О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Длительных задержек с поставками самолетов Airbus A350 быть не должно

Компания Airbus продолжает уверенную работу над проектом создания нового широкофюзеляжного дальнемагистрального авиалайнера A350 XWB

Компания Airbus продолжает уверенную работу над проектом создания нового широкофюзеляжного дальнемагистрального авиалайнера A350 XWB. Сейчас на заводе компании в Тулузе проходит сборка первого фюзеляжа будущего самолета, и как отмечают эксперты, побывавшие там, сборочная линия завода напоминает огромный конструктор Lego, когда отдельные секции фюзеляжа соединяются воедино, обретая облик новейшего воздушного судна. Airbus стремится в максимальной степени упростить процесс сборки самолета, чтобы минимизировать возможные риски.

Такая стратегия была выбрана европейским концерном неспроста. В прошлом, у Airbus уже были проблемы, в частности, в рамках реализации проекта A380. Допущенные тогда ошибки не прошли даром, Airbus получила хороший урок, и сейчас она стремится использовать накопленный опыт на благо будущим программам.

Первый авиалайнер A350-900 должен подняться в воздух в середине следующего года, тогда как запуск в эксплуатацию этой модели запланирован на первую половину 2014 г. Правда, как говорит руководитель программы A350 Дидье Эвра, произойдет это, скорее всего, ближе к середине 2014 г., а не в начале.

Это утверждение является прекрасной иллюстрацией мощного прессинга, который испытывает компания Airbus в попытках соблюсти запланированный график работы. В европейском концерне готовы мириться с незначительными задержками в программе, если они идут на благо техническому совершенству проекта. Все компоненты еще до момента своей установки на будущей самолет проходят тщательную проверку, поскольку, как считают в Airbus, лучше допустить маленькую задержку, чем проявить неосмотрительную поспешность, которая в итоге может обернуться дополнительными затратами и более длительными задержками.

Перед выходом за ворота ангара в Airbus обещают проводить полноценный контроль качества сборки каждого лайнера A350, таким образом, можно будет определить возможные дефекты на ранней стадии и соответственно принять меры для их устранения. Чтобы понять, к чему могут привести такие дефекты, достаточно вспомнить программу Boeing 787 Dreamliner, когда обнаруженные впоследствии дефекты горизонтального стабилизатора привели к необходимости их замены на нескольких десятках уже собранных самолетов, что конечно же обернулось для Boeing значительными дополнительными затратами и огромной потерей времени.

По словам Д.Эвра, в процессе сборки лайнеров A350 компания Airbus будет применять ряд технологических новшеств. Системы и компоненты самолетов будут проходить тесты на новых испытательных стендах, которые установлены в том же ангаре, где до этого проходили испытания лайнеры A380. Новые, более мощные и совершенные вычислительные средства позволят провести обширное компьютерное моделирование, в ходе которого будут сымитированы условия предстоящих испытаний. В Airbus такой подход считают абсолютно правильным, поскольку именно на стадии моделирования можно предотвратить возникновение возможных проблем, которые могут проявиться в процессе реальных тестов.

Для проверки материалов на усталостную прочность в Airbus построили специальный демонстратор, на котором проводили необходимые тесты. Этот этап также являлся существенной частью программы A350. Кроме того, в процессе подготовки к сборке первого самолета Airbus задействовала уже доступные тренажеры лайнеров A350, и как говорит Д.Эвра, использование виртуального моделирования на тренажерах действительно позволяет отладить работу многих систем и оборудования нового авиалайнера.

Этап окончательной сборки первого лайнера A350-900 с номером MSN1 должен начаться летом текущего года. До конца июля Airbus должна получить горизонтальный стабилизатор для этого самолета. В конце мая компания уже получила двери для первого лайнера, которые были поставлены компанией Eurocopter. Сообщается, что входные двери выполнены из композитных материалов. В общей сложности было поставлено пять дверей. Оставшиеся двери и люки для грузовых отсеков будут поставлены в текущем году.

В Airbus отмечают, что процесс сборки лайнеров A350 должен быть более эффективным по сравнению с другими дальнемагистральными самолетами. Испытания различных элементов будут проводиться одновременно со сборкой лайнера, планируется на раннем этапе провести всю необходимую электрическую проводку в фюзеляже, а процесс соединения крыла с фюзеляжем будет объединен с процессом интеграции пассажирского салона. Также отмечается, что уже через четыре года Airbus рассчитывает выпускать до 10 самолетов семейства A350 в месяц. В то же время определенное беспокойство у руководства Airbus вызывают некоторые поставщики компании, однако в европейском концерне обещают свести к минимуму возможные риски, связанные с цепочкой поставок.

Для программы летных испытаний лайнеров A350 будет построено пять самолетов, два из которых - MSN2 и MSN5 - будут оснащены пассажирским салоном. Отмечается, что в салоне самолета MSN2 будет установлена 252 кресла, из которых 42 кресла будут расположены в салоне бизнес-класса и еще 210 кресел разместят в салоне экономкласса. Оба лайнера, MSN2 и MSN5, будут использоваться компанией Airbus для тестов на эвакуацию пассажиров, а также будут задействованы в длительных полетах, в ходе которых будет проверяться работоспособность и функционирование двигателей.

Однако, несмотря на столь значительный прогресс в программе разработки нового лайнера, у экспертов остаются сомнения относительно выдерживания компанией Airbus запланированного графика работы. Руководство европейского авиастроительного концерна заверяет своих клиентов в том, что сроки первых поставок будут соблюдены. Исполнительный директор Airbus Фабрис Брежье в одном из интервью подчеркнул, что никаких трехлетних задержек не будет.

Правда, в действительности из-за проблем с поставщиками поставка первого лайнера A350 уже была перенесена на один год. Тогда как первые поставки модели A350-1000 были отодвинуты на 2017 г. Но это не единственные проблемы, с которыми может столкнуться Airbus в ближайшем будущем. Многие авиакомпании остаются недовольными спецификациями лайнеров A350-1000, и это, по мнению экспертов, является причиной отсутствия заказов на эту модель в последнее время.

Тем не менее, в Airbus не видят в этой ситуации серьезных проблем и отмечают, что в скором времени компания может подписать новые контракты. Вполне возможно, что новые заказы будут получены европейским концерном в дни проведения международного авиасалона в Фарнборо, который пройдет в Великобритании уже в следующем месяце. Сейчас в Airbus рассматривают варианты высвобождения дополнительных слотов на самолеты A350-1000, поскольку все свободные слоты уже заняты до конца текущего десятилетия. Этот фактор также может отпугивать потенциальных клиентов.

Один из контрактов может быть подписан с лизинговой компанией Air Lease, которая пока что не отказывается от возможности приобретения самолетов семейства A350. Но пока она не спешит оформлять новый заказ, поскольку спецификации новых лайнеров Airbus не удовлетворяют руководство компании. В первую очередь, это касается весовых спецификаций. Как говорит Стивен Удвар-Хази, руководитель Air Lease, в Airbus не могут предоставить точной информации по весовым параметрам своих самолетов, поскольку они в большой степени зависят от того оборудования, которое будет выбрано покупателями и которое соответственно будет установлено на авиалайнерах. По мнению С.Удвара-Хази, вес самолетов A350 пока что является слишком большим, и компании Airbus необходимо принять меры для его снижения. При этом Air Lease в большей степени заинтересована в приобретении самолетов A350-900 и A350-1000, тогда как модель A350-800, как считает лизингодатель, постепенно приближается к своему закату, поскольку она практически не востребована рынком.

Тем временем, компания Boeing продолжает работать над дальнейшим развитием программы 787 Dreamliner и пытается увеличить темп выпуска этих авиалайнеров. Недавно стало известно, что Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) сертифицировала сборочную линию Boeing на заводе в Север Чарлстоне (Южная Каролина, США), где также выпускаются лайнеры 787-й серии. До прохождения данной процедуры Boeing была вынуждена сертифицировать в FAA отдельно каждый выпущенный в Север Чарлстоне самолет семейства 787, что безусловно, оборачивалось дополнительными затратами времени. Теперь Boeing сможет проводить эту процедуру самостоятельно, как это происходит с самолетами, собранными в Рентоне и Эверетте.

В то же время недавно стало известно, что авиакомпания All Nippon Airways, являющаяся стартовым заказчиком самолетов 787-й серии, осталась недовольна степенью затемнения иллюминаторов новых авиалайнеров. Недостаточно затемнение, по словам представителей авиакомпании, особенно заметно во время выполнения длительных перелетов, что безусловно доставляет неудобства ее пассажирам. Руководство All Nippon Airways обратилось в Boeing с просьбой решить данную проблему на следующих самолетах, которые будут получены японским перевозчиком. В компании Boeing комментировать данную ситуацию отказались, тогда как осведомленные источники отмечают, что американский авиаконцерн уже работает над решением данной проблемы.

Эти проблемы для Boeing являются не единственными. В конце мая текущего года стало известно, что правительство Индии угрожает руководству Boeing отказаться от контракта на поставку самолетов 787-й серии, если американская корпорация не выплатит компенсацию за практически четырехлетнюю задержку поставок заказанных самолетов. По неофициальной информации Индия требует от Boeing компенсации в размере $1 млрд. В Boeing отказались от комментариев по данному вопросу.

С другой стороны, в последние месяцы в программе 787 Dreamliner были и позитивные моменты. В частности, первые эксплуатанты самолетов данного типа остались довольны топливной экономичностью новых авиалайнеров, причем, как отмечается, расход топлива оказался даже ниже тех результатов, которые были получены во время летных испытаний этих самолетов.

Авиакомпания All Nippon Airways рапортует о том, что на дальнемагистральных маршрутах экономия топлива по сравнению с самолетами Boeing 767-300ER достигает 21%, тогда как авиакомпании Japan Airlines удалось добиться более низких показателей. Необходимо отметить, что All Nippon Airways эксплуатирует самолеты 787-й серии с двигателями Rolls-Royce Trent 1000, тогда как в Japan Airlines используются самолеты с силовыми установками General Electric GEnx-1B. По информации представителей компании GE, двигатели GEnx-1B имеют 2-процентное преимущество в плане расхода топлива по сравнению с моторами Trent 1000. На внутренних маршрутах авиакомпаний экономия топлива по сравнению с лайнерами 767-300ER достигает 15-20%, что также является достаточно приемлемым показателем для перевозчиков.

В будущем топливная экономичность лайнеров 787 Dreamliner может стать еще выше, поскольку двигателестроительные компании продолжают работать над пакетами обновлений для своих силовых установок. Так, например, в GE готовят пакет обновлений PIP2 для двигателей GEnx-1B, который должен обеспечить снижение расхода топлива по сравнению с пакетом обновлений PIP1 на 1,1%. Сертификация двигателей с данным пакетом обновлений запланирована на четвертый квартал текущего года, после чего эти двигатели станут доступными для клиентов.

Что касается планов компании Boeing на среднесрочную перспективу по дальнейшему развитию своих широкофюзеляжных самолетов, то здесь, судя по всему, приоритет отдается разработке удлиненной версии самолетов Dreamliner, получивших обозначение 787-10. Как отмечают в Boeing, сейчас анализируются два варианта: производство модели 787-10 и модернизация самолетов 777-й серии. Оба проекта после согласования будут представлены правлению компании, которое уже примет окончательное решение. Напомним, что ведущие авиакомпании мира неоднократно пытались убедить Boeing выпустить модернизированную версию самолетов 777 до конца текущего десятилетия, однако вполне возможно, что работы над этим проектом продлятся немного дольше.

Обзор подготовлен по материалам Aviation Week, Bloomberg, Flightglobal и Reuters....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка