О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Grand New - новая веха в развитии модельного ряда AW109

Легкий двухдвигательный вертолет AW109 Grand New представляет собой новейшее поколение модели Grand популярного семейства AW109

Легкий двухдвигательный вертолет AW109 Grand New представляет собой новейшее поколение модели Grand популярного семейства AW109, история развития которого является одной из самых успешных и показательных в современном вертолетостроении.

История семейства "109"

В конце 1960-х итальянская Agusta, производившая по лицензии американские вертолеты Bell 47 и Bell 206, а также Sikorsky S-61, начала разрабатывать свой собственный вертолет для гражданского и военного применения. Первоначальный проект вертолета А109А предполагал установку одного турбовального двигателя Turbomeca Astazou XIV. В 1969 году проект претерпел изменения, получив два ГТД Allison 250-C14. Вертолет, рассчитанный на одного пилота и семь пассажиров, был способен выполнять полет с крейсерской скоростью 265 км/ч на дальность до 600 км. Первый из трех прототипов поднялся в воздух 4 августа 1971 года, а серийная модель появилась в 1975-м.

Затем в 1976 году последовали поставки и доработки. Практически одновременно началась разработка и военной версии машины - A109B, но она не получила развития, и в серию не пошла. Зато была создана 8-местная коммерческая модель - A109C с увеличенной до 2700 кг взлетной массой, большими размерами фюзеляжа и винтом главного ротора с лопастями из композитных материалов. В 1975 году компания вернулась к идее постройки вертолета военного назначения, и через два года был представлен легкий разведывательный боевой вертолет AW109EOA. Машина предназначалась для итальянских вооруженных сил и использовалась для наведения и управления, радиоперехвата и РЭБ, а также в качестве противолодочного вертолета.

В начале 1990-х, еще до слияния компаний Agusta и Westland начались работы по созданию усовершенствованной 8-местной однодвигательной модели AW119 Koala. Вертолет стоимостью $1,85 млн предназначался для эксплуатантов, нацеленных, прежде всего, на увеличение экономической эффективности операций. Первый полет был выполнен в 1995-м, а серийное производство началось в 2000 году. Первые модели выпускались с двигателями Turboméca Arriel 2K1, которые в 1998 году были заменены на более эффективные Pratt & Whitney Canada PT6B.

В 1995 году в ходе авиасалона в Париже Agusta представила A109E Power. Первоначально вертолет оснащался двумя Turbomeca Arrius 2K1, которые позже заменили на более компактные и мощные ГТД Pratt & Whitney Canada PW206C. Несущий винт вертолета получил титановую втулку с эластомерными подшипниками. Одновременно с A109E Power появилась и серия A109E Power Elite, в которой был сделан ряд доработок в компоновке VIP со сниженным уровнем шума, чуть более просторным салоном и увеличенными окнами.

Эта серия в дальнейшем дополнилась недавно сертифицированным A109S Grand, удлиненной версией A109E с двумя PW207C и более длинными лопастями главного ротора, а также военной версией многоцелевого вертолета A109LUH. Были созданы и другие военные версии - A109K, A109M, A109BA (для армии Бельгии), вертолет морского базирования A109KN, а также модели, предназначенные для использования в условиях высокогорья и жаркого климата A109K и A109KM и вариант с неубирающимся шасси A109K2, использовавшийся полицейскими и спасательными службами. В настоящее время в КНР по лицензии производится китайская версия CA109. За период с 1976 по 2000 год было поставлено 576 вертолетов серии AW109 разных модификаций в различные страны мира.

Рождение новой звезды

В 2000-х компания приступила к созданию базе модели Grand более совершенного вертолета. Первый полет AW109 Grand New (или AW109 SP) совершил в 2009 году, а впервые AgustaWestland представила его на "Heli-Expo 2010". Изначально Grand New разрабатывался в качестве транспортного средства для аэромедицинских операторов. В настоящее время модель применяется для выполнения широкого круга задач, включая поиск и спасение, выполнения оффшорных, VIP и корпоративных перевозок, а также широко используется правоохранительными органами.

Основное отличие от модели Grand заключается в цифровой авионике с электронно-оптическими приборами Chelton Flight Logic, новом цифровом четырехканальном дуплексном автопилоте и улучшенной системе обзора. "Стеклянная" кабина с функцией движущейся карты значительно облегчает работу пилотов, а система автоматической навигации от момента взлета и до самой посадки позволяет осуществлять безопасное пилотирование на самых сложных этапах полета. Кроме того, машина оснащена системой контроля технического состояния HUMS и обладает повышенным уровнем безопасности.

Grand New стал первым в классе легких вертолетов, имеющим в составе оборудования систему синтетического видения SVS, способную отображать реальную окружающую обстановку. Вертолет оснащен системой предупреждения столкновений с препятствиями на местности HTAWS, системой предупреждения столкновений в воздухе TAS, камерой FLIR/LLTV и спутниковым телефоном SATCOM Iridium. Оборудование позволяет осуществлять получение и передачу цифровых видеоданных в режиме реального времени.

Grand New построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя ГТД и трехпорным шасси. Фюзеляж выполнен из композитных материалов и оборудован ударостойкими системами, обеспечивающими безопасность пилота и пассажиров. Несущий и хвостовой винты созданы также из композитов и имеют оптимизированные геометрические параметры, что позволяет добиться высокой аэродинамической устойчивости и снизить шумность ниже требований ICAO.

Рулевой винт имеет диаметр 2,03 метра, полужесткий с горизонтальными шарнирами. Лопасти прямоугольной формы в плане из алюминиевого сплава с сотовым заполнителем. Оперение состоит из управляемого стабилизатора трапецевидной формы в плане с размахом 2,88 м и стреловидного киля с подфюзеляжным аэродинамическим гребнем. Несущий винт четырехлопастный с шарнирным креплением лопастей, лопасти прямоугольной формы в плане со стреловидной законцовкой. Главный ротор оснащен тормозом. Трансмиссия рассчитана на передачу мощности 552 кВт/740 л. с.

Затраты на плановый ремонт значительно уменьшены за счет сокращения количества быстро изнашиваемых деталей и увеличения интервалов между ремонтами. Шасси вертолета убирающееся трехопорное, с носовым самоорентирующимся колесом. Может комплектоваться поплавками или лыжами. Топливная система состоит из двух топливных баков емкостью 560 л (460 кг), расположенных под полом пассажирской кабины. Возможна установка подвесных баков, а также дополнительного внутреннего бака емкостью 170 литров. Емкость топливной системы с тремя дополнительными баками увеличивается до 805 л (644 кг). Бустерная система управления имеет двухкратное резервирование. Вертолет оборудован двумя независимыми гидравлическими системами с приводом от трансмиссии, а также грузовыми крюками и подъемником (1150 кг). В комплект оборудования входит поисковый прожектор.

По мнению производителя, модель устанавливает новые стандарты среди двухдвигательных вертолетов. Обладая максимальной взлетной массой 3175 кг (3200 кг - с внешними подвесками), Grand New имеет значительный запас мощности до высот 945 м. Рабочий потолок без учета влияния земли составляет 3050 м. Машина отличается низким уровнем шумов. Благодаря газотурбинными двигателями Pratt & Whitney PW207C (мощностью по 633 л.с.) с системой электронного управления FADEC и фильтрами воздуха, вертолет имеет максимальную скорость полета 302 км/ч (крейсерская - 289 км/ч) при сравнительно низком уровне потребления топлива. Он способен преодолеть расстояние 785 км с дополнительными топливными баками или может обеспечить максимальную продолжительность полета 4 ч 9 мин.

Высокий уровень безопасности обеспечивается прочной конструкцией планера типа "кокон", наличием стойкой к повреждениям топливной системы и удароустойчивых сидений пилотов и пассажиров. Выполненный по новейшим технологиям, салон AW 109 Grand New имеет модульную конструкцию интерьера, оснащен системой кондиционирования и считается самым просторным в классе. В него вмещается до семи пассажиров или двое носилок с тремя медицинскими работниками. Широкая дверь и электрический трап с обеих сторон фюзеляжа обеспечивают удобный доступ в кабину, а вместительное багажное отделение длиной 2,3 м позволяет разместить габаритный багаж.

В 2010 году Grand New получил сертификацию EASA и FAA. Вертолет допущен к пилотированию одним пилотом по приборам, а также при отказе одного из двигателей. Средняя стоимость одного такого аппарата составляет примерно $ 6,3 млн....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка