О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Чтение в полете - не в пролете

Бортовой журнал не только средство развлечения в самолете, но и рекламный носитель. "АвиаПорт" выяснил, как должен выглядеть идеальный инфлайт и насколько выгодно его издавать

Бортовой журнал не только средство развлечения в самолете, но и рекламный носитель. Большинство пассажиров пролистывают его от корки до корки просто потому, что больше в самолете нечем заняться, а частолетающие пассажиры успевают один и тот же номер журнала просмотреть несколько раз. "АвиаПорт" выяснил, как должен выглядеть идеальный инфлайт и насколько выгодно его издавать.

История создания инфлайта

История создания инфлайта берет свое начало с 60-х годов XX века, когда американская авиакомпания Pan American первой начала его издание. В России же первый бортовой журнал появился в 1990 г. и назывался Leningrad News. Его издавали в Швеции на английском языке для иностранцев, прилетающих в Ленинград. Через год журнал сменил название на St.Petersburg News. Позже он обрел свое сегодняшнее название - Inflight Review. Со временем на международных рейсах стало больше россиян, чем иностранцев, поэтому статей на английском языке стало меньше и появились материалы на русском. В 1995 г. Inflight Review перешел от шведских издателей к российским (сейчас журнал издает "Издательский дом СПН"). Так зародился рынок бортовых изданий в России.

Когда? Сколько? О чем?

Современное бортовое издание не сильно отличается от своих предшественников и представляет собой глянцевый информационно-развлекательный журнал. Как правило, перевозчики отдают выпуск бортового журнала издательствам на аутсорсинг, при этом политику издания определяет авиакомпания, так как журнал, в первую очередь, отражает ее информационную и маркетинговую политику. В свою очередь издательство ответственно за формат и содержание журнала. Инфлайты различных перевозчиков по структуре содержания похожи друг на друга и содержит в себе статьи на такие темы как: путешествия, культура и искусство, спорт, технологические новинки, кухня, мода, развлечения, новинки музыки, кино и книг и пр.

Главное правило всех бортовых журналов - никакой негативной информации даже в рекламных макетах! Пассажир на борту самолета должен быть спокоен и расслаблен.

Кроме того, в журнале обязательна публикация информации о деятельности авиакомпании - о новых направлениях, пополнение парка ВС. Также в журнале обязательно публикуется информация, которая может быть важна для пассажира перевозчика - информация о правилах регистрации, нормах провоза багажа, программах для часто летающих пассажиров.

"Вместе с рекламными блоками общий объем информации, касающийся деятельности авиакомпании, составляет около 20% общего объема всего журнала. За наполнение этих блоков ответственность несет сама авиакомпания", - рассказывает представитель авиакомпании "ЮТэйр" Анастасия Кириллова. У "Уральских авиалиний" на подобную информацию отводится 22 страницы - примерно 10% объема.

Периодичность выхода бортовых журналов бывает различной. Некоторые журналы выходят раз в месяц, есть журналы, которые выходят один раз в два месяца или даже один раз в квартал. Достаточно часто встречаются случаи, когда издатель сдваивает один-два номера журнала в год в периоды "низких" сезонов в авиаперевозках.

Тираж бортовых журналов у каждой авиакомпании свой. Как правило, тиражи бортовых журналов рассчитываются исходя из среднего объема пассажиропотока. Так, например, у "Аэрофлота" и "Сибири" бортовой журнал выпускается тиражом 100 тыс. экземпляров, "Трансаэро" - 85 тыс. экземпляров, у "России" и "ЮТэйр" - 70 тыс., у "Уральских авиалиний" - 50 тыс., а у "Якутии" - 6 тыс.

Однако, крупнейшие авиакомпании не ограничиваются изданием одного журнала. Так, "Аэрофлот" выпускает помимо инфлайта "Аэрофлот" еще и "Аэрофлот Premium", "Аэрофлот Style" тиражом 20 и 70 тыс. соответственно. У "Трансаэро" есть "Трансаэро Imperial".

К примеру, бортовой журнал авиакомпании S7 ("Сибирь") издается раз в месяц тиражом 100 тыс. экземпляров при участии двух издательских домов - ООО "Инфлайт Интертеймент Групп" и Sanoma Independent Media. Согласно информации, опубликованной на сайте издательского дома, аудитория номера составляет более 580 тыс. человек. Журнал издается на русском языке, содержит специальный раздел для детей - так называемые детские страницы, а информация об авиакомпании, опубликованная в журнале, переведена на английский язык.

У перевозчиков нет единого мнения о целесообразности "разбивки" бортовых журналов по целевым аудиториям: например, выпуска отдельных журналов для детей или англоговорящих пассажиров. Так, в "ЮТэйр" считают, что "разбивка" формирует дополнительные сегменты читателей. "Однако в нашем журнале нет определенных "разбивок". Для того, чтобы, например, занять детскую аудиторию во время полета в журнал специально включен такой раздел как "Развлечения на борту" с рубриками "Шахматы" и "Комикс", - отмечает А.Кириллова.

Кто платит?

Авиакомпании достаточно редко инвестируют какие-либо средства в бортовой журнал. Как правило, финансовые отношения издательского дома с авиакомпанией, которая заказывает выпуск бортового журнала, выстраиваются на основе роялти - фиксированной суммы, которую издатель регулярно выплачивает авиакомпании. При этом все или большую часть расходов издатель берет на себя. Вследствие этого на старте выпуска любого бортового журнала издателю приходится инвестировать в проект от 10 до 30 млн. руб., а на их возврат можно рассчитывать через 1-2 года.

Для большинства перевозчиков печать бортового журнала рентабельна и самоокупаема. Так, в пресс-службе "Уральских авиалинии" отметили, что себестоимость одного экземпляра составляет 80-100 рублей, в зависимости от количества страниц.

Однако бывают случаи, когда авиакомпания финансирует выход бортового журнала. Как правило, это связано с тем, что перевозчик по каким-нибудь причинам не может обеспечить достаточную, качественную аудиторию, что приводит к невозможности финансирования журнала за счет рекламных сборов. Например, для авиакомпании "Якутия" выпуск бортового журнала не окупается. "Это имиджевый проект, который направлен на повышение узнаваемости бренда и сервиса", - отмечает руководитель пресс-службы перевозчика Татьяна Самсонова.

Между тем, в большинстве случаев бортовой журнал является не только имиджевым проектом, но и весьма доходным бизнесом. Согласно информации авиакомпании "Кубань", большинство пассажиров приобретают билет туда-обратно, поэтому могут дважды изучить рекламные материалы. Кроме того, пассажир может забрать свой экземпляр журнала с собой. Аудитория журнала обеспечивается автоматически, контент журнала, как правило, однообразен, с распространением проблем также не возникает. Бортовой журнал лакомый кусок для рекламодателя. Самолетами летают преимущественно люди со средними и выше среднего доходами, и в качестве рекламодателей в инфлайты привлекаются компании, производящие продукты или услуги класса люкс....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка