АвиаПорт.Ru
13 февраля 2012, 21:01
Grand New - новая веха в развитии модельного ряда AW109
Легкий двухдвигательный вертолет AW109 Grand New представляет собой новейшее поколение модели Grand популярного семейства AW109
История семейства "109"
В конце 1960-х итальянская Agusta, производившая по лицензии американские вертолеты Bell 47 и Bell 206, а также Sikorsky S-61, начала разрабатывать свой собственный вертолет для гражданского и военного применения. Первоначальный проект вертолета А109А предполагал установку одного турбовального двигателя Turbomeca Astazou XIV. В 1969 году проект претерпел изменения, получив два ГТД Allison 250-C14. Вертолет, рассчитанный на одного пилота и семь пассажиров, был способен выполнять полет с крейсерской скоростью 265 км/ч на дальность до 600 км. Первый из трех прототипов поднялся в воздух 4 августа 1971 года, а серийная модель появилась в 1975-м.
Затем в 1976 году последовали поставки и доработки. Практически одновременно началась разработка и военной версии машины - A109B, но она не получила развития, и в серию не пошла. Зато была создана 8-местная коммерческая модель - A109C с увеличенной до 2700 кг взлетной массой, большими размерами фюзеляжа и винтом главного ротора с лопастями из композитных материалов. В 1975 году компания вернулась к идее постройки вертолета военного назначения, и через два года был представлен легкий разведывательный боевой вертолет AW109EOA. Машина предназначалась для итальянских вооруженных сил и использовалась для наведения и управления, радиоперехвата и РЭБ, а также в качестве противолодочного вертолета.
В начале 1990-х, еще до слияния компаний Agusta и Westland начались работы по созданию усовершенствованной 8-местной однодвигательной модели AW119 Koala. Вертолет стоимостью $1,85 млн предназначался для эксплуатантов, нацеленных, прежде всего, на увеличение экономической эффективности операций. Первый полет был выполнен в 1995-м, а серийное производство началось в 2000 году. Первые модели выпускались с двигателями Turboméca Arriel 2K1, которые в 1998 году были заменены на более эффективные Pratt & Whitney Canada PT6B.
В 1995 году в ходе авиасалона в Париже Agusta представила A109E Power. Первоначально вертолет оснащался двумя Turbomeca Arrius 2K1, которые позже заменили на более компактные и мощные ГТД Pratt & Whitney Canada PW206C. Несущий винт вертолета получил титановую втулку с эластомерными подшипниками. Одновременно с A109E Power появилась и серия A109E Power Elite, в которой был сделан ряд доработок в компоновке VIP со сниженным уровнем шума, чуть более просторным салоном и увеличенными окнами.
Эта серия в дальнейшем дополнилась недавно сертифицированным A109S Grand, удлиненной версией A109E с двумя PW207C и более длинными лопастями главного ротора, а также военной версией многоцелевого вертолета A109LUH. Были созданы и другие военные версии - A109K, A109M, A109BA (для армии Бельгии), вертолет морского базирования A109KN, а также модели, предназначенные для использования в условиях высокогорья и жаркого климата A109K и A109KM и вариант с неубирающимся шасси A109K2, использовавшийся полицейскими и спасательными службами. В настоящее время в КНР по лицензии производится китайская версия CA109. За период с 1976 по 2000 год было поставлено 576 вертолетов серии AW109 разных модификаций в различные страны мира.
Рождение новой звезды
В 2000-х компания приступила к созданию базе модели Grand более совершенного вертолета. Первый полет AW109 Grand New (или AW109 SP) совершил в 2009 году, а впервые AgustaWestland представила его на "Heli-Expo 2010". Изначально Grand New разрабатывался в качестве транспортного средства для аэромедицинских операторов. В настоящее время модель применяется для выполнения широкого круга задач, включая поиск и спасение, выполнения оффшорных, VIP и корпоративных перевозок, а также широко используется правоохранительными органами.
Основное отличие от модели Grand заключается в цифровой авионике с электронно-оптическими приборами Chelton Flight Logic, новом цифровом четырехканальном дуплексном автопилоте и улучшенной системе обзора. "Стеклянная" кабина с функцией движущейся карты значительно облегчает работу пилотов, а система автоматической навигации от момента взлета и до самой посадки позволяет осуществлять безопасное пилотирование на самых сложных этапах полета. Кроме того, машина оснащена системой контроля технического состояния HUMS и обладает повышенным уровнем безопасности.
Grand New стал первым в классе легких вертолетов, имеющим в составе оборудования систему синтетического видения SVS, способную отображать реальную окружающую обстановку. Вертолет оснащен системой предупреждения столкновений с препятствиями на местности HTAWS, системой предупреждения столкновений в воздухе TAS, камерой FLIR/LLTV и спутниковым телефоном SATCOM Iridium. Оборудование позволяет осуществлять получение и передачу цифровых видеоданных в режиме реального времени.
Grand New построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя ГТД и трехпорным шасси. Фюзеляж выполнен из композитных материалов и оборудован ударостойкими системами, обеспечивающими безопасность пилота и пассажиров. Несущий и хвостовой винты созданы также из композитов и имеют оптимизированные геометрические параметры, что позволяет добиться высокой аэродинамической устойчивости и снизить шумность ниже требований ICAO.
Рулевой винт имеет диаметр 2,03 метра, полужесткий с горизонтальными шарнирами. Лопасти прямоугольной формы в плане из алюминиевого сплава с сотовым заполнителем. Оперение состоит из управляемого стабилизатора трапецевидной формы в плане с размахом 2,88 м и стреловидного киля с подфюзеляжным аэродинамическим гребнем. Несущий винт четырехлопастный с шарнирным креплением лопастей, лопасти прямоугольной формы в плане со стреловидной законцовкой. Главный ротор оснащен тормозом. Трансмиссия рассчитана на передачу мощности 552 кВт/740 л. с.
Затраты на плановый ремонт значительно уменьшены за счет сокращения количества быстро изнашиваемых деталей и увеличения интервалов между ремонтами. Шасси вертолета убирающееся трехопорное, с носовым самоорентирующимся колесом. Может комплектоваться поплавками или лыжами. Топливная система состоит из двух топливных баков емкостью 560 л (460 кг), расположенных под полом пассажирской кабины. Возможна установка подвесных баков, а также дополнительного внутреннего бака емкостью 170 литров. Емкость топливной системы с тремя дополнительными баками увеличивается до 805 л (644 кг). Бустерная система управления имеет двухкратное резервирование. Вертолет оборудован двумя независимыми гидравлическими системами с приводом от трансмиссии, а также грузовыми крюками и подъемником (1150 кг). В комплект оборудования входит поисковый прожектор.
По мнению производителя, модель устанавливает новые стандарты среди двухдвигательных вертолетов. Обладая максимальной взлетной массой 3175 кг (3200 кг - с внешними подвесками), Grand New имеет значительный запас мощности до высот 945 м. Рабочий потолок без учета влияния земли составляет 3050 м. Машина отличается низким уровнем шумов. Благодаря газотурбинными двигателями Pratt & Whitney PW207C (мощностью по 633 л.с.) с системой электронного управления FADEC и фильтрами воздуха, вертолет имеет максимальную скорость полета 302 км/ч (крейсерская - 289 км/ч) при сравнительно низком уровне потребления топлива. Он способен преодолеть расстояние 785 км с дополнительными топливными баками или может обеспечить максимальную продолжительность полета 4 ч 9 мин.
Высокий уровень безопасности обеспечивается прочной конструкцией планера типа "кокон", наличием стойкой к повреждениям топливной системы и удароустойчивых сидений пилотов и пассажиров. Выполненный по новейшим технологиям, салон AW 109 Grand New имеет модульную конструкцию интерьера, оснащен системой кондиционирования и считается самым просторным в классе. В него вмещается до семи пассажиров или двое носилок с тремя медицинскими работниками. Широкая дверь и электрический трап с обеих сторон фюзеляжа обеспечивают удобный доступ в кабину, а вместительное багажное отделение длиной 2,3 м позволяет разместить габаритный багаж.
В 2010 году Grand New получил сертификацию EASA и FAA. Вертолет допущен к пилотированию одним пилотом по приборам, а также при отказе одного из двигателей. Средняя стоимость одного такого аппарата составляет примерно $ 6,3 млн....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 26, 2024
В Московском аэропорту Домодедово обновили разметку на ВПП
Апрель 26, 2024
Объявлены победители корпоративного чемпионата ОАК по профессиональному мастерству