Источник: Ник Маркин, Ольга Романова, Олег Пантелеев // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 23.03.2012, 21:59
Комментариев: 1
 

Аэропорты подняли ставки до премьера

Ассоциация аэропортов попросила Владимира Путина вмешаться в вопрос установления арендных ставок


[image]

Ассоциация "Аэропорт" ГА направила открытое письмо председателю правительства РФ Владимиру Путину с просьбой установить единую ставку за аренду земельных участков, занятых объектами гражданской авиации. Эксперты утверждают, что ставки для аэропортов итак сильно снижены, и пересматриваться не будут.

Приказ Минэкономразвития РФ №597 от 26.10.2011 г. "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов", повторно поступил в Минюст РФ в начале февраля текущего года. Он вводит дифференцированные ставки на земли под аэропортами и аэродромами в зависимости от пассажиропотока. Для аэропортов, через которые проходит менее миллиона человек в год, размер ставки равен пяти копейкам за квадратный метр. В свою очередь, крупнейшим аэропортам, с перевозками более пяти миллионов человек, придется платить за метр земли под аэродромом 2,1 рубль, а метр земли под аэропортом обойдется им в 4,2 рубля в год. Сегодня годовая арендная ставка составляет 1,5% кадастровой стоимости земли.

Изменение формы подсчета арендной ставки предполагалось ввести для снижения арендной нагрузки на аэропорты. Разработать новую методику поручил в апреле 2010 года В.Путин, и на следующий год она была представлена на суд специалистов. Однако, по мнению генерального директора Ассоциации "Аэропорт" Виктора Горбачева, после вступления приказа в силу в нынешней редакции многие аэропорты "потерпят колоссальные убытки". Например, указывается в письме, аэропорт "Курумоч" в Самарской области вместо 1 млн 906 тыс. рублей будет платить за землю в 6,2 раза больше: 11 млн 923 тыс. рублей.

"Такое резкое повышение арендной ставки не может не отразиться на нашей деятельности, - сообщил корреспонденту "АвиаПорта" генеральный директор ОАО "Международный аэропорт "Курумоч" Леонид Шварц, - Мы и так, фактически, содержим аэродром за свой счет. И в результате пострадает конечный потребитель". По его мнению, аэропортам придется повысить стоимость своих услуг для авиакомпаний, что отразится на цене билетов. "Я не могу даже прогнозировать, насколько повысится стоимость полетов, но это произойдет в любом случае, - считает он, - Однако даже такие меры не помогут ряду аэропортов удержаться на плаву. Например, аэропорт Оренбурга, скорее всего, не справится с финансовой нагрузкой. И таких аэропортов много". Кроме того, как предполагает Л.Шварц, изменение арендных ставок может ощутимо затронуть сферу малой авиации.

Представители ассоциации уже несколько раз предлагали Минэкономразвития и Минтрансу пересмотреть готовившийся проект приказа. Кроме того, в июне 2011 г. они обращались с письмом к заместителю председателя правительства РФ Сергею Иванову, курировавшему транспортную отрасль. Против принятия новой методики ранее активно выступали и представители Росавиации.

Более того, на состоявшейся в ноябре 2011 года в Новосибирске конференции транспортников Генеральный директор Международной ассоциации руководителей авиапредприятий Роберт Сулейманов в присутствии министра транспорта Игоря Левитина заявил, что в приказе "не учтена специфика производственной структуры предприятий гражданской авиации". В связи с этим он предложил приостановить регистрацию Минюстом данного приказа и вернуть его на доработку в Минэкономразвития.

Под давлением многочисленных критиков Минюст отклонил первую версию приказа в конце прошлого года. Документ, несмотря на подпись министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, содержал ряд юридических и фактических неточностей и спорных трактовок, которые сейчас исправлены. Но, по мнению ассоциации "Аэропорт", даже если не учитывать высокие ставки, документ все еще недоработан. Так в приказе не учтены посадочные площадки, вертодромы и объекты единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД).

В.Горбачев полагает, что в сложившейся ситуации единственной возможностью для выживания крупных и средних аэропортов станут доходы от неавиационной деятельности, такой как сдача помещений в аренду, платные автостоянки и многое другое. Однако, по мнению эксперта одного из столичных аэропортов, неавиационная деятельность не обязательно поможет главному оператору аэропорта. Зачастую сопутствующие бизнесы контролируются юридическими лицами, в капитале и доходе которых сам оператор аэропорта не участвует, пояснил он.

Представители ассоциации в своем письме предлагают отменить градацию арендных ставок в зависимости от объемов перевозок и отказаться от разницы в стоимости земли под аэродромами и аэропортами. Кроме того, в письме предлагается установить единую арендную ставку в размере 0,05 рублей за квадратный метр не только для аэродромов, но и для всех прочих объектов гражданской авиации.

Впрочем, эксперты полагают, что власти не станут в третий раз пересматривать проект приказа. Сергей Детенышев, генеральный директор компании "Аэропорт Инвестментс", полагает, что ни Минтранс, ни Минэкономразвития сейчас не будут погружаться в этот вопрос. "Вероятность того, что ведомства сейчас будут оперативно решать эту проблему, мала", - сказал он.

Рано Джураева, президент "Инновационного Центра гражданской авиации", принимавшего участие в разработке методики, более категорична. По ее мнению, не все специалисты детально разобрались в методике. "Написанное в данном письме не соответствует действительности и опирается на неверные расчеты. Дело в том, что у аэропорта "Курумоч" до сих пор не разграничены земельные участки, и при умножении всей площади аэропорта, включая аэродром, на аэропортовую ставку получается завышенный результат. На самом деле "Курумоч" ранее должен был платить за аэродромные земли 1 млн 748 тыс. руб., а согласно новым ставкам - 400 тыс. руб., что в 4,5 раза меньше", - считает она.

Кроме того, Р.Джураева рассказала, что на состоявшемся в январе 2012 года совещании в Минтрансе было принято решение рассмотреть отдельно вопрос о ставках за аренду земель под посадочными площадками, вертодромами и объектами ЕС ОрВД. Собеседник "АвиаПорта", знакомый с материалами совещания, уточнил, что Росавиации было поручено создать с привлечением заинтересованных организаций рабочую группу, которая изучит проблему и подготовит проекты приказов Минэкономразвития по утверждению ставок аренды под объектами ОрВД, посадочными площадками и вертодромами.

 
Ссылки по теме:
Материал «Аэропорты подняли ставки до премьера» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Аэропорт Инвестментс, Ассоциация "Аэропорт" Гражданской Авиации, Международный аэропорт "Курумоч", Аэропорт, Детенышев Сергей (в процессе тестирования)