О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Реализация хабовых перевозок - государственная задача"

О том, что делает "Шереметьево" для своих транзитных пассажиров, "АвиаПорту" рассказал директор дирекции по организации пассажирских перевозок аэропорта Андрей Никулин

Для того чтобы аэропорт носил гордое звание авиационного хаба, необходим ряд условий, среди которых функционирование воздушной гавани в качестве транзитного узла. Чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно, совершая пересадку на следующий рейс, важно не только минимальное время стыковки, но и комфортные транзитные залы. О том, что делает "Шереметьево" для своих транзитных пассажиров, "АвиаПорту" рассказал директор дирекции по организации пассажирских перевозок аэропорта Андрей Никулин.

- В каких терминалах аэропорта есть транзитные залы?

- Транзитные залы есть во всех терминалах аэропорта - D, E, F, В и С. Терминалы D и E новые, и они строились с предполагаемыми трансферными схемами. Терминал D самый современный для обеспечения трансферных перевозок, пока нигде в России нет схем, позволяющих оформлять транзитных пассажиров как с возможностью получения багажа, так и без него. В терминалах В и С аэропорт "Шереметьево" обеспечивает обслуживание трансферных пассажиров между рейсами в данных терминалах. Большая часть пассажиров, прибывающих в терминалы северного сектора, в дальнейшем вылетает из южного терминального комплекса, в котором обслуживается более 80% всех пассажиров "Шереметьево".

- Какой процент пассажиропотока приходится на транзитных пассажиров? Какая авиакомпания дает наибольшую часть транзитных пассажиров?

- На сегодняшний день количество транзитных пассажиров составляет порядка 20% от общего пассажиропотока "Шереметьево", что соответствует уровню ведущих европейских аэропортов. После реконструкции трансферных зон и открытия нового зала по обслуживанию трансферных пассажиров в терминале F, создания еще более комфортных условий для трансферных пассажиров и решения инфраструктурных вопросов мы рассчитываем на увеличение количества авиапутешественников данной категории на 5-10%.

При этом наибольшую часть транзитных пассажиров генерирует авиакомпания "Аэрофлот" и ее партнеры. Отмечу, что "Аэрофлот" за последние два года значительно поменял политику в части организации трансферных перевозок: пересмотрел графики вылетов-прилетов и сделал максимально удобные стыковки. Вследствие чего транзитный пассажиропоток перевозчика с 5% вырос до нынешних объемов. В 2012 году компания рассчитывает достигнуть 20%.

- Какое время стыковки обеспечивает аэропорт?

- Существует такое понятие как Minimum Connection Time (МСТ), то есть стыковочное время от прилета пассажира до времени вылета. Например, мировые хабы предоставляют следующее стыковочное время: Вена и Сингапур - 25 мин., Мюнхен - 30-35 мин., Франкфурт - 45 мин., Амстердам - 50 мин., Лондон- 80-90 мин.

Если говорить о южном терминальном комплексе (ЮТК) аэропорта "Шереметьево", то стыковка между терминалами D, E, F составляет 70 минут. МСТ между северным (терминалы В, С) и южным комплексами достигает 120 минут. Внутри терминала D стыковка между федеральными рейсами составляет 50 минут. Такие показатели говорят о том, что мы стоим примерно на одном уровне с ведущими аэропортами мира. Причем наша задача и базового перевозчика, "Аэрофлота", сократить время стыковки между терминалами ЮТК до 40-50 минут.

- Какие услуги в транзитных залах предлагает аэропорт?

- Аэропорт "Шереметьево" создает условия для максимально комфортного пребывания пассажиров, путешествующих транзитом. Например, в зале обслуживания транзитных пассажиров в терминале F есть стойки регистрации, беспроводной интернет, телевизоры, душевая кабина, детская игровая комната. Зал работает круглосуточно и предоставляет свои услуги бесплатно. Посетить зал может любой пассажир ЮТК. Для транзитных пассажиров с ограниченными возможностями здоровья в зале имеется отдельная стойка регистрации. Замечу, что после соединения около двух лет назад "чистых зон" терминалов F, E и D, пассажиры после прохождения предполетных формальностей, паспортного и спецконтроля могут свободно перемещаться по всей длине комплекса, совершать покупки в магазинах duty free, пользоваться услугами бизнес-залов, комнатами матери и ребенка. А пассажирам с ограниченными возможностями здоровья доступен первый и пока единственный в России бесплатный специализированный зал "Сириус".

- Какое максимальное время пассажир может находиться в транзитном зале?

- В ожидании стыковочного рейса пассажиры могут находиться в зале до 24 часов без российской визы. При этом у пассажира должен быть авиабилет на дальнейший полет.

- Какой потенциал у ваших транзитных залов, сколько пассажиров готовы обслуживать?

- Если говорить обо всем южном секторе, то здесь пропускная способность транзитных залов достаточно высокая, и мы можем говорить о нескольких тысячах пассажиров в час. Пассажиропоток равномерно распределен по всему ЮТК и нет максимальной нагрузки на какой-либо из терминалов.

- Как будете развивать это направление в дальнейшем?

- На базе терминала D и авиакомпании "Аэрофлот" реализовывался эксперимент по возможности обслуживания трансферных пассажиров с внутренних воздушных линий (ВВЛ) на международные воздушные линии (МВЛ) без получения багажа. Была создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители Федеральной таможенной службы, министерства транспорта, аэропорта "Шереметьево", авиакомпании "Аэрофлот", других аэропортов и компаний. Эксперимент прошел успешно и в апреле постановлением правительства были утверждены новые правила обслуживания транзитных пассажиров, которые позволяют использовать данную схему во всех аэропортах на территории РФ.

Сейчас мы проводим эксперимент на ряде рейсов (Токио, Симферополь, Берлин, Осло) по обслуживанию транзитных пассажиров без получения багажа по обратной схеме МВЛ-ВВЛ. Эксперимент был запущен этой зимой и имеет положительные тенденции. Единственный момент, который был выявлен - необходимо провести доработку автоматической системы багажа. Через 2-3 месяца он закончится, и начнется законотворческая работа. Я считаю, что для России подобные эксперименты и реализация хабовых перевозок - государственная задача, которая в целом направлена на повышение уровня конкурентоспособности нашей страны в части перевозки трансферных пассажиров и, соответственно, увеличение доходов и развитие регионов с аэропортами-хабами.

Кроме того, развитие трансферных перевозок возможно за счет улучшения двух показателей. Во-первых, от политики базового перевозчика в части построения трансферных схем - снижения времени стыковок и оборачиваемости воздушного судна. Во-вторых, от стратегии развития аэропорта как хаба, согласно которой аэропорт улучшает инфраструктурные возможности для перевозчиков. Например, в прошлом году мы закупили около 50 единиц техники для обслуживания пассажиров и самолетов, ввели стандарт выдачи багажа 20/12 уровня аэропортов мировых лидеров, сократили время прохождения таможенного и пограничного контроля. Закончив реконструкцию в терминале F, мы практически завершили создание инфраструктурных условий. Сейчас наша задача заключается в решении вопроса по снижению времени прохождения всего комплекса формальностей для пассажиров и создании специальных зон досмотра трансферного багажа. Когда мы реализуем доработку багажной системы, любые трансферные схемы будут для нас открыты. И мы совместно с авиакомпанией "Аэрофлот" планируем довести количество трансферных пассажиров до 40% от общего пассажиропотока.

При этом в рамках улучшения обслуживания транзитных пассажиров к концу года в стерильной зоне терминала Е планируем открыть капсульный отель на 40-50 номеров. Цена за 4 часа пребывания будет составлять $50-60. Строительством отеля будет заниматься компания "Воздушный экспресс", построившая капсульный отель в терминале "Аэроэкспресса". Объем инвестиций в проект составляет порядка 300 млн рублей. Аэропорт не несет финансовой нагрузки, однако мы поддерживаем эту инициативу, так как предоставление подобной услуги ставит нас на один уровень с мировыми хабами.

- Как вы считаете, развит ли транзит у остальных российских аэропортов?

- Ни один из аэропортов России не может похвастаться трансферным пассажиропотоком больше 10%. На мой взгляд, наиболее комфортные условия сейчас созданы в "Домодедово", но и они далеки от тех, что есть у нас. В основном аэропорты развивают поток ВВЛ-МВЛ и обратно, у нас же развиты все виды трансферных перевозок. Я уже говорил, какие необходимо осуществлять меры, чтобы говорить об аэропорте как о хабе. Пока этим не могут похвастаться ни "Толмачево", ни "Емельяново", ни "Кольцово". Мы же стоим на уровне Мюхена, Цюриха, Копенгагена, Франкфурта.

- В чем отличие отечественных транзитных залов от западных?

- У нас больше законодательных ограничений. Мы находимся в рамках формальностей, которые в мире уже решены. Не скажу, что это плохо, это дополнительная безопасность как для аэропорта, так и государства от потока мигрантов, криминальных элементов и запрещенных веществ. Но, например, аэропорты Америки или Израиля находятся в еще худших условиях, они более забюрократизированы, так как есть беспокойство со стороны этих государств в отношении террористических угроз. Мы находимся посередине между максимально открытыми европейскими аэропортами и ограниченными американскими или израильскими....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка