалы и др. Кроме того, фирма Cobham South Africa занимается производством спутниковых антенн для самолетов A400M в Кейптауне.

Вернув предоплату за самолеты A400M, Airbus Military рассчитывает вступить в борьбу за другие тендеры, которые объявляются ЮАР, включая поставку морского патрульного самолета (MPA), бизнес-джетов и др. Сообщается также, что в рамках тендера MPA компания Airbus Military предлагает ВВС ЮАР свой транспортник C295.

В конце прошлого года правительство Германии, которая также является заказчиком транспортников A400M, опубликовало данные по сокращению оборонных статей бюджета, при этом пока что, как отмечают эксперты, сокращение этих расходов еще не отразилось на самой программе A400M. Первоначально Германия оформила заказ на 60 самолетов A400M, потом их количество было сокращено до 53 машин. Однако позже в прессе появилась информация о том, что ВВС Германии, в конечном итоге, намерены купить только 40 транспортников A400M.

Руководство Airbus поспешило разъяснить данные заявления, отметив, что реальная потребность Германии в транспортных самолетах действительно равноценна 40 воздушным судам A400M, но на деле в апреле 2011 г. страна все-таки подписала твердый контракт на поставку 53 самолетов данного типа. При этом, если Германия на более поздней стадии все-таки откажется от 13 самолетов A400M, то Airbus Military готова оказать поддержку в поиске новых покупателей на эти воздушные суда. Но пока контракт по-прежнему предусматривает поставку Германии 53 самолетов.

Обзор подготовлен по материалам Aviation Week, Defense News, Engineering News Online и Flightglobal....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка